Газета Спорт-Экспресс № 43 (3421) от 27 февраля 2004 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3

27 февраля 2004

27 февраля 2004 | Хоккей

ХОККЕЙ

СВОЯ КОЛОНКА

Сергей МАКАРОВ

ЛУЧШИЙ ВРАТАРЬ - САЛФИЦКИ

Вспоминая советский ЦСКА, все прежде всего вспоминают армейскую атаку, агрессивную игру, множество красивых, заброшенных на любой вкус шайб. И никто не вспоминает, как ЦСКА оборонялся, - словно и не было у нас такого тактического элемента. Действительно, мы в основном играли у чужих ворот, потому что за свои всегда были спокойны - их защищал Владислав Третьяк.

Класс голкипера определяется его стабильностью. Любой вратарь рано или поздно может выдать замечательный матч, но лишь немногие способны провести так целый сезон. А оставаться стабильным на протяжении десятка лет - это удел единиц. Великих голкиперов. У нас был Владик - и во многом благодаря ему, вратарю, как бы это удивительно ни звучало, ЦСКА и являлся атакующей "красной машиной". Просто мы могли играть без оглядки на тылы, а сейчас позволить себе подобного не может никто.

В наше время говорили, что голкипер - половина команды. Третьяк такой армейской половиной был. Но времена меняются, и поговорка эта полностью утратила свою актуальность. Сейчас вратарь - не половина, а гораздо большая составная часть команды. Иногда даже почти все 100 процентов - как, например, у "Лады".

Вы удивитесь? В течение нынешнего сезона не раз слышал: мол, возьми с улицы первого встречного, надень на него коньки и поставь в ворота к Петру Воробьеву - и он скоро станет лучшим голкипером суперлиги. Игра "Лады" кажется оскорблением для болельщиков, воспитанных на нашем, советском, хоккее. Но у специалистов она не может не вызывать восхищения - настолько тренером отлажены оборонительные порядки, настолько закрыты все подступы к собственным воротам. По-настоящему голевые моменты в зоне возникают очень и очень редко. И даже в этом раритете голкипер, как правило, остается победителем. Еще и вызывая восхищение своей игрой.

Фаунтин, Михайловский, Лаббе, Трвай - данный список наверняка продолжится и в следующих сезонах. Каждая фамилия из него - это крепкий, хороший, но отнюдь не великий голкипер. Каждая фамилия при этом - вратарь, ставший звездой российского чемпионата. В списке есть лишь один наш соотечественник - но насколько он показателен! Максим Михайловский подавал большие надежды, даже был участником последнего победного для нас чемпионата мира. Но в последние годы так и не смог по-настоящему заиграть. У Воробьева же смог - и провел свой лучший в карьере сезон.

А следующий, в ЦСКА, вновь оказался привычно неудачным. Потому что год назад Михайловский нашел то, о чем мечтает любой вратарь, любой хоккеист, - он нашел свою команду. Нашел - и снова потерял. Можно ругать Воробьева за скудность тактики, за приверженность к скучному хоккею, за сверхпрагматизм. А вот за то, что он создал команду, которую почти любой голкипер может назвать "своей", в которой каждый раскрывается так, как нигде до того и после, - за это Петру Ильичу надо поставить памятник.

А вот в ЦСКА вратарь, похоже, до сих пор остается половиной команды. Второй год слежу за игрой Душана Салфицки и убеждаюсь, что он сильнее и Фаунтина, и Михайловского, и Лаббе. Быть может, это самый сильный голкипер суперлиги двух последних сезонов - но ЦСКА вновь не попадает даже в восьмерку. Более того, уверен, не будь в нынешнем чемпионате в воротах армейцев Салфицки - команда сейчас конкурировала бы не с "Салаватом Юлаевым" и "Сибирью", а с "Амуром" и "Торпедо". Боролась бы за выживание - даже с Разиным и Мозякиным. Потому что половина - это не целое. Половина машины не поедет, а половина команды не победит.

Сейчас неудачи ЦСКА чаще всего увязывают с работой его главного тренера на два фронта. Но вряд ли проблемы сборной отражаются на игре клуба - тут другое. Даже в наше время - всеобщего коллективизма и братства - Тихонов дистанцировался от команды. Но с тем своим ЦСКА он мог себе это позволить. Позволить себе подобное сейчас вряд ли вправе любой наставник.

Сейчас тренер должен быть внутри команды, в самом ее эпицентре. Он должен знать, чем дышит каждый хