Газета Спорт-Экспресс № 69 (3447) от 30 марта 2004 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

30 марта 2004

30 марта 2004 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

ОЛИМПИЙЦЫ-2004

"СЭ" продолжает серию материалов о главных надеждах России на предстоящих в августе Играх в Афинах. Одна из таких надежд - 30-летний саблист из Новосибирска Станислав Поздняков. На днях 4-кратный олимпийский чемпион (трижды - в составе команды, один раз, в Атланте, - в личном зачете), 7-кратный чемпион мира, 6-кратный обладатель Кубка мира, лидер рейтинга Международной федерации фехтования (FIE) был гостем нашей редакции.

Станислав ПОЗДНЯКОВ

У НАС ТОЖЕ ЕСТЬ "РУССКИЙ ЭКСТРИМ"

- Станислав, давайте начнем этот разговор с не самой приятной темы. Гавана, октябрь 2003 года, последнее перед афинской Олимпиадой мировое первенство. И вдруг как гром среди ясного неба: действующий чемпион мира в личном зачете знаменитый Поздняков сдает полномочия! Не стало ли для вас то поражение тревожным звонком, напоминанием о том, что возраст берет свое и пришло время честолюбивых дублеров?

- Вовсе нет! В данном случае зловещую роль сыграла незапланированная задержка в парижском аэропорту: из-за забастовки авиадиспетчеров наша команда сутки просидела во французской столице и опоздала к началу турнира. А ведь лишний день акклиматизации в далекой Гаване отнюдь не помешал бы.

На Олимпийских играх и мировых первенствах всегда есть пять-шесть спортсменов приблизительно одного класса, которые и разыгрывают высшие награды. О том, насколько равные соперники вышли в решающую часть турнира в Гаване, свидетельствуют счета полуфиналов и финала - 15:14, 15:13... То есть судьба золота зависела от одного-двух ударов.

Конечно, любой проигрыш неприятен, но утешает то, что чемпионаты мира проводятся каждый год, кроме олимпийского, и у меня еще будет шанс реабилитировать себя. Главную же задачу, стоявшую перед нами в Гаване, мы решили - команда пробилась в Афины. Причем сделала это красиво, уверенно, показав всем, что сабельная сборная России - мощная и слаженная.

Если честно, то я и не ставил перед собой цель выиграть все предолимпийские соревнования. Возможно, сейчас имеет смысл уйти как бы в тень, затаиться перед главным турниром четырехлетия.

- Вы сказали, что в мире есть пять-шесть человек, способных побеждать на чемпионатах мира и Олимпиадах. Кто кроме вас входит в это число и кого вы считаете своими основными соперниками в Афинах?

- Это и чемпион Сиднея румын Михай Ковалиу, и француз Жюльен Пийе, и наши конкуренты номер один венгры, у которых очень сильная и ровная команда. Конечно, себя я тоже отношу к фаворитам, но у каждого из нас есть неудобные противники. Они могут не хватать звезд с неба, но при этом иметь положительный баланс встреч с кем-то из лидеров.

Для меня такими неудобными оппонентами являются итальянцы Луиджи Тарантино и Альдо Монтано. Почему-то с ними фехтовать некомфортно. Очень опасны наши Сергей Шариков и Алексей Якименко, которых тоже считаю претендентами на медали Афин. Тут сложность еще и в том, что мы, будучи членами сборной России, вместе тренируемся и прекрасно знаем друг друга, поэтому приготовить какие-то сюрпризы почти невозможно.

С другой стороны, не удивлюсь, если имя будущего чемпиона Олимпиады сегодня никому ничего не говорит. Тот же Ковалиу до своего триумфа в Сиднее не выиграл ни одного более или менее крупного соревнования. Такова специфика Игр.

- Но бывает и наоборот, когда вроде бы абсолютный лидер в своем виде, многократный чемпион мира никак не может завоевать высший олимпийский титул. Достаточно вспомнить выдающегося конькобежца Игоря Железовского. У такого спортсмена-звезды не возникает своеобразного комплекса неполноценности?

- Мне трудно судить об этом, поскольку сам я - везунчик, который золото Игр выиграл раньше, чем золото чемпионата мира. Вообще, ситуация довольно типичная: человек не блещет четыре года, а потом выходит на старт Олимпиады - и возвращается домой чемпионом.

- Так, может, стоит в перерыве между Олимпиадами вообще отдыхать, не принимать участия в соревнованиях, чтобы потом "выстрелить"?

- Если ты хочешь надолго задержаться на вершине, должен постоянно быть в курсе дел. Ведь меняется буквально все - от правил до манеры судейства. Что-то упустишь - и тут же откатишься вниз в рейтинге, а вернуться будет ох как сложно. Именно это случилось с моим товарищем по команде, выдающимся саблистом Григорием Кириенко. Мы вместе выиграли командное первенство в олимпийской Атланте-96, а в следующем сезоне Гриша из-за травмы не выступал, и это привело к тому, что он упустил ключевой момент, когда фехтование отошло от привычного ему классического стиля. В результате Кириенко был вынужден преждевременно завершить свою блистательную карьеру.

До тех пор, пока ты держишь руку на пульсе, пока, что называется, в материале, ты силен. А малейшая пауза чревата большими неприятностями.

НА "КЛИЕНТОВ" НЕ НАСТРАИВАЮСЬ

- Насколько важно место в рейтинге FIE для участия в Олимпиаде?

- Именно на его основании составляется сетка в туре прямого выбывания: чем выше твое рейтинговое место, тем более слабый соперник может тебе достаться. Это придает психологической уверенности перед стартом. Но, с другой стороны, если ты ставишь перед собой задачу выиграть Олимпиаду, то совершенно не имеет значения, с кем скрещивать оружие. Побеждать нужно всех.

- На какие бои вам сложнее настраиваться - с удобным, слабым или неудобным противником?

- На поединок с удобным соперником, или, как мы говорим, с "клиентом", обычно не настраиваюсь: использую свою привычную тактическую схему, порой фехтую, что называется, на автомате. А вот с неудобным приходится рисковать, придумывать новинки в тактике, даже пускаться на авантюры. Иногда срабатывает.

- Фехтовальщик должен быть авантюристом?

- Конечно. Ведь это не шахматы, здесь нет четких построений, на дорожке тяжело загадывать на несколько шагов вперед. Импровизация и игра ва-банк у нас более распространены, чем где бы то ни было.

- Известно, что сабля - даже теперь, после введения электронной системы фиксации ударов, - остается самым субъективным видом оружия. Вам приходилось страдать от ошибок или предвзятости судей - или ваше имя позволяет рассчитывать на их благосклонность?

- Сейчас авторитет того или иного спортсмена все меньше и меньше влияет на арбитров. Судейские комитеты специально работают с рефери, учат их не реагировать на картинные апелляции титулованных фехтовальщиков. Так что и олимпийский чемпион, и дебютант турнира оказываются в одинаковой ситуации.

FIE стремится добиться максимальной неангажированности судейского корпуса и потому часто проводит ротацию арбитров. Однако это отрицательно сказывается на общем качестве судейства, которое я оценил бы на "три с минусом". Тем не менее такова объективная реальность, и приходится с этим мириться. Поэтому, если раньше я по молодости позволял себе горячиться и кричать, что меня засудили, то теперь более философски отношусь к судейским ошибкам и несправедливости.

- А нет у вас каких-то своих способов психологического воздействия на арбитров? Удавалось ли добиться отмены кажущегося несправедливым решения?

- Изменить вердикт арбитра нереально. Но показать ему, что он ошибся, можно. И тогда в следующей спорной ситуации судья, скорее всего, примет решение в твою пользу. Но такие номера в основном проходят с неопытными судьями.

К тому же если судья ошибся, то его свистом и улюлюканьем осудит зал. Правда, тут есть одна опасность: подобное выражение недовольства может выбить рефери из колеи, он, как говорится, "поплывет" и начнет допускать ошибку за ошибкой. Увы, в последнее время хороших, квалифицированных судей осталось мало. Поэтому особенно важно уметь держать себя в руках и даже в бою удар в удар не расклеиваться из-за судейской оплошности.

- Чему, по-вашему, сродни фехтовальная фраза - фразе литературной или музыкальной? К чему ближе фехтование - к поэзии или к музыке?

- К танцу.

- Есть у вас любимые приемы, любимые ритмы?

- Самая любимая фраза - выигранная. Та, которая приносит победу в бою. Мы, фехтовальщики, люди практичные, и для нас самым красивым остается счет на табло. Я готов пожертвовать даже очень эффектным ударом ради общего выигрыша.

- А существует самый красивый удар?

- Да, причем у каждого он свой. До электрификации нашего вида оружия мне очень нравился такой прием: противник бьет тебе под руку, а ты отводишь его оружие и, забрасывая руку за спину, наносишь ответный удар. Но когда появился электрический провод, мы стали цепляться за него, выполняя этот симпатичный трюк. Пришлось от него отказаться. А жаль.

- В свое время в фехтовании был такой известный элемент, как "горбушка Свешникова". Почему сейчас нет именных приемов?

- Мы стали прагматиками. Как следствие - сузился, обеднился технический репертуар саблистов. К тому же если в рапире или шпаге при уколе нужно какое-то усилие создать - хоть граммов 500 - 700, то в сабле достаточно легкого касания, чтобы удар был засчитан. Вот раньше, до эры электрификсации, наш вид оружия был очень романтичным. Бои проходили так, что хоть кино снимай, сабельный звон душу будоражил... А электрошнур сократил время поединка до минимума: атака - удар - очко. Зато у современных саблистов скорость мышления просто фантастическая.

У КОМАНДНОГО ЗОЛОТА - ОСОБЫЙ ВЕС

- Раньше мальчишки, да и девчонки тоже, охотно шли в фехтование, начитавшись про подвиги благородных и отважных мушкетеров. Сейчас иные времена. Родители предпочитают отдавать своих чад в теннис или футбол, где в перспективе - огромные деньги. Чем теперь может привлечь ваш вид спорта? Допустим, вы тренер, которому надо набрать ребят в фехтовальную секцию. Какие козыри есть в вашем распоряжении?

- Трудный вопрос. В Новосибирске пойдут на Позднякова, а вот в Москве - трудно сказать. Знаю, что в пятиборье пошли бы на Сватковского. Действительно, баснословными призовыми к нам не заманишь, их тут попросту нет...

- В связи с этим вопрос: не пробовали себя в какой-то иного рода деятельности, скажем, в бизнесе? Например, ваш коллега - знаменитый шпажист Павел Колобков - успешно совмещает тренировки с работой в фитнес-клубе...

- Нет, у меня вряд ли так получится. Я профессионал до мозга костей и не могу думать ни о чем ином, кроме основной работы. Поражаюсь тому, как Павлу удается так великолепно сочетать бизнес и спорт. Это не каждому дано. Хотя, думаю, если бы клинком можно было зарабатывать столько, сколько теннисной ракеткой, то громких побед у отечественного фехтования было бы гораздо больше.

- Фехтование - индивидуальный вид спорта. Как уживаются друг с другом в сборной люди, которые на одном и том же турнире сначала соперничают в личном зачете, а затем все вместе бьются за золото командного первенства?

- Очень даже неплохо уживаются, хотя фехтование - не просто индивидуальный, а эгоистичный вид спорта. Тем не менее выступление в команде для нас - не девять поединков один на один. Это битва одного коллектива против другого.

Да, с Сергеем Шариковым мы соперничаем во время личных турниров, но как только приходит пора командных боев, мы - одно целое. Для меня командные соревнования всегда стояли на первом месте. В них, как нигде, чувствуешь ответственность за общий результат, мушкетерский девиз "один за всех, и все за одного" работает на сто с лишним процентов. Оплошаешь - тебя обязательно подстрахуют товарищи, но и ты будь готов драться за себя и за того парня, который пропустил ударов больше, чем нанес.

Есть и еще один нюанс, который на первый взгляд может показаться смешным: командное золото делает счастливым на три человека больше, чем личное. В той же Гаване представители России выиграли лишь три золотые медали, но все - в командных турнирах, и чемпионами стали аж 12 человек. Это же здорово! Хотя в индивидуальном первенстве драйв, несомненно, сильнее, ведь там, чтобы победить, ты должен выиграть все семь боев, и у тебя нет права на ошибку. Напряжение колоссальнейшее!

- Поздняков в личном турнире и Поздняков, фехтующий за команду, - разные люди?

- Да. В личных соревнованиях я бьюсь в основном за себя, а в командных, являясь негласным лидером сборной, даже физически ощущаю груз сумасшедшей ответственности за общий результат. Спасибо, Сережа Шариков очень помогает, мы с ним, два ветерана, поддерживаем друг друга. И если я вдруг "поплыл" в каком-то бою, он всегда придет на выручку.

Психологически сложнее проводить командные поединки, а физически - личные. В первом случае ажиотаж настолько велик, что каждое проигранное очко отражается на моральном состоянии всей сборной, во втором ты должен правильно разложить силы на всю длинную турнирную дистанцию.

- Есть ли в командном турнире распределение ролей - кому начинать, а кому завершать?

- Как правило, самый сильный фехтовальщик выходит на решающий, последний бой.

- Если кто-то из новичков, повторяя ваши слова, "поплыл", как вы выводите его из этого состояния - кнутом или пряником?

- (Жестко.) Только кнутом. Крепким русским словом. Потом, может, и пожалею об этом, но в тот момент чаще всего иного способа встряхнуть человека нет.

- Фехтование, кажется, единственный вид спортивных единоборств, где противники сражаются в практически непрозрачных масках, не видя глаз, мимики друг друга. Это не мешает?

- Наверное, нет. У меня, кстати, был опыт фехтования в стеклянной маске. И я тогда испытал настоящий шок. Ощущение такое, что ведешь бой голым: нет защищающей тебя от посторонних глаз брони.

- А можно нарисовать на фехтовальной маске что-нибудь устрашающее - например, оскалившегося тигра, как делают некоторые хоккейные вратари?

- Теоретически, наверное, можно. Но у саблиста маска обязательно должна быть электропроводящей, и если слой краски будет этому препятствовать, то рисунок недопустим. А вот в рапире, где засчитываются уколы только в куртку, самое место для таких экспериментов.

- Удары больно получать?

- Да уже привык (смеется).

- А сами вы сильно бьете? Кто-нибудь из соперников после боя не жаловался?

- Случалось.

- Кто этим особенно отличается?

- Французы лупят от всей души. Вроде щуплые ребята, а бьют - не дай боже!

ПРИХОДИТСЯ ПРОПУСКАТЬ ЦЕРЕМОНИЮ ОТКРЫТИЯ

- На Играх фехтовальщики первыми разыгрывают медали. И от того, как вы проявите себя в этот момент, во многом будет зависеть настроение всей олимпийской делегации. Традиционно от вас ждут только победы. Не страшно выходить на дорожку под таким прессингом?

- Абсолютно не страшно. Для меня не имеет никакого значения, когда фехтовать. Единственный минус раннего старта - приходится пропускать церемонию открытия.

- Но ведь в противном случае вам с вашими заслугами вполне могли бы поручить нести знамя страны...

- Конечно, для меня, как для любого спортсмена, это было бы огромной честью.

- Кто, на ваш взгляд, наиболее достоин быть нашим знаменосцем в Афинах?

- Наверное, Александр Попов.

- Вам не обидно, что турниры фехтовальщиков почти не транслируют по телевидению?

- Что поделаешь, если для телевизионных начальников мы нерейтинговый вид? Вот во Франции иная картина. Там фехтование просто обожают.

- Вам легче фехтовать, когда зал за вас или против?

- Разумеется, когда за меня. Хотя бывает очень приятно при счете 14:14 одним ударом сабли заставить замолчать трибуны, которые только что неистово поддерживали твоего противника. Я это называю "русским экстримом". Помню, на чемпионате мира 2001 года во французском Ниме именно так все и получилось. Ощущения от внезапно наступившей тишины невозможно передать.

- Вы сказали, что за последние годы скорость мышления в современном фехтовании неизмеримо выросла. Как тренируетесь, чтобы соответствовать нынешнему уровню? Есть ли упражнения, развивающие эту самую скорость мышления?

- Специальных упражнений нет, но наша жизнь сама по себе лучший тренер. При ее темпе быть тугодумом что в обыденной ситуации, что на фехтовальной дорожке непозволительно.

- На ваш взгляд, есть разница в характерах саблистов, шпажистов и рапиристов? Или выбор оружия - дело случая?

- По моим наблюдениям, саблисты, как правило, люди взрывные, легкие на подъем, безболезненно переносящие смену окружающей обстановки. К шпаге тянутся более рассудительные, привыкшие взвешивать каждый свой шаг. Рапира - удел спокойных, но готовых на авантюру бойцов. Себя я не могу представить с иным оружием в руках, кроме сабли. Не мое это - долго танцевать на дорожке и вынашивать один-единственный укол. Предпочитаю открытый бой.

- Если бы сабельные поединки шли под музыку, какую мелодию вы бы предпочли?

- Легкий рок-н-ролльчик... А шпаге подошла бы какая-нибудь раммштайновская композиция (смеется).

- Как известно, футболисты скептически относятся к футболисткам, борцы-вольники свысока смотрят на своих коллег-женщин. А как вы воспринимаете женское сабельное фехтование, которое дебютирует на афинской Олимпиаде?

- Примерно так же. Хотят наши дамы фехтовать - пожалуйста. Меня вообще в спорте уже ничем не удивишь после того, как я увидел женскую тяжелую атлетику и женскую борьбу. На этом фоне женская сабля вызывает даже умиление.

- Вы говорили, что победа в командном турнире делает счастливыми сразу четырех человек. Как вы отмечаете этот совместный успех?

- Традиционно - добрым застольем.

- Какие напитки предпочитают великие российские саблисты?

- Если саблисты российские, то и напитки соответствующие. Водка всегда лучше, чем виски.

- А есть у вашей команды фирменный тост?

- Мне очень нравится тот, который принес с собой в сборную Григорий Кириенко. После каждой победы он наполнял бокал и произносил: "За успех нашего безнадежного дела!"

- Вас, саблистов, называют элитой российского фехтования. Вы разделяете это мнение?

- Наверное, да. Ведь, когда планируют медали на мировых первенствах или Олимпиадах, именно на нас возлагается главная надежда. Приходится оправдывать доверие.

- Сколько боев в среднем проводит мастер вашего класса за год?

- 60 - 70 только на самом высоком уровне. А если считать все, в том числе и тренировочные... Бывает, наступает момент, когда я прошу тренера дать мне небольшой отпуск.

- Как предпочитаете его проводить?

- Лучший отдых - дома, в Новосибирске, с семьей. Первые несколько дней лежу на диване - смотрю телевизор, читаю книжки. Сейчас вот увлекся Пикулем и решил всего прочитать. Отлежавшись, оглядываюсь по сторонам и замечаю, что в мое отсутствие накопилось множество мелких дел по хозяйству. Им уделяю вторую часть отпуска, причем с удовольствием. Главное ведь - смена деятельности.

- Как ваша жена переживает успехи и поражения мужа?

- Довольно спокойно. Она прекрасно понимает, что и то, и другое - составляющие спортивной жизни.

- Супругу с собой на соревнования часто берете?

- Случается. И в Афины она со мной поедет. Никто лучше ее не умеет меня поддержать. Если жены нет рядом на турнире, всегда звоню ей домой. В случае проигрыша это самое действенное лекарство.

- В свое время Гарри Каспаров пообещал, что будет играть до тех пор, пока его сын, сидящий в зале, не увидит, как папа выигрывает корону чемпиона мира по шахматам. А ваши дочери Анна и Софья были свидетельницами какого-нибудь из многочисленных триумфов их отца?

- Они пока маленькие, но мысль Каспарова мне кажется интересной. Постараюсь, чтобы девочки увидели мой наивысший успех.

- Вам не хотелось бы, чтобы о вас, когда уйдете из спорта, вспоминали как о самом великом саблисте в истории?

- Наверное, это мне льстило бы. Иначе зачем гоняться за всеми этими титулами: выиграл разок - и хватит! А мы вновь и вновь выходим на дорожку.

- Уже решили, чем займетесь после завершения карьеры?

- Думаю, что совсем с фехтованием рвать не буду. Останусь в любимом виде в той или иной роли.

- Что-нибудь кроме сабли волнует сердце четырехкратного олимпийского чемпиона?

- Хоккей с шайбой и горные лыжи. Вообще очень люблю зимние виды спорта. Ведь родился я в регионе, где снег лежит большую часть года.

- На какой позиции предпочитаете гонять шайбу?

- В своей любительской лиге я один из лучших правых форвардов. Личный рекорд - пять голов в одном матче.

Ровшан АСКЕРОВ