Газета Спорт-Экспресс № 46 (3424) от 2 марта 2004 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 2

2 марта 2004

2 марта 2004 | Футбол

ФУТБОЛ

Новое руководство РФПЛ, избранное в конце года, начало с того, что выработало проекты документов, регламентирующих работу средств массовой информации. У журналистов тотчас возникли подозрения, что им объявлена война, что им хотят закрыть рот. С критикой проекта и его авторов выступили некоторые центральные газеты.

Что это за проект и что побудило к нему руководство РФПЛ? "СЭ" обратился за разъяснениями к Евгению Гинеру, президенту Российской футбольной премьер-лиги.

Евгений ГИНЕР

ЦЕНЗУРЫ НЕ БУДЕТ. НО БУДЕТ РЕАКЦИЯ НА ХАМСТВО

- Почему премьер-лига взялась именно за прессу?

- Одна из наших задач - централизовать работу с СМИ, - говорит глава РФПЛ. - О том, чтобы закрыть ей рот, речи не идет. Если бы мы действительно этого хотели, то договорились бы между собой, президентами клубов, и не допускали бы на матчи корреспондентов каких-то неугодных изданий. И при этом все равно вряд ли преуспели бы - любой журналист может приобрести билет и сесть на трибуну среди болельщиков. Так что, с одной стороны, введение цензуры невозможно, а с другой - оно было бы глупостью. Потому что именно через СМИ осуществляется пропаганда российского футбола.

И пусть органы печати, "СПОРТ-ЭКСПРЕСС" в том числе, обращаются со своими вопросами ко всем, кому считают нужным. Но и у нас к журналистам накопилось много вопросов. Почему, например, на местах, выделенных для прессы, сидят люди, никакого к ней отношения не имеющие? Да еще ведут себя так, что их приходится выдворять со стадиона с помощью сил правопорядка? Журналистских удостоверений подобные лица, правда, не имели. Но ведь кто-то передал им пропуска. Разве это нормально?

ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ - В ИНТЕРЕСАХ ПРЕССЫ

- Если не возражаете, давайте перейдем к обсуждению некоторых пунктов проектов документов, касающихся взаимоотношений РФПЛ с СМИ.

- Вообще-то сегодня это делать пока рановато. Мы предупредили прессу и разослали клубам проект документа, который обсудим на совещании 7 марта. Проект есть проект. Вот когда будут приняты решения, смогу ответить более обстоятельно по этому поводу.

- Между тем в прессу просочилась информация, что клубам предложено обсудить документы до 18 апреля, хотя чемпионат начнется на месяц раньше.

- Это опечатка. Речь шла о 18 февраля.

- Как я понимаю, планируется, что предоставлением аккредитаций будут теперь заниматься не клубы, а РФПЛ. То есть у журналистов будет не коллекция аккредитаций, а единый годовой пропуск, который я, как и в знакомой мне по работе Франции, смогу предъявить на любом стадионе страны?

- Именно. Когда говорил на эту тему с руководителями некоторых изданий, реакция у всех была одинаковой: "Нам так будет удобнее работать!"

- Теоретически это так. Но мы живем в России с ее специфическими условиями. Ясно, что в Лужниках или на "Локомотиве" проблем быть не должно. Но возьмем такой пример: матч "Спартак" - ЦСКА проводится на Восточной улице. Ложа прессы торпедовского стадиона вмещает пятьдесят человек. А от одного "СЭ" на такую игру может прийти десять корреспондентов. Как быть?

- Беда в том, что на стадион под видом спортивных журналистов ходит непонятно кто. Я могу с интересом пролистать журнал мод, но не понимаю, почему он хочет аккредитоваться на футбольные матчи. При том, что там и спортивным изданиям мест не хватает. Ну хочется этому журналу про футбол написать - пусть купит билет. И никакой цензуры никто наложить не сможет.

