Газета Спорт-Экспресс № 76 (3454) от 7 апреля 2004 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 19
ТЕННИС |
У КОРТА С Евгением ФЕДЯКОВЫМ |
ПЯТЫЙ - ЗНАЧИТ, ПЕРВЫЙ?
После почти триумфального возвращения Марата Сафина на Australian Open восторг сменился сдержанным разочарованием. На фоне успехов Роджера Федерера и Энди Роддика достижения россиянина за последние два месяца более чем скромны: проиграв на личных турнирах четыре матча из шести, он к заработанным в Мельбурне 140 рейтинговым очкам в зачет гонки АТР прибавил всего 12. Причем нельзя сказать, что Сафину фатально не везло с соперниками. Да, в Дубае и Индиан-Уэллсе на его пути оказались те самые Федерер и Роддик. Но ведь в Марселе и Майами Марат уступил шведу Юнасу Бьоркману и американцу Винсенту Спэйди - крепким середнякам, которым не обязательно проигрывать, если ты претендуешь на лидерство в мировом рейтинге.
Потерпев поражения от Федерера и Роддика, Сафин сказал, что ему изменяла удача. Действительно, в этих матчах он проиграл все три тай-брейка. Однако, как тут не вспомнить, что после победы над Андре Агасси в полуфинале Открытого чемпионата Австралии, которая, кстати, принесла тогда Сафину 50 очков (ровно столько же, сколько Федерер заработал, выиграв целый турнир в Дубае), Марат не скрывал: в тот день фортуна была на его стороне. Получается, что после Australian Open сия капризная дама обошлась с Сафиным достаточно справедливо.
Когда в начале февраля в Минске на одной из пресс-конференций во время матча Кубка Дэвиса Сафин пообещал через месяц-другой быть в первой десятке (разумеется, в рейтинге по итогам 52 недель, поскольку в АТР Race он уже тогда шел вторым), мне показалось, что Марат либо пошутил, либо погорячился. Но чего не скажешь в порыве энтузиазма, тем более если твои собеседники в большинстве своем не могут оценить всю серьезность задачи, о которой шла речь. Ведь в десятку с 32-го места так просто не попадешь. Для этого надо как минимум выиграть чемпионат Masters Series и показать хороший результат еще на одном серьезном турнире.
В Indesit АТР Race Сафин, напомню, со 152 очками занимает сейчас 5-е место. У лидирующего в ней - Федерера - 379. Чтобы лучше понять, насколько серьезно отставание россиянина, я решил посмотреть, каково было положение в верхней части "чемпионских" гонок последних четырех лет в начале апреля. И обнаружил любопытную закономерность: никому из игроков, занимавших первое место, не удалось сохранить его по итогам сезона (а ведь, к примеру, у Агасси в 2001-м после побед на трех первых крупнейших турнирах - Australian Open, в Индиан-Уэллсе и Майами - было 429 очков), а в прошлом и позапрошлом годах на теннисном троне оказывались теннисисты, стоявшие в рейтинге после трех месяцев... пятыми - Ллейтон Хьюитт в 2002-м и Роддик в 2003-м. Тот же Хьюитт в 2001-м в аналогичный период времени был в классификации шестым, а Густаво Куэртен в 2000-м - и вовсе восьмым. В общем, тенденция налицо.
Впрочем, на сей раз она может и не сработать. От Агасси, побеждавшего в Мельбурне трижды за последние пять лет, Федерер отличается молодостью. А от Томаса Юханссона, обыгравшего Сафина в австралийском финале-2002, - более высоким классом. Кроме того, у швейцарца есть еще один сильнейший козырь - универсальность. Роджер может с успехом играть на любых континентах и на любых типах покрытий, будь то сверхмедленный грунт или сверхбыстрая трава.
Однако до травяного месячника еще довольно далеко. Через неделю, после четвертьфиналов Кубка Дэвиса, начинается серия грунтовых турниров, на которую Сафин, не сомневаюсь, делает серьезную ставку. И не без оснований. В самые удачные для себя годы он успешно выступал на земле: в 2000 году в апреле и мае выиграл 24 матча из 29, в 2002-м - 18 из 25, а в прошлом году, победив в Барселоне Хуана Карлоса Ферреро, дошел там до финала.
Конечно, шансы хорошо проявить себя на грунте у конкурентов Марата - в первую очередь испанских и аргентинских звезд, да и того же Федерера - котируются ничуть не ниже. Но почему бы сейчас, когда еще ничего не ясно, не надеяться на лучшее?..