Газета Спорт-Экспресс № 122 (3500) от 3 июня 2004 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1
ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА |
Андрей ЧЕРВИЧЕНКО
ЖАЛЬ, ЧТО С РОМАНЦЕВЫМ ТАК ВСЕ ОБЕРНУЛОСЬ...
Окончание. Начало - стр. 1 |
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ |
из Москвы |
НОВЫЙ СПАРТАКОВСКИЙ СТИЛЬ
- И все-таки, что будет с собственностью клуба после смены власти в "Спартаке"? С тем же офисом, например.
- Офис никогда не принадлежал "Спартаку" - только частным лицам. Поэтому новое руководство ищет новый офис. Вообще, новый спартаковский стиль, как я понимаю, подразумевает полный отказ от атрибутов старого стиля, так или иначе связанных с моей персоной.
- Доводилось слышать о том, что, мол, сумма годовой аренды в 600 тысяч долларов не устроила новых владельцев "Спартака". Это соответствует действительности?
- Соответствует. Поверьте, за полторы тысячи квадратных метров главного здания и пятьсот - дополнительного, за охраняемую территорию большого внутреннего двора это совсем не много. Поблизости, в районе Елоховской площади, сдается немало офисов. Так вот цены на них в два раза выше!
- А об окончательной продаже речь не шла?
- Продать или купить, с моей точки зрения, можно почти все, в том числе и этот офис. Подарков, конечно, делать никто не собирается, но если у людей есть желание - они покупают, если нет - ищут в другом месте, вот и вся проблема. Главное, чтобы у покупателей не было неправильных мыслей насчет скидок в полцены.
- А что будет с базой и бывшим стадионом "Алмаз" с комплексом полей и детской академией?
- И то, и другое - неделимая часть продаваемого пакета. В свое время мы долго бились, чтобы выкупить Тарасовку у профсоюзов. Теперь база и стадион им. Нетто в любом случае останутся собственностью акционерного общества "Спартак".
- А игроки?
- Вот как раз с футболистами не все однозначно. Вообще, если кто-то думает, что игроки во всем мире принадлежат клубам, он заблуждается. В Бразилии, например, правами на футболистов владеют или частные лица, или различные структуры. Не обязательно теневые - финансовые и юридические.
При покупке футболистов неизбежны сомнения: а стоит ли игрок таких денег? И тогда поступают предложения взять игрока, скажем, с кем-то на паях - чтобы легче было нести финансовую ответственность. Или тренеру игрок не нравится, а кому-то из руководства нравится. В этом случае футболист приобретается на свой страх и риск. Если заиграет, подскочит в цене - значит, покупатель в выигрыше. Нет - значит, тот же покупатель в одиночку несет убытки. Обычный финансовый риск.
НА ТИТОВА ЦЕНЫ НЕТ
- Могли бы сказать, сколько футболистов "Спартака" принадлежат клубу?
- Думаю, больше восьмидесяти процентов.
- А в какую сумму, если не секрет, вы оцениваете всю сделку по купле-продаже клуба?
- Вообще-то все довольно условно. Например, еще вчера молодой игрок выглядел вундеркиндом и надеждой нации, им интересовались ведущие клубы Европы, а сегодня он еле мяч пинает. Разумеется, цена на него упадет в разы. Или не играющий сейчас Титов - на него цены вообще нет как таковой. Это в Англии хорошо, где футбольная ассоциация публикует в Интернете рейтинги цен на всех игроков. Посмотрел - и думать не надо. А у нас присутствует субъективная оценка, затрудняющая торги. Есть, правда, еще французский сайт, дающий более или менее достоверную картину стоимости всех европейских игроков. Отталкиваясь от этой оценки, футболистов в "Спартаке" собрано миллионов на пятьдесят. Следовательно, весь клуб тянет примерно на сто.
- Как вам в связи с этим такая версия: игроки "Спартака" специально "пинали мяч" в шести последних матчах, чтобы цена на клуб упала перед продажей?
- Доводилось читать и то, что меня специально плавили... Ерунда. Просто начался переходный период: старые власти фактически уже отошли от дел, а новое руководство еще не знает толком, за какие концы ему хвататься. Отсюда и неразбериха. А клуб - очень тонкий механизм, который даже пара неосторожных публичных высказываний может сотрясти, не то что смена руководства.
- Вы знаете людей, которые придут на ваше место?
- Я не все там хорошо понимаю, поэтому не хотел бы обсуждать эту тему. Кроме того, что бы я ни сказал сейчас, это будет воспринято как проявление ненужных обид или лишних эмоций с моей стороны.
- Но хотя бы зачем эти люди покупают клуб - из любви к футболу, из желания заработать или, может, приобрести популярность, - вы знаете? Третий вариант, казалось бы, самый вероятный, но новое руководство пока не торопится себя афишировать...
- Без комментариев.
НАДОЕЛО ТРАТИТЬ ДЕНЬГИ
- Ваш уход - это увольнение по собственному желанию или уступка давлению извне?
- Некий симбиоз того и другого. Во-первых, после стартовых туров "Спартак" шел в лидерах, а значит, у кого-то могло возникнуть преждевременное ощущение скорого блеска медалей. Пошли разговоры: хорошо бы, дескать, пересмотреть имущественные приоритеты в клубе, по-новому разделить собственность. А во-вторых, мне тоже поднадоело тратить деньги и выслушивать взамен, что я, мягко говоря, не такой, как надо. А коли так, после пятого тура мы начали обсуждать сделку, после седьмого - фактически закончили...
- У вас есть ощущение, что вы отдаете "Спартак" в хорошие руки?
- Не хочу обсуждать тех, кто придет в клуб вместо меня. Ни к чему это - время все расставит на свои места. Замечу только, что я и моя команда поработали в "Спартаке" не так уж плохо. Были, правда, провалы вроде поражений от "Локомотива" или "Ливерпуля", что греха таить. У этих поражений - свои причины, но главное - в другом. Не надо забывать, что за четыре сезона мы дважды брали золото, выигрывали бронзу и Кубок России. Ни разу не оставались без еврокубков и даже в нынешнем году сумели с 10-го места заявиться в Интертото, что было сделать совсем непросто. Дай бог каждому на моем месте завоевать то же самое. Но пока у меня складывается ощущение, что в этом сезоне "Спартак" впервые останется вообще без ничего.
- Чем-то футбольным планируете заниматься после ухода из "Спартака"?
- У меня, словно у тренера, имеется немало заманчивых предложений (смеется). Все-таки накоплен определенный опыт, да и не так много сейчас в российском футболе президентских кадров, чтобы они не были востребованы. Но если продолжу свою жизнь в футболе, то, скорее всего, с клубом лигой пониже "Спартака". Слишком непросто все время находиться под микроскопом. Обжегшись на молоке, хочется дуть на воду: лучше взять не самую громкую команду, вывести ее на большие высоты - и получить удовлетворение от этого процесса. Не материальное, понятно, скорее эмоциональное. А в "Спартаке" на моем месте мог оказаться любой, причем он добился бы точно таких же результатов и столкнулся бы точно с таким же отношением болельщиков. Что же касается моих планов, то с ними я пока не определился.
- В провинции не хотите себя попробовать? В Ростове, например.
- Вряд ли решусь возглавить клуб, расположенный далеко от Москвы. Жизнь показала, что необходим каждодневный личный контроль за жизнью команды - финансовый, кадровый, трансферный и прочий. Ростов мне дорог, конечно, как родина, но не настолько, чтобы нестись, словно Чип и Дейл, на помощь - спасать одноименный клуб.
Не хочу касаться чужих проблем, однако для меня теперь абсолютно ясно: легионеров в команде должно быть не больше 30 процентов. А с дальних континентов и вовсе надо брать не больше одного-двух человек. Кроме того, "Ростов" - это Юг со всей его спецификой. Там ты никогда и ни для кого не сумеешь стать хорошим - ни для своих, ни для чужих.
- Говорят, у вас с президентом "Ростова" Иваном Саввиди в свое время был открытый конфликт?
- Если считать конфликтом эмоциональную словесную перепалку перед игрой, то был. Показалось, человек чрезмерно хотел продемонстрировать, что он хозяин в своем огороде.
МОГЛИ КУПИТЬ РИВАЛДО
- Невио Скала в последнее время несколько раз критиковал вас за слабую активность на трансферном рынке в межсезонье. Согласны с ним?
- У Скалы, оказывается, был накоплен богатый опыт выкручиваться из непростых ситуаций. В начале сезона у него хватало игроков, а теперь он заявляет, что ему никого не купили. Так и хочется спросить: "Скажите, кого именно вам не купили? Каких дорогостоящих игроков?"
Скала очень хотел Йенчи - он его получил. Потом он попросил Тарибо Уэста с косичками, Воме из "Эспаньола", который, играя с "Барселоной", либо по ногам соперников бил, либо пешком ходил, и Неретляка. Последнего мы смотрели в Турции один тайм, и сам Скала сказал, что он нам, по его ощущениям, не нужен. Этих троих действительно не купили, а кого еще?!
Скала говорил нам с Шикуновым так: предлагайте мне исполнителей. Мы и предлагали, кого могли. И вообще - есть слово, а есть бумага. Хотите, я покажу вам документ, в котором сказано, что я с двадцатых чисел апреля не руковожу "Спартаком"? У Скалы подобной бумаги нет, а жаль: мне очень хотелось бы знать, кого он у нас безрезультатно просил. Понимаю, что ему надо сейчас что-то говорить, но не люблю, когда кто-то оправдывается, делая виноватым меня. "Все хорошее - от Бога, все плохое - от Червиченко" - это неверная позиция.
А вот знаменитого Ривалдо Скала почему-то сразу забраковал, хотя была реальная возможность его купить - мы держали в голове ситуацию, которая в итоге случилась с Титовым. И по Онопко было серьезное предложение. Но Скала отмел наши увещевания и доводы - с формулировкой "он медленный". В результате до серьезных переговоров дело так и не дошло.
- Зато вы купили Скале Зоа.
- Он нам достался бесплатно - вместо сбежавшего Огунсаньи, за которого были уплачены серьезные деньги. Не хочу сейчас касаться того, почему за Огунсанью отдали завышенную сумму, но Зоа оказался не так уж и плох. Да, забил в свои ворота - бывает. Евсиков, вон, бронзы лишил "Локомотив" своим автоголом в Казани, а Семин его приобрел на следующий год - и ничего.
Не так давно читал большой комментарий о России какого-то итальянского футбольного спеца. Тамаша и Шоавэ этот спец назвал весьма ценными приобретениями. А Павленко и Самедова - будущим российского футбола. Между тем эти ребята заиграли в "Спартаке" при мне, что дает, согласитесь, определенный повод для гордости.
- Вам, судя по всему, так и не удалось выстроить в клубе четкую трансферную систему, не допускающую финансовых утечек.
- Оглядываясь назад, понимаю, сколько денег я просто подарил другим людям. Но что делать - пока будешь с лупой в руках исследовать один трансфер, упустишь три других. Кроме того, в футболе нет понятия себестоимости игроков. В них вложено от силы сто пятьдесят - двести тысяч в каждого, а дальше начинается чистой воды рынок. Кто как раскручен, кто под каким соусом подан, на кого наведен глянец, а на кого нет. В Сьерра-Леоне, скажем, вы можете купить себе за бесценок полный карман неограненных алмазов, а в ювелирном магазине в Монако кто-то отдаст за них состояние. Потому и востребована профессия агента. Ведь главное в ней - уметь правильно торговать, а не сам товар.
Так что реально оценить стоимость того или иного игрока в современном футболе очень трудно. Если же брать ситуацию с тренерами, то я не из мазохистских соображений их менял. Так получалось, хоть и признаю, что для команды это вредно.
- Что будет с Александром Шикуновым, Александром Мейтиным, другими вашими соратниками по "Спартаку" после смены руководства?
- Проверенные менеджеры, пришедшие со мной, со мной и уйдут. А Шикунову, Мейтину и некоторым другим сотрудникам я должен сначала что-то предложить, а потом интересоваться их выбором.
НЕ ХВАТАЛО ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА
- Могли бы парой фраз охарактеризовать ваш роман со "Спартаком"? И можно ли это вообще назвать романом?
- Отвечу так: рановато я занял столь ответственный пост - в смысле возраста. Жизненного опыта не всегда хватало.
- А что считаете главным достижением спартаковского этапа своей карьеры?
- Открытие молодых - Павленко, Самедова, Сычева. Они, уверен, - будущее российского футбола.
- Жалеете о чем-нибудь?
- Пожалуй, о том, что с Романцевым так все обернулось. Не в смысле своей реакции на его действия или ощущения какой-то вины, нет. Просто в определенный момент можно было от каких-то вещей его отвратить, постараться найти общий язык. В общем, жаль, что не сложилось у него со мной и со "Спартаком".
- Скажите честно, сколько вы потеряли денег на "Спартаке"?
- Ну-у, лет пять среднюю команду премьер-лиги можно было бы на них содержать.
- А что приобрели? Известность?
- Хм-м. Кто-то, завидев меня в аэропорту, начинает кричать: "Смотрите, Червиченко!" Кто-то лезет обниматься, а кто-то ругается на чем свет стоит. Так что не такая уж это приятная штука - известность. Нет, приобрел я в первую очередь опыт и более глубокое понимание человеческой натуры. А еще - первую седину.