Газета Спорт-Экспресс № 97 (3475) от 4 мая 2004 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

4 мая 2004

4 мая 2004 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

ОЛИМПИЙЦЫ-2004

СТАНЦУЕТ ЛИ ШИПУЛИН СИРТАКИ?

Геннадий Шипулин очень похож на медвежонка. Не плюшевого игрушечного, а самого что ни на есть настоящего. Такого косолапенького, улыбчивого и сластену, которого непременно хочется погладить, приласкать. Совсем недавно видел его в игре за ветеранскую команду - ну точно медвежонок на цирковой арене: в длиннющих трусах колобком катался по площадке! И в очередной раз удивился, почему талисманом волейбольного "Локомотива-Белогорья" выбрали рыжегривого льва. Да бурый медвежонок это должен быть, круглый, мохнатый и с мордочкой, напоминающей главного тренера лучшего клуба Европы и сборной России, которую причисляют к олимпийским фаворитам.

ВЕНГР

Волейбол начинался для него со студенческой команды Технологического института. Уровень ее был не просто любительским - дворовым. В Белгороде в начале 70-х понятие о об этой игре, конечно, имели, но самое общее - правила знали. Однако все стало меняться, когда в команде Технологического появился новый тренер со звучной фамилией Венгеровский. Олимпийский чемпион и человек неординарный, про которого до сих пор, спустя несколько лет после его внезапной кончины на волейбольной площадке, ходят легенды. Одну из них вычитал у белорусских коллег в газете "Прессбол". В начале 60-х Юрием Венгеровским, который был лидером харьковского "Буревестника", заинтересовались в Луганске, и вопрос о его переходе в местную "Звезду" решал, что случалось в исключительных случаях, тогдашний первый секретарь обкома КПСС, большой поклонник спорта Владимир Шевченко. "Договорившись о зарплате, партийный меценат спросил, какие еще есть пожелания. Игрок попросил квартиру ("будет"), четырехкомнатную ("будет"), в центре города ("будет"), автомобиль ("будет"), не "Москвич", а "Волгу" ("будет"), и непременно черную ("пошел вон!"). Аудиенция закончилась. Переход не состоялся".

Этот эпизод хорошо характеризует одного из лучших пасующих тех лет - максималиста во всем. С приходом Венгеровского в белгородскую студенческую команду отношение к волейболу в городе начало приобретать профессиональные черты. Понятно, что совсем неволейбольный по своим физическим данным Шипулин в состав не попал, но из команды не ушел - помогал новому тренеру чем только мог, выполнял любую работу. И во все глаза смотрел на то, что делает знаменитый в недавнем прошлом волейболист, в рот ему заглядывал, ловил каждое слово, каждый жест. С той поры Венгеровский является для Шипулина непререкаемым авторитетом.

- Почти все, что я сегодня имею, причем не только с волейбольной точки зрения, - заслуга Венгра, - говорит Шипулин. - Он определил мой путь в жизни, научил разбираться в людях, стоял у истоков создания моей семьи - вот уже три десятка лет мы с Надеждой счастливы, вырастили дочерей, теперь не нарадуемся на внучку. Юрий Наумович сделал из меня педагога, настоял, чтобы я закончил второй вуз. Даже представить не могу, как бы все сложилось, не окажись я однажды рядом с Венгеровским. Для меня он, как Антон Макаренко для беспризорников. Человек непростой, властный, в общении очень тяжелый. Случалось, мы ругались, месяцами не виделись - он несколько раз возвращался в родной Харьков, но в конце концов вновь сходились и делали общее дело.

В 1983 году в Белгороде прошел один из туров чемпионата СССР, и Шипулин лишний раз убедился в том, что волейбол городу нужен - столько народу приходило на матчи. Начал создавать команду, которая в самом начале 90-х попала в первую лигу всесоюзного чемпионата. Первый тур проходил в Одессе, и на мандатной комиссии выяснилось, что 14 фамилий в заявке недостаточно, так как, по регламенту, в каждой команде должно быть два состава - основной и дублирующий с несколькими запасными. Сообразительный тренер быстро сориентировался и, вписав в заявку себя и своего помощника, получил добро на выступление "Аграрника", как в те годы называлась белгородская команда.

- Пришлось даже самому выходить на площадку за дубль, - вспоминает Шипулин. - А играл я тогда еще хуже, чем сейчас, выступая за ветеранов. Вот так начался наш путь наверх.

