Газета Спорт-Экспресс № 66 (3444) от 26 марта 2004 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1
ФУТБОЛ |
EURO-2004. ОСТАЛОСЬ 78 ДНЕЙ |
Ларс-Кристер ОЛССОН
ПОРТУГАЛЬЦЫ ВСЕ СДЕЛАЛИ ПОТРЯСАЮЩЕ!
Генеральный секретарь - второй человек в УЕФА. Он меньше на виду, чем президент, но именно в его руках сходятся все нити текущей работы Европейского футбольного союза. С января нынешнего года немца Герхарда Айгнера на этом посту сменил 54-летний швед Ларс-Кристер Олссон Одно из первых интервью он дал для "СЭ" и других газет и журналов, входящих в европейскую ассоциацию спортивных изданий (ESM).
АЙГНЕР ОТЛАДИЛ МЕХАНИЗМ
- Когда вы пришли в УЕФА?
- В 2000 году, когда я был генеральным секретарем шведской федерации, мне позвонил Герд Айгнер. Поначалу я занимался вопросами профессионального футбола и маркетинга. На нынешний пост заступил 1 января этого года.
- Столкнулись ли вы на новом месте с чем-то неожиданным?
- Ни с чем. Работа оказалась точно такой, какой я ее себе представлял. Надо отдать должное Айгнеру: он превратил нашу организацию в отлаженный современный механизм, привлек к работе специалистов, и это главное: вспомните, каким был УЕФА четыре-пять лет назад - все решения принимались в комитетах, то есть слишком медленно.
- УЕФА стал и более открытым, не так ли?
- Информационную политику мы изменили сознательно. УЕФА и прежде был организацией достаточно прозрачной, но не столь активной на информационном поле, как хотелось бы. Надо учитывать, что значительная часть информации, идущей от нас в прессу, касается дисциплинарных решений, то есть создает скорее негативный, чем позитивный имидж. ФИФА проще: она может больше внимания уделять общим идеям, в то время как функции УЕФА носят более практический характер.
- Но, надо полагать, идеи есть и у вас?
- Конечно, и создание Лиги чемпионов - превосходное тому подтверждение. Поначалу дело шло нелегко, но за два или три года Лига превратилась в ведущее клубное соревнование в мире. Да и чемпионат Европы ушел далеко вперед.
- В чем именно?
- Во-первых, изменился подход к организации турнира. В прошлом мы, как и ФИФА чемпионаты мира, полностью отдавали его на откуп принимающей стране. В Португалии будет не так: теперь мы все организуем сами через совместную с португальской федерацией компанию, акции которой имеет и правительство Португалии. Это намного эффективнее. Мы также впервые взяли на себя продажу маркетинговых прав в стране-организаторе и в результате заработаем втрое больше, чем в Голландии и Бельгии четыре года назад. Эти средства пойдут на благо всего европейского футбола.
- О каких суммах идет речь?
- Мы начинаем реализацию программы под названием "Хет-трик", в рамках которой за четыре года среди национальных ассоциаций будет распределено 500 миллионов швейцарских франков. Такого в Европе нет ни в одном виде спорта. Да и ФИФА столь масштабных проектов позволить себе не может.
ТЕПЕРЬ УСПЕХ EURO-2004 ЗАВИСИТ ОТ ФУТБОЛИСТОВ
- Как идет подготовка к Euro-2004?
- То, что сделано в Португалии, потрясает воображение: страна с населением всего 10 миллионов человек за столь короткий срок успела построить 10 стадионов! Португальцы проделали огромную работу во всех областях. Теперь Португалия располагает лучшей инфраструктурой в Европе, и если ее клубы вернутся на былой игровой уровень, она вновь станет великой футбольной державой.
- Так что - никаких проблем?
- С точки зрения организации - никаких. Конечно, остаются опасения по поводу хулиганства, но в остальном к чемпионату все готово. Теперь его успех зависит уже от самих футболистов.
- Раз уж вы упомянули о хулиганстве, насколько УЕФА удовлетворен тем, как готовятся в Португалии к борьбе с этим злом?
- Мы, со своей стороны, сделали все, что могли. Билеты болельщикам продают страны-участницы, они и несут за них ответственность. Мы объединили усилия различных структур, а португальцы наладили активное взаимодействие со всеми федерациями. Если говорить об Англии, то там со времени Euro-2000, когда никто не мог воспрепятствовать выезду хулиганов с Британских островов, приняты более жесткие законы. Так что теперь, думаю, англичанам удастся удержать своих хулиганов дома. С другой стороны, Португалия - страна туристическая, и если кто-то захочет устроить там беспорядки, он туда, скорее всего, попадет.
МЕНЬШЕ МАТЧЕЙ - БОЛЬШЕ ДЕНЕГ
- Считаете ли вы удачным решение сократить формат Лиги чемпионов?
- Да, хотя клубы и высказывали недовольство отменой второго группового этапа. Зато теперь каждый матч приносит нам больше денег, чем при прежней системе. То есть, несмотря на ухудшение ситуации на телевизионном рынке, телекомпании, которые и финансируют Лигу, реформу оценили. Конечно, у клубов на этот счет иное мнение: для них чем больше матчей - тем больше денег. Но продукт-то в этом случае обесценивается. Футбольное соревнование должно быть привлекательным для болельщиков, а их не обманешь. Это первое. Второе - организовать соревнование надо так, чтобы спрос на него не снижался. Например, будь я владельцем клуба, я предпочел бы иметь стадион средних размеров, но с полными трибунами, чем огромную и вечно полупустую арену. То же самое относится к соревнованиям.
- И тем не менее ведущие клубы хотят играть как можно больше, не так ли?
- Да, но против сильных соперников. Поэтому они и были недовольны отменой второго группового турнира. Мы же исходили из необходимости разгрузить календарь.
- Насколько успешно работает существующий ныне единый международный календарь?
- Вообще-то у нас в Европе единый календарь введен уже лет десять и работает вполне успешно. Теперь нашему примеру последовали и остальные конфедерации, и ФИФА. И это правильно: соревнования требуют координации.
- Как вы относитесь к разговорам о необходимости изменить сроки проведения Кубка Африки?
- Разные конфедерации проводят соревнования в разных климатических условиях, но международного календаря следует придерживаться всем. Если другие будут проводить свои турниры тогда, когда у нас в календаре зимние или летние "окна", проблем не будет.
- А что скажете о последних предложениях ФИФА относительно чемпионата мира среди клубов?
- Первоначально речь шла о гораздо более громоздком формате - 12 команд, а то и 16. Теперь его свели к шести. Это более приемлемо, хотя в принципе Европа всегда была противником мирового первенства клубов: на наш взгляд, для него нет места в международном календаре, как нет и необходимости в таком турнире. Мы считаем клубные соревнования прерогативой региональных конфедераций. Но, судя по всему, наше мнение разделяют не все. Это и понятно: у нас-то в Европе уже существует развитая структура клубных соревнований. Как бы то ни было, конгресс ФИФА решение принял, и мы, подчиняясь демократической процедуре, больше против клубного чемпионата мира не возражаем.
- Какая судьба ждет в таком случае Межконтинентальный кубок?
- Посмотрим... Пока у нас имеется контракт с южноамериканской конфедерацией по 2006 год - а мы свои обязательства привыкли уважать.
НАДО ПОМОЧЬ КУБКУ УЕФА
- Клубный форум УЕФА - это ваш ответ группе G-14?
- G-14 - это группа клубов, объединенных общими экономическими интересами. И пусть себе существует как лоббистская группа. Но мы не признаем и никогда не признаем G-14 как часть официальных футбольных структур. Клубный форум мы создали как инструмент диалога с клубами, участвующими в наших соревнованиях. Естественно, диалог невозможно вести сразу со всеми, вот мы и предложили, чтобы каждая федерация была представлена одним-двумя клубами. Получилось 102 представителя. Мы не обсуждаем своих планов и решений с группой G-14, а говорим с клубами напрямую, но большинство членов G-14 участвуют и в форуме.
- С чем связаны предстоящие изменения в формате Кубка УЕФА?
- Экономическая отдача от турнира в последние пять лет ежегодно снижалась на 20 процентов, в то время как позиции Лиги чемпионов неуклонно укреплялись. А ведь были времена, когда Кубок чемпионов проигрывал Кубку УЕФА в популярности, поскольку в последнем состязалось больше сильных клубов. Потом Лига чемпионов оставила Кубок УЕФА позади, так что теперь нужно исправлять ситуацию.
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ УЖЕ ПРИНОСИТ ПОЛЬЗУ
- Что даст лицензирование клубов?
- На мой взгляд, оно уже приносит пользу: многие задумались о пересмотре зарплат футболистов и выплате задолженностей по прошлым трансферам.
- Смогут ли получить лицензии итальянские клубы, учитывая их нынешние финансово-юридические проблемы?
- Я не в курсе того, насколько сложна ситуация, в которую попали итальянские клубы, участвующие в еврокубках, - ведь нас волнуют именно они. Но думаю, у ведущих команд финансовые проблемы не столь серьезны, как у остальных. Кроме того, итальянцы не раз проявляли изобретательность в кризисных ситуациях, так что не удивлюсь, если и сейчас они выйдут сухими из воды. Мы были несколько удивлены недавней критикой, с который выступил в адрес итальянских коллег президент французской лиги. Решать, есть ли какие-либо причины для беспокойства по поводу лицензирования в той или иной стране, надлежит УЕФА. И, кстати, у нас есть право вмешиваться в процесс.
- Каким образом?
- Мы можем назначить внешнего аудитора. И такой механизм создан - если посчитаем нужным, нам останется лишь нажать кнопку, чтобы он заработал.
- Но УЕФА не обладает здесь теми же "полицейскими" полномочиями, как, скажем, в вопросах борьбы с допингом, то есть не может расследовать и карать.
- У нас есть очень действенный инструмент: мы можем изгонять клубы из наших соревнований. И думаю, это посильнее чего угодно. Вопрос ставится так: если у вас проблема - решайте ее, иначе рискуете потерять все. Абсолютное оружие!
КАК БЫТЬ С ИЗРАИЛЕМ?
- Намерены ли вы предпринять какие-то шаги для сближения с ФИФА?
- Мы уже это делаем. И новый генеральный секретарь ФИФА тоже за сотрудничество. Мы, например, координируем упомянутую программу "Хет-трик" с аналогичными проектами ФИФА, совместно осуществляем контроль за использованием выделяемых национальным федерациям средств. Выработан общий подход к таким вопросам, как выдача аккредитаций и использование искусственного покрытия.
- А как быть с Израилем? УЕФА не разрешает проводить там матчи еврокубков, а вот Зепп Блаттер заявил, что Израиль может принимать у себя соперников по отборочному турниру чемпионата мира.
- ФИФА вправе самостоятельно принимать решения по таким вопросам. Проблема здесь одна - безопасность. Как только обстановка в Израиле нормализуется, мы будем счастливы вновь открыть эту страну для клубов. А пока подождем апреля, когда ситуация там будет исследована в очередной раз.
- Вы сами играли в футбол, хотя и не на высоком уровне. Это помогает вам в работе?
- В футбол играют миллионы людей, так что на любую должность всегда можно найти человека, имеющего какой-то опыт - либо игровой, либо судейский. Конечно, каждому футбольному чиновнику не мешает знать, как пахнет мазь, которой растирают мышцы. Игра приучает работать в команде.
- Расскажите о себе.
- Я не был сильным футболистом: мой потолок - третий шведский дивизион. И довольно быстро понял, что в качестве администратора буду полезнее. Работать начинал на юге Швеции, в команде, где выступали братья Андерссоны, один из которых теперь играет в "Барселоне", а другой в Италии. Потом мне предложили работу в районной федерации. Вот так я и пришел в футбол, а еще работал в индустрии развлечений, получил диплом по менеджменту, трудился в компьютерной фирме. В 89-м решил вернуться в университет и защитить диплом администратора. Но в 91-м Шведская футбольная ассоциация предложила мне пост генерального секретаря. И тут как раз уволился директор финального турнира Euro-92 - ему потребовалась операция на бедре. Пришлось занять сразу две должности. В общем, диплом я так и не защитил.
- Непростой был турнир, если вспомнить исключение Югославии...
- Я был в аэропорту, когда оттуда улетали югославы. "Бритиш петролеум" по распоряжению британского правительства отказалась заправлять их самолет. Мы раздобыли для югославов горючее, но им не давали взлета - велели ждать "окна" между рейсами. И тогда командир корабля сказал: "Никого ждать не буду. Если не взлечу сейчас, то не попаду вовремя в польское воздушное пространство - и тогда нам негде будет сесть". И взлетел! Да, щекотливая ситуация... Дай бог, чтобы в Португалии ничего подобного не было.
Кир РЭДНЕДЖ
World Soccer -
специально для "СЭ"
и других изданий-членов ESM