Наша цель - закрыть дверь перед теми, кто использует журналистскую аккредитацию в личных интересах. Надо общими усилиями продукт под названием "Футбол России" развивать, а не убивать. Люди пошли на стадионы, и хочется, чтобы они читали в газетах серьезные аналитические материалы, а не только статистику. У нас же, к сожалению, бывает так: перечислят факты и делают некомпетентные выводы. В фамилиях игроков ошибаются - называют тех, кто на поле даже не выходил. Не имеет права спортивный обозреватель перепутать, скажем, Гогниева с Самодиным или Титова с Пьяновичем. Спортивный обозреватель их распознает. А вот издания, которые пишут о футболе постольку-поскольку, ради раскупаемости посылают на матчи людей, абсолютно в нем не разбирающихся. Ну разве не справедливо будет упорядочить выдачу аккредитаций, если взглянуть на проблему под этим углом? Нам стоит совместно с той частью журналистской братии, которая действительно подходит к футболу профессионально, задуматься над тем, чтобы этот продукт, футбол, и делался профессионально. А в наших изданиях зачастую на первом плане о том, кто кого за сколько купил, какая у игрока зарплата, с кем он проводит свободное время. Словом, сбиваемся на бульварщину.

"ЖЕЛТЫМ" НЕ МЕСТО НА ФУТБОЛЕ

- Но, согласитесь, у разных изданий разные задачи. Кому-то приходится быть и "желтым".

- Вот мы и хотим провести грань между теми, кого действительно интересует спорт, и теми, у кого на первом месте топ-модели. Журналистам таких изданий, думаю, необязательно ходить на стадион.

- Итак, вы считаете, что на том же стадионе "Торпедо", где будет играть популярный "Спартак", - все в порядке, что он выдержит любое журналистское нашествие?

- Отнюдь. В России, к сожалению, не все стадионы оборудованы для прессы так, как хотелось бы. Будем решать эту проблему. Возможно, за счет зрителей дополнительные места журналистам выделим. Но и ваше содействие требуется. Вы приходите на стадион и видите, что места в ложе прессы занимают люди, к журналистике отношения не имеющие. Им какие-то друзья банально передали аккредитации, чтобы они сэкономили 50 рублей.

- Интересно, как в целом отреагировали клубы на желание РФПЛ взять на себя аккредитационные вопросы? Насколько нам известно, некоторые - "Спартак", "Торпедо-Металлург" - отнеслись к вашим намерениям критически. А "Зенит", например, уже разослал циркуляр с предложением аккредитовать журналистов через клуб.

- Вопрос будет рассматриваться на совещании 7 марта. Если в соответствии с уставом РФПЛ две трети клубов одобрят предлагаемый проект, документ будет обязательным для всех.

- Вы не считаете целесообразным создать при РФПЛ пресс-комиссию, чтобы именно она, а не коммерческо-рекламный отдел, как сейчас предусматривается, занималась журналистскими вопросами?

- Мы создаем при РФПЛ пресс-службу.

- Не находите нелепым положение, обязывающее СМИ публиковать всякий раз официальное название чемпионата? Что, кстати, имеется в виду?

- В Англии почему-то не считают нелепостью ссылку на Barclay и делают ее безо всяких проблем, когда публикуют таблицу премьер-лиги. Да и не собирается никто доводить дело до абсурда и требовать, чтобы официальное упоминание чемпионата обязательно использовали в тексте статей.

- А газеты не должны получать отчисления за подобные ссылки?

- Нет. Они и без того получают рекламу, потому что пишут о чемпионате. Ни премьер-лига, ни клубы не претендуют на долю от этой рекламы.

- Вы требуете, чтобы СМИ обращались к вам за разрешением для публикации календаря сезона. Неужели любая газета обязана выйти на РФПЛ, если захочет дать читателям календарь игр?

- Речь идет не о разрешении, а о корректировке. Некоторые издания обнародовали нынешний календарь сезона с ошибками, чем ввели людей в заблуждение. Неспортивная газета может ввиду своей неосведомленности сколько угодно писать об участии в чемпионате России клуба под названием "Гудок", который якобы играет с ЦСКА. Это - неофициальное издание, за промахи которого мы ответственности не несем. Солидным же газетам должно быть стыдно за подобные ляпы. Например, за то, что желтую карточку получил на самом деле не Иванов, а Петров.

- Это уж, простите, как кто с трибуны увидел. Или не увидел. Протоколов-то после окончания матчей не выдают!

- Вот мы и хотим добиться того, чтобы при публикации календаря, заявочных листов и прочей официальной информации не было ошибок. Для этого создадим пресс-службу, которая будет быстро и четко информировать журналистов, обеспечивать вас после окончания матчей протоколами. Это, повторю, позволит повысить качество продукта, называемого "Футбол России". Пока же порой печатаются странные вещи. На уровне "бабушки сказали". А то, что мужчина зашел в подъезд со своей сестрой, а не с любовницей, - не важно.

НЕЛЬЗЯ НАЗЫВАТЬ ИГРОКОВ "ДЕРЕВЯННЫМИ"

- Вот мы и вышли на вопрос об использовании слухов в СМИ. Согласитесь, между ними и информацией - грань достаточно зыбкая. Мы даже от вас лично можем что-то узнать и потом написать "по имеющимся сведениям", если вы почему-то не пожелаете, чтобы на вас ссылались.

- Я в таком плане не говорю. Я имею в виду другое. Смешно читать: мы якобы покупаем футболиста, информация эта почерпнута из заслуживающих доверия источников, а я, президент клуба, об этом даже не знаю. Хотя знать могу только я. А также члены совета директоров и акционеры. Больше никто. Пусть газета ссылается на какие-то аргентинские СМИ. Но когда она пишет, что у нее якобы есть в клубе секретно засланный казачок, это неправда. С другой стороны, нам не хочется разглашать все свои намерения, чтобы не выглядеть клоунами. Проекты есть проекты. Что-то может реализоваться, а что-то может и не получиться. У нас же читаешь: Зидан едет в Россию. А Зидан даже названия клуба, в который его сосватали, не знает.

- Согласитесь, слухи активно используют не только российские, но и западноевропейские СМИ. И это сегодня, в век Интернета, неизбежно.

- В принципе пусть пишут что угодно. Но это уже из разряда "желтой" прессы, к которой и отношение соответствующее. У меня возникают претензии, когда это меня касается. Якобы Гинер каким-то игроком интересуется. А это не так - и я в результате выгляжу некрасиво. В принципе слухи - нормальное явление, если они не подрывают авторитет лиги, какого-то клуба или лица. Когда же распространяют сплетни, связанные с чьей-то интимной жизнью, это недопустимо.

- Подводя итог, скажите читателям "СЭ": цензуры со стороны РФПЛ не будет?

- Нет. Мы это уже прошли в Советском Союзе. Пусть будет независимый анализ футбола. Он дает возможность и тренерам, и клубным руководителям посмотреть на себя со стороны. Но одно дело - выразить мнение, что команда, тот или иной футболист играют плохо. Это, в конце концов, субъективный взгляд журналиста. Другое - написать, что футболист "деревянный". По-моему, это хамство. Ведь журналист не скажет такое игроку в лицо. Он за это и схлопотать рискует. Ему, получается, дозволено все, а игроку - ничего. У футбольного мира тоже должны быть рычаги давления. Конечно, можно подать в суд, но это потребует и времени, и денежных расходов. Мы же полагаем, что газета, которая публикует подобные вещи, может лишиться аккредитации. Это не цензура, а реакция на хамство.

- Что ж, по вопросу о взаимоотношениях с прессой ваша позиция понятна. А какие еще новшества планируются в работе РФПЛ?

- Лига должна зарабатывать деньги, оперативнее информировать любителей футбола по любому вопросу, отстаивать честь клубов абсолютно перед всеми. Наконец, брать все лучшее, что есть в работе западноевропейских лиг - применительно к российской действительности .

- Вы сделали акцент на коммерции. В связи с этим вопрос: как относитесь к инициативе так называемой группы G-14, которая объединяет ведущие клубы Европы, об отчислениях клубам со стороны футбольных федераций за вызовы игроков в сборные?

- Как президент клуба - положительно. Вопрос в том, чтобы соответствующее решение было принято УЕФА и ФИФА. В этом случае РФС будет его выполнять, как и прочие федерации. Начинать же эксперимент в России нецелесообразно.

- Пока международные футбольные инстанции идею отвергают...

- Вот именно. Между тем ее практическое применение было бы полезно не столько для клубов из G-14, у которых с деньгами проблем нет, сколько для скромных клубов, которые игроков воспитывают, кормят, обеспечивают медицинским обслуживанием. Для них финансовая помощь действительно была бы важна.

Александр ПРОСВЕТОВ