ГУБЕРНАТОР

Белгородчина отмечает сейчас свое 50-летие - полвека назад была образована область, и белый город стал ее центром. Шипулин тоже только что отпраздновал свой юбилей. Такое получилось совпадение. "Это город, который дал мне все, и я стараюсь ответить тем же, - говорит он. - Вы наверняка заметили, как наш край преображается из года в год, развивается, хорошеет. Огромная заслуга в этом губернатора Евгения Степановича Савченко. Умница, прагматик, знаток своего дела, человек новой формации, хотя и прошел в свое время все ступени партийной лестницы. Профессиональный менеджер, вникает во все от и до. Быстро ориентируется в обстановке и, если надо, принимает нестандартные решения без оглядки на федеральные власти. Последовательный в своих поступках, человек слова. А еще очень любит спорт и сам играет в волейбол".

Впервые мне довелось пообщаться с Савченко в 1995 году, когда белгородские волейболисты добились своего первого значительного успеха, завоевав серебряные медали чемпионата страны. "Когда в провинциальном городе проводится крупный турнир, руководству вроде как по протоколу положено присутствовать хотя бы на церемонии открытия, - рассказывал мне Евгений Степанович. - И после двух-трех таких церемоний, а заодно и матчей, просмотренных "в нагрузку" к ним, начал ловить себя на том, что мне и волейбол интересен, и судьба команды небезразлична". Тогда же глава областной администрации высказал любопытную мысль: "Почему бы не превратить Белгород в столицу российского волейбола?"

Сегодня вряд ли кто-то будет оспаривать факт, что Белгород и есть его нынешняя столица - на прошлой неделе "Локомотив" в третий раз подряд и в шестой за последние 8 лет завоевал звание чемпиона страны. А Савченко все мало: год назад, когда белгородцы стали первыми в Европе, выиграв Лигу чемпионов, губернатор призвал земляков превратить свой город в главный волейбольный центр Старого Света. И теперь, после очередной блестящей победы Шипулина и К° в недавнем "Финале четырех", Белгород, по сути, стал европейской волейбольной Меккой. Никого уже не удивляет то, что "Локомотив-Белогорье" - базовый клуб сборной и что большая часть подготовки мужской команды к Олимпийским играм пройдет в этом городе под пристальным вниманием и при непосредственном участии, если потребуется, губернатора. До сих пор вспоминаю, как несколько лет назад затянулся финальный матч чемпионата страны, в котором белгородцы сражались с командой "МГТУ-Лужники" в московском спортзале "Дружба". В итоге гости опоздали на свой фирменный поезд. Так Савченко, узнав об этом, немедленно отправил в Москву личный самолет, чтобы доставить домой новоиспеченных чемпионов России.

ПОМОЩНИКИ

Вот уже седьмой год Шипулин руководит сборной. В других национальных командах, с которыми россияне соперничают на всех крупных турнирах, - Италии, бывшей Югославии, Бразилии - за это время главные тренеры менялись не раз и не два. А Шипулин - на месте. Но о его помощниках этого не скажешь. Одни не разделяли тренерские взгляды Шипулина, другие не смогли вытерпеть непростой характер белгородца, который все больше и больше напоминает своего учителя Венгеровского.

Конечно, в одиночку Шипулину, хоть энергия из него так и бьет, не справиться со всеми делами, за которые он берется (а кроме волейбола это еще многочисленные бизнес-проекты). Необходимы верные и преданные единомышленники. И он создавал свою тренерскую команду долго и кропотливо, методом проб и ошибок. В последнее десятилетие из более чем десятка помощников постоянно рядом с Шипулиным оставались лишь двое - тренер Иван Андриенко в клубе и Владимир Беляев в клубе и сборной, который официально числится массажистом, но выполняет просто невероятное количество обязанностей. Даже представить не могу, что бы делал Дон Кихот Шипулин без своего Санчо Панса Емельяныча.

- Все время рядом со мной были только те, кто правильно воспринимает меня, кто понимает, что я - сумасшедший, одержимый волейболом, - говорит Шипулин. - Но и среди тех, кто не остался, немало близких мне по мировоззрению людей, которые просто вынуждены были уйти. Первый серьезный скачок - с 7-го на 2-е место в российском чемпионате - был сделан не без помощи Вячеслава Зайцева, выдающегося игрока и очень интересного тренера. Я до сих пор жалею, что наш союз распался - мы бы с Зайцем, уверен, горы свернули! Мы же с ним очень похожи по складу характера, и если бы не третья сила (читай: домашние. - Л.Р.), то с огромной пользой работали бы вместе до сих пор и в клубе, и в сборной. После Зайцева найти настоящего помощника долго не мог...

