Газета Спорт-Экспресс № 119 (3497) от 31 мая 2004 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 2
СОВРЕМЕННОЕ ПЯТИБОРЬЕ |
ЧЕМПИОНАТ МИРА |
Игорь НОВИКОВ: "НАМ ПРИХОДИЛОСЬ ФЕХТОВАТЬ ПО 14 ЧАСОВ"
Игорь Александрович НОВИКОВ
Родился 19 октября 1929 года.
Двукратный олимпийский чемпион в командном зачете (1956, 1964). Серебряный призер Олимпийских игр в личном (1964) и командном (1960) зачетах. Четырехкратный чемпион мира в личном (1957, 1958, 1959, 1961) и пятикратный в командном (1957, 1958, 1959, 1961, 1962) зачетах. Четырехкратный чемпион СССР (1953, 1956, 1959, 1964).
Заслуженный мастер спорта (1957).
Заслуженный тренер СССР (1968).
С 1988 по 1992 год - президент Международного союза современного пятиборья и биатлона (UIPMB).
С 1977 по 1992 год - президент национальной Федерации современного пятиборья.
Легенда отечественного и мирового пятиборья Игорь Новиков с осени 2000 года на пенсии. Однако выглядит он по-прежнему бодрым и подтянутым и, естественно, не пропускает ни одного дня ЧМ-2004.
- Игорь Александрович, чем занимаетесь на пенсии?
- Читаю газеты, участвую в культурной жизни, посещаю теннисные турниры "Кубок Кремля" и St. Petersburg Open. Пищу книгу, которая будет называться "13 стартов и UIPMB".
- Как относитесь к нынешним правилам проведения соревнований по вашему любимому виду спорта?
- В моем понимании современное пятиборье - офицерский вид спорта. Есть легенда о попавшей в окружение воинской части и гонце, которому ради ее спасения пришлось использовать свое умение в стрельбе, плавании, фехтовании, конкуре и беге. Наш спорт - для очень мужественных и физически хорошо подготовленных людей. Но сейчас пятиборье, как мне кажется, сильно отличается от того, чем занимался в свое время я. Оно стало слишком рафинированным, утратило сложность и интригу. Раньше 66 человек выходило в финал, а теперь - 32. Раньше на Олимпиаде страна могла выставить трех человек, теперь только двух. Фехтовальные поединки довели до одной минуты, а в наше время на один укол давалось 5 минут. Ведь за минуту продемонстрировать тактику и мастерство невозможно. Помню, на чемпионате мира-1959 фехтовальный турнир растянулся на 14 часов. Выигрывая все бои на последних секундах, я потерял почти 4 кг веса и даже после нескольких сеансов массажа не мог ночью уснуть - мышцы сводили судороги. Раньше и стрельба была более напряженной, и бегали мы не как сейчас - по ровненьким асфальтированным дорожкам, а по пересеченной местности с разницей высот от 70 до 100 метров. В конных состязаниях было не менее 30 препятствий: заборы, овраги, бревна, канавы. Надо было уметь за несколько минут знакомства с лошадью заставить ее подчиняться тебе.
- А каким вы видите пятиборье будущего?
- Безусловно, для повышения зрелищности соревнований надо что-то менять. Может, стоит позаимствовать что-то у биатлонистов. Например, мишени сделать другие или поменять пистолеты на винтовки... Вариантов может быть много.
- Интересно, с допингом как раньше обстояли дела?
- Проверять на него стали где-то в середине 60-х годов. Помню, на Играх в Токио за мной следили по полной программе. После разминки перед плаванием ко мне в раздевалку зашел венгерский тренер, - а венгры в то время были нашими главными конкурентами, - и увидел, как я выбросил в урну ампулы из-под глюкозы с аскорбиновой кислотой. Он тут же вызвал президента международной федерации, но тот, к разочарованию жалобщика, одобрил мои медицинские новации, сказав, что сам в свое время только сахар ел. Я многое повидал и убежден, что, несмотря на чудовищные нагрузки, которые ложатся на плечи спортсменов, борьба должна быть честной и проходить в равных условиях.
- Чем из того, что было сделано за время вашего руководства международной федерацией, вы гордитесь?
- Мы начали развивать женское пятиборье, проводить чемпионаты мира среди юниоров и юношей, стали пропагандировать биатлон. Старались расширить олимпийскую программу, чтобы наш вид спорта стал более медалеемким, но, к сожалению, МОК нас не поддержал.
- Нынешний президент UIPM Клаус Шорманн пользуется поддержкой?
- Не все довольны его политикой, но и конкурентов у него пока нет. Шорманн очень старается сохранить пятиборье в олимпийской программе и ищет поддержку в этом у влиятельных людей.
- Москва продолжает борьбу за право принять Олимпиаду-2012. Как вы к этому относитесь?
- Начиная с 1952 года я был на 18 Олимпиадах, в том числе на шести зимних, в четырех участвовал сам. Прекрасно знаю, что Москва может провести Игры на самом высоком уровне. С 1980 года у нас многое изменилось, и практически все - к лучшему. Правда, у Москвы серьезные конкуренты. Те же американцы могут купить и продать все что угодно. И хотя я являюсь почетным гражданином штата Техас, города Атланты и почетным мэром города Сан-Антонио, считаю, что слишком часто проводить Олимпиады в США скучно.
- Каким образом вы удостоились этих титулов?
- Это произошло в 1991 году, когда я, будучи еще президентом UIPM, проводил там чемпионат мира. Чем-то приглянулся, видать, местным жителям, предлагали даже к ним перебраться. Мол, Советский Союз все равно распался...
- Почему же вы не согласились?
- Думаете, это было впервые? Меня еще с 1956 года постоянно звали куда-нибудь. Но что мне за рубежом делать? Одни мои знакомые уехали, а потом проситься назад стали. Говорят: тоска - ни друзей, ни знакомых... А у меня хорошая семья: жена, два сына, две внучки и два внука. Чего еще желать?
- Ваши внучата такие же спортивные?
- 16-летний Володя и 10-летняя Аля плаванием занимаются, 15-летний Игорь Александрович Новиков предпочел баскетбол, а 18-летняя Машенька артисткой хочет стать.
Елена РЕНЖИНА