Газета Спорт-Экспресс № 111 (3489) от 21 мая 2004 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 5

21 мая 2004

21 мая 2004 | Футбол - Чемпионат Европы

ФУТБОЛ

EURO-2004. ОСТАЛОСЬ 22 ДНЯ

ШТАБ

Николай ЛАРИН

В МИР ФУТБОЛА ПОПАЛ БЛАГОДАРЯ ВАСИЛЬКОВУ

Николай Юрьевич ЛАРИН

Родился 23 ноября 1957 года в Москве.

Массажист.

Окончил Московский областной институт физкультуры. Работал массажистом в командах: "Локомотив" (1986 - 1992), "Спартак" (май 1992 - 2003). С 2004 года - в "Динамо". В сборной России - 1996, 1999 - 2002 и с августа 2003 года.

Иной раз встреча с незнакомцем может перевернуть жизнь. Николай Ларин убедился в этой нехитрой истине двадцать лет назад.

Он устроился тогда массажистом в республиканский врачебно-физкультурный диспансер неподалеку от Киевского вокзала. А до этого три года оттрубил учителем физкультуры в подмосковных школах, куда был направлен по распределению. Параллельно решил окончить курсы массажа. "Меня почему-то всегда интересовала эта профессия, - объяснял Ларин свой выбор. - У меня и сестра медик. Люблю делать массаж".

Диспансер тот обслуживал сборные России по различным видам спорта. Однажды Ларина вызвал заведующий: "Поедешь с командой конькобежцев на сбор на Енисей". И первым, кого он обнаружил там, был врач Юрий Васильков, который зимовал в той сборной после ухода из бесковского "Спартака".

- Юрий Сергеевич старше меня на девять лет, тем не менее мы быстро подружились, - говорит Ларин. - Хотя панибратских отношений между нами до сих пор нет. Что скрывать, Василькову многим в этой жизни обязан. Именно благодаря ему я попал в мир футбола. С того дня, считай, и трудимся в тандеме. Мы продолжали общаться, даже когда наступали недолгие перерывы в совместной работе: в 89-м он ушел из "Локомотива" в "Спартак", а полтора года назад - из "Спартака" в "Динамо". Но так уж получалось, что немного погодя и я перебирался следом.

Отечественная сборная по конькобежному спорту - короткая страница в биографии Василькова. Вскоре Юрий Семин пригласил врача в "Локомотив". А тот позвал с собой и своего друга-массажиста Ларина.

"В "Локомотиве" я прошел большую школу", - отзывается о том периоде Николай. Не поспоришь. Это сейчас у Семина, по российским меркам, клуб с приставкой "супер", а в конце 80-х в первой лиге все было намного скромнее. И чем только Ларину не приходилось порой там заниматься. Массаж сделать - пожалуйста. Обезболивающий укол - тоже не вопрос. Игру на камеру заснять - да ради бога. Не массажист, в общем, а находка.

- На предсезонных сборах в Хосте, случалось, по 40 человек в составе "Локомотива" приезжало. Из массажистов - только я. В итоге до часа ночи от массажного стола отойти не мог, иногда и позже. Тяжело, но выхода-то нет. Был момент, когда на несколько месяцев команда без врача осталась. Так я и уколы вынужден был делать, и повязки накладывать. Еще одно время у нас видеооператора не было. От безысходности его функции переложили на меня. Перед игрой, как обычно, растирал футболистов, затем брал камеру - и на верхотуру стадиона снимать матч. В перерыве спускался в раздевалку, помогал ребятам, а через 15 минут опять на трибуну... Теперь, конечно, со смехом все это вспоминаешь. Футбол наш совсем на другой уровень вышел. Массажистов нынче почти в каждом клубе как минимум двое. В сборной мы вообще втроем. И никто, заметьте, без работы не простаивает.

У футболистов, не секрет, хороший массаж всегда в цене. Прилег после баньки встряхнуть мышцы, зажмурил глаза - благодать... Ларин рассказывает, что особенно это дело уважал Сергей Горлукович, который в парилке также был горазд посидеть. По банной части не отставал от него и Юрий Гаврилов, а вот массировался, как ни странно, крайне редко. "Почему?" - допытывался у него Николай. "Не привык", - сухо реагировал Гаврилов. Перечить живой легенде, на исходе третьего десятка доигрывавшей в "Локомотиве", Ларин не осмеливался.

- Если игрок опытный, переубедить его практически невозможно. А вот молодежь на сей счет стараюсь просвещать. Спортсменам для общего восстановления очень полезен массаж в бане. У нас с недавних пор, как в Европе, - в первой половине дня после матча не выходной, а восстановительные процедуры на базе. Сначала легкая нагрузка на поле, чтобы прогнать молочную кислоту, которая скопилась в организме за игру. Далее бассейн, парная - и на массажный стол. Поверьте, спустя некоторое время футболист снова как огурчик.

"5 мая 1992-го, - с ходу выпалил Ларин в ответ на мой вопрос, когда он перешел в "Спартак". - Эта дата прочно врезалась мне в память. К тому же через пару дней в финале Кубка мы обыграли ЦСКА. Оба гола забил юный Володя Бесчастных". И это было только начало. За дюжину сезонов "Спартак" в России девять раз осыпал себя золотыми медалями, каждую из которых Ларин имеет полное право назвать и своей.

- В "Локомотиве" меня все устраивало, но попасть в "Спартак" было пределом мечтаний. Я за красно-белых с детства болел! Да и разве можно было сравнить тогда эти клубы? С Семиным на тему своего ухода долго не решался заговорить. К тому же стартовал уже сезон. Отпустил он без проблем, однако, чувствовалось, обиделся крепко. А для меня 12 лет в "Спартаке" пролетели на одном дыхании. И в прошлом году никто из команды не гнал. Заявление написал по собственной инициативе. Все-таки без Олега Ивановича "Спартак" стал другим.

С этого сезона Ларин работает в "Динамо". Как и Васильков. Забавно, что, несмотря на давнюю дружбу и обоюдную страсть к рыбалке, вдвоем посидеть с удочкой на берегу им еще ни разу не удавалось.

- Из года в год собираемся с Васильковым махнуть куда-нибудь порыбачить, но никак не получается. Времени свободного настолько мало, что каждый выходной стремишься провести в кругу семьи. Самое трудное в моей профессии - постоянно находиться вдали от жены и детей. У меня ведь их трое. Ивану - 15, Маше - 13, а Насте - 7.

- По нынешним меркам, трое детей - большая редкость.

- Ну и что? Мы пошли на этот шаг осознанно. Потому что дети - лучшее, что может в своей жизни сделать человек.

Александр КРУЖКОВ