Газета Спорт-Экспресс № 51 (3429) от 9 марта 2004 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 1

9 марта 2004

9 марта 2004 | Футбол - Чемпионат Европы

ФУТБОЛ

EURO-2004. ОСТАЛОСЬ 95 ДНЕЙ

Мало кто из бывших футболистов, закончив игровую карьеру, начинает тренерскую сразу с национальной сборной. Фернанду Брассар - из этих немногих. В 31 год он уже полноправный член штаба сборной Португалии, где работает с вратарями.

Фернанду БРАССАР: "ВОПРОС О ВРАТАРЕ НОМЕР ОДИН ОСТАЕТСЯ ОТКРЫТЫМ"

Брассар на три года младше самого известного из действующих португальских голкиперов Витора Байи и всего на столько же старше двух других кандидатов на пост номер один в команде Луиза Фелипе Сколари - Рикарду и Кима.

Брассар - из того поколения португальских футболистов, которые в последние годы составляют костяк сборной. В 1991 году вместе с Жоау Пинту, Руем Коштой, Луишем Фигу, Жорже Коштой, Нуну Капушу он стал чемпионом мира среди юниоров. Турнир проходил в Португалии, и сборная хозяев под руководством нынешнего главного тренера мадридского "Реала" Карлуша Кейроша взяла титул во второй раз подряд. В финале в Лиссабоне в присутствии рекордной аудитории - 127 тысяч зрителей - португальцы обыграли сверстников из Бразилии.

Блестяще начавшаяся карьера Брассара закончилась преждевременно: в 29 лет голкипер "Витории" из Сетубала получил тяжелую травму правого запястья, долго лечился, перенес две операции, но вернуться в ворота не смог и перешел на тренерскую работу. О том, как это произошло и как он ощущает себя в команде Сколари, тренер вратарей сборной Португалии рассказал в интервью газете А Bola - партнеру "СЭ" по Европейской ассоциации спортивных изданий (ESM).

- В столь молодом возрасте - и уже в сборной: как вам работается на столь ответственном посту?

- Согласен, ситуация достаточно нестандартная. Но шансы ведь и возникают для того, чтобы ими пользоваться. У меня диплом футбольного тренера второго уровня, но я никогда не стану главным тренером какой-либо команды. Мое призвание - работа в той специфической области, которой я занимаюсь.

- Где набирались тренерского опыта?

- Стажировался в английском "Эвертоне", где тогда выступал Абел Шавьер, на базе сборных Франции в Клерфонтэне, недавно на десять дней ездил в Бразилию, в "Палмейрас", к своему коллеге, который работал в штабе Сколари на чемпионате мира.

- Как же вы все-таки вот так сразу оказались в сборной? Уж не по блату ли?

- О каком блате может идти речь?! Сколари - не тот человек, на которого кто-либо может повлиять. Думаю, прежде чем сделать выбор, он собрал обо мне всю необходимую информацию. И решил дать шанс молодому начинающему специалисту. С другой стороны, я давно варюсь в этом котле и думаю, что достаточно проникся философией сборной.

- Но приглашение Сколари, наверное, все же стало для вас сюрпризом?

- Признаюсь, да. Но в принципе ждал какого-то серьезного предложения, так что этот вариант воспринял достаточно спокойно. И теперь вполне счастлив, потому что здесь, в сборной, чувствую себя на своем месте.

- Насколько весомо ваше мнение при выборе основного вратаря сборной?

- Такие вопросы в нашем штабе решаются так же, как принято повсюду: все подлежит обсуждению, но последнее слово остается за главным тренером. Естественно, он со мной советуется и дает возможность высказать мои соображения. Но хочу подчеркнуть: выбор Сколари - всегда и мой выбор.

- В том числе и когда речь идет о Виторе Байе, которого в последнее время в сборную не вызывают?

- В сборную не вызывают не только Витора Байю, но и многих других футболистов. Так считает нужным главный тренер. Витор Байя - вратарь, у которого есть все основания быть привлеченным в сборную, но пока предпочтение отдается Рикарду и Киму. Тем не менее мне кажется, что вопрос о вратаре номер один остается открытым: время окончательных решений еще не пришло.

- Рикарду и Ким не намного младше вас, и еще недавно вы были коллегами на поле. Как строятся ваши отношения?

- Футболисты относятся ко мне не менее уважительно, чем к любому члену тренерского штаба, хотя я и не думаю "закручивать гайки". У нас наладился хороший диалог. Когда считаю нужным, даю им советы, и они принимают их с благодарностью. Что касается системы подготовки, то ее определяю исключительно я: в этом Сколари предоставил мне полную самостоятельность.