В итоге Шипулин остановился на Борисе Колчинсе. Вначале они сотрудничали в "Локомотиве", а потом Шипулин добился, чтобы и в национальной команде ему ассистировал этот специалист.

- Сегодня у нас не просто нормальные, а идеальные отношения, - считает Шипулин. - За три года совместной работы мы научились понимать друг друга с полуслова, ни разу не поссорились. Это лишнее доказательство того, что я оказался прав в своем выборе.

Недавно я беседовал с известным тренером Геннадием Паршиным, и разговор зашел о Колчинсе. "Более прилежного ученика и более преданного и умного игрока у меня не было, - сказал бывший наставник рижского "Радиотехника", за который выступал нынешний старший тренер "Локомотива" и сборной России. - Не имея выдающихся физических данных, он играл в центре, выходил на площадку в стартовой шестерке, стал чемпионом страны, призером Спартакиады народов СССР. В "Радиотехнике" Колчинс прошел большую школу, а потом и в Италии многому научился. Я был бы счастлив работать с таким человеком. Очень деликатным и мягким. Почему-то считается, что доброта и успех в спорте - вещи несовместимые. А у Колчинса доброта - его богатство: она подкупает игроков, и они выполняют любое задание не из-под палки, а с удовольствием. Нет хамства, но есть требовательность, все основано на осознании волейболистом мысли, что обязательно так, а не иначе он должен поступить в конкретной ситуации".

Именно такой помощник и нужен был Шипулину не только в клубе, но и в сборной. Однако ситуацию осложняло то, что в конце 1997 года он на конкурсной основе возглавил главную команду страны с другими ассистентами. О Колчинсе тогда речь не шла, тот продолжал работать в Италии.

- Помощников у меня было двое, - вспоминает Шипулин. - Юрия Нечушкина я хорошо знал. Отдавал ему должное как "рабочей лошадке", как человеку, преданному своему делу, что в конце концов и перевесило. А Олег Антропов был известен мне лишь понаслышке, и он оказался калифом на час, покинув команду спустя несколько недель. Возможно, я бы продолжал сотрудничать с Нечушкиным, но у того, к сожалению, не было контакта с игроками. Не заладилось и с Владимиром Кондрой. Игрок он был великий, но ничего хорошего о нем как о тренере сказать не могу. Ни с Колчинсом, ни с Юрием Сапегой его не сравнить. Сапега, человек ищущий, немало помог сборной. И тот факт, что, возглавив московское "Динамо", он менее чем за год создал команду европейского уровня, говорит о многом. У нас разные взгляды на многие вещи в волейболе, но это и замечательно, потому что, как это ни банально, в таком споре истина и рождается. Истина эта - в наших игроках, в огромном потенциале команды, способной сегодня решать самые серьезные задачи.

ИГРОКИ

Они шли параллельными курсами - тренер Шипулин и его подопечные. Вместе учились, в том числе друг у друга, вместе ошибались, вместе добрались до своеобразного стола отрыва на трамплине: с него можно улететь дальше всех, а можно и упасть. Но максималист Шипулин, как и его кумир Венгеровский, ничего иного, кроме победы, не приемлет.

- И Вадик Хамутцких, и Сережа Тетюхин, и тот же Рома Яковлев пришли в команду мало кому известными волейболистами. Даже мастерских званий не имели. А сегодня это игроки с мировыми именами. Или возьмем Сережу Баранова, который вообще за один сезон проделал невероятный путь из второй белгородской команды в сборную России. Где такое видано!

- Чем вы можете объяснить сей феномен?

- Завод работает: из чурки делается заготовка, ее обрабатывают, шлифуют - получается нужная деталь. В свое время спорил со многими специалистами, доказывая, что из Хамутцких выйдет отличный связующий. Мне не верили. А что мы видим сегодня? Причем и в свои 35 лет Вадим продолжает прогрессировать от турнира к турниру, хотя сегодня он если не лучший, то один из лучших пасующих мира. А в Тетюхине, раз увидев его, Венгеровский сразу разглядел талант от Бога.

- А что произошло с Яковлевым?

- Роман - очень способный игрок и личность незаурядная. Нам с Венгеровским было непросто заполучить его в команду - мы много раз ездили в Харьков, уговаривали и самого Яковлева, и его родителей. Да, он непростой, но в спорте овечек не бывает - каждый знает себе цену. Другое дело, что самооценка не всегда бывает верной. Возможно, поэтому у нас с ним и не складываются отношения. Несмотря на это, я против Романа ничего не имею и зла на него не держу. Всегда помню, как много хорошего сделал он и для клуба, и для сборной.

- Отдаете ли вы предпочтение своим игрокам, воспитанникам "Локомотива", если возникает вопрос, кого брать в сборную - белгородца или волейболиста из другой команды?

- Проще, конечно, со своими. Однако за годы работы в сборной научился делать правильный выбор. И отборочный олимпийский турнир в Лейпциге, который был выигран нами на ноль, - лишнее тому свидетельство. Я, например, не побоялся доверить место в составе динамовцу Тарасу Хтею, а не Павлу Абрамову, который, не послушав ни меня, ни клубных тренеров, ни руководство федерации, советовавших ему остаться дома в олимпийском году, уехал в Японию. И молодой парень, пропустивший до этого чемпионат Европы, выглядел отлично.

- А со Станиславом Динейкиным у вас сейчас никаких недоразумений?

- В истории со Стасом моей ошибки нет: я настаивал на том, чтобы он поехал в олимпийский Сидней. И после нашего серебра еще больше утвердился во мнении, что этот игрок мог и должен был нам там помочь. Позже мы несколько раз разговаривали с ним. Динейкин - вполне адекватный человек, он все понял, и мы ударили по рукам - другого варианта быть не могло. Опытный диагональный очень органично вошел в команду, как будто и не покидал ее. В том же Лейпциге Стас был настоящим лидером сборной, выступив выше всяких похвал. Сейчас повзрослевший и возмужавший отец семейства Динейкин - кремень, идеальный пример для подражания. В том числе для молодого Баранова, который внимательно следит за всем, что делает опытный мастер.

- Позади шесть лет работы со сборной. Есть определенные достижения - выиграны Кубок мира, Мировая лига, серебро Олимпиады в Сиднее и чемпионата мира в Аргентине, медали чемпионатов континента. Но я знаю, что вас может удовлетворить только олимпийское золото. Так?

- Так. И только так. Я верю, что добыть его нам по силам. Верят в это и волейболисты. Потому что нынешняя сборная - это единое целое, сплав умов игроков и тренеров, идеальное сочетание опыта и молодости. Сегодня расклад сил в мировом волейболе таков, что мы не просто должны - обязаны бороться за золото.

29 - СЧАСТЛИВОЕ ЧИСЛО

Я ничего не сказал о еще одной грани таланта Шипулина - он преуспевающий бизнесмен. Причем, что очень любопытно, пример с тренера берут игроки. В свое время белгородский губернатор подчеркнул в беседе со мной: "Мне нравится профессиональный подход руководства команды к делу. Когда видишь, что оказанная помощь не уходит, как вода в песок, а дает конкретный результат, что каждая вложенная в команду копейка превращается в рубль, то хочется помогать таким людям все больше и больше". Сегодня заработанные игроками деньги не отлеживаются в кубышках, а с помощью того же губернатора находят применение в сферах, необходимых областному центру. Волейболисты осваивают бизнес, что наверняка пригодится им после завершения спортивной карьеры.

Но пока все бизнес-проекты отложены на потом. На кону - олимпийское золото. Финальный матч мужского олимпийского турнира в Афинах состоится в воскресенье, 29 августа, в день закрытия Игр. Число это считается в команде счастливым. В разные месяцы, но именно 29-го, родились и Геннадий Шипулин (апрель), и Борис Колчинс (июль), и врач команды Владимир Костюченков (май). Так что 29 августа 2004 года сборной России должно повезти. И тогда Шипулин наверняка станцует свой очередной, третий по счету, танец. На сей раз, наверное, сиртаки. После прошлогодней победы в Милане в финале Лиги чемпионов-2003 главный тренер "Белогорья" отплясывал в центре переполненного "Форума" что-то напоминавшее итальянскую тарантеллу. Месяц назад он же выдал этакий русский перепляс на подиуме в белгородском "Космосе" после второго подряд выигрыша "Финала четырех". Теперь все ждут от него сиртаки в пирейском "Дворце мира и дружбы".

Лев РОССОШИК