Газета Спорт-Экспресс № 121 (3499) от 2 июня 2004 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 2

3 июня 2004

3 июня 2004 | Футбол

ФУТБОЛ

ПРИЗ "СЭ"

ЛУЧШИЙ ФУТБОЛИСТ СТРАН СОДРУЖЕСТВА И БАЛТИИ

ЯРКИЙ МАЙ ПЕРЕД ДОЛГОЖДАННЫМ ИЮНЕМ

Борис ЛЕВИН

Сел за комментарий к майским итогам нашего конкурса и почему-то сразу вспомнил ощущения раннего детства. Школа. Первый класс. Двадцатые числа декабря. Учительница что-то спрашивает, а в мыслях только одно: "О чем вы, Евгения Денисовна, как вас могут волновать такие пустяки, ведь скоро Новый год!" Возвращаешься домой, по телевизору вроде бы что-то интересное, но разве может быть что-то интересное за неделю до Нового года? Приходят родители, приносят что-то вкусное, но никакого желания наброситься на него нет и в помине - все действительно вкусное будет на Новый год...

Думаю, что схожие чувства одолевали весь футбольный люд в мае. Соревнования шли своим чередом, какие-то турниры финишировали, какие-то набирали ход, а в мыслях у всех был только июнь. И ожидание чего-то этакого... Одним словом, праздника. А между тем и в мае случались свои подвиги, свои свершения, свои преодоления. Может, и не былинные, но вполне и вполне достойные.

Впрочем, а почему не былинные? Лет через -надцать, когда победы наших клубов в евротурнирах станут делом обыденным, о достижениях Дмитрия Аленичева могут и подзабыть. Но пока он у нас один такой - выигравший два Кубка подряд, и не просто выигравший, но и внесший в эти победы чуть ли не решающий вклад. О 30 минутах Дмитрия в Гельзенкирхене написано уже очень много, повторяться особого смысла нет. Еще только одна ремарка для скептиков: представьте себе на минуточку, что вышел бы на поле игрок, для которого весь смысл был бы только в этом самом выходе, в прикосновении, так сказать, к большому историческому событию. Сделал бы "обрез" - всего один! - и улетел бы заветный Кубок в итоге отнюдь не в Порту, а совсем даже в Монако. Что бы вы тогда писали и говорили, господа хорошие?

В общем, нет никакой натяжки в том, что аленичевские полчаса перевесили в глазах постсоветских СМИ гораздо большие временные промежутки других номинантов мая. Но при этом и у соперников Дмитрия достижения были отнюдь не рядовыми. Скажите, кто из наших и когда делал свой клуб чемпионом Италии, забив при этом решающий мяч в самом главном матче чемпионата? Да еще и став, на всякий случай, лучшим бомбардиром этого самого чемпионата, голы в котором даются гораздо труднее, чем в каком бы то ни было? Не сомневаюсь, что в любом другом месяце (ну, может, за исключением того самого долгожданного июня) Андрей Шевченко стал бы лауреатом нашего конкурса играючи. А вот в мае не удалось. А это значит, что конкуренция уже пошла по самому высокому счету, по наивысшим европейским меркам.

Вот и Андрей Каряка пал жертвой этой конкуренции. О таком месяце, что выдал он, можно только мечтать. С сумасшедшими голами, с хет-триком в ворота "Спартака", с уверенным лидерством среди бомбардиров России. А у нас он только третий. Впрочем, почему "только"? Стоит взглянуть, кого Андрей опередил, дабы понять одну простую вещь: стать третьим среди футболистов СНГ и Балтии - это сейчас уже очень непросто. И очень почетно.

Какие мячи, к примеру, забивал в мае Александр Кержаков?! Один ведь другого краше. А самое главное: они были не только эффектны (три из четырех попали в лучшие голы тура по версии "СЭ"), но и эффективны. Недаром "Зенит" одержал в пяти играх этого месяца четыре победы и упрочил свои передовые позиции в российском чемпионате.

А разве не достоин самых лестных слов Александр Иашвили? Дубль в ворота "Ганновера" (4:1) в первый день мая позволил ему войти в символическую сборную 31-го тура бундеслиги, стать лучшим бомбардиром "Фрайбурга" (14 мячей) и лучшим полевым игроком команды по оценкам Kicker. После окончания сезона контракт у Иашвили истек, но клуб специально продлил соглашение, чтобы выгодно продать своего форварда: спрос на него сейчас достаточно велик. Неудивительно, что в воскресенье Александр был назван футболистом года в Грузии.

А в Украине все вдруг вспомнили, что есть такой забивной форвард - Андрей Воробей. Бернд Шустер использовал его на фланге полузащиты, а то и вовсе держал на лавке - ибо результаты тренерских экспериментов были мизерны. Но стоило Виктору Прокопенко вернуть Андрея на передовую, как все волшебным образом изменилось: пять мячей в четырех матчах и голевая передача в финале Кубка Украины на закуску. Думаю, такими темпами Воробей может добиться того, что приглашения в сборную мира (а именно в такой команде он отыграл в Румынии на матче-прощании Георге Попеску, не уйдя опять же с поля без гола) станут делом не разовым, а регулярным.

Седьмым нашим номинантом в мае был Алексей Смертин. Ничего особого он в этом месяце не сотворил, но его обычная надежность, его планка (ниже которой он не позволяет себе опускаться даже в самых блеклых матчах своей команды - как это было в Австрии, например, в составе российской сборной) служат тем самым переходным мостиком, который позволяет заглядывать в июнь не только с опаской, но и с надеждой. Надеждой на то, что на португальском празднике футбола мы не будем лишними.

И мне хочется пожелать читателям "СЭ" и всех других изданий, причастных к конкурсу, только одного: пусть в последний день начавшегося месяца, день подведения итогов очередного этапа, глаза у представителей постсоветских СМИ разбегались: кому отдать предпочтение, кто проявил себя ярче всех в длинном списке достойных номинантов? Ведь это будет означать одно: сборные России и Латвии отыграли первый этап континентального первенства на ура. А чего еще можно сейчас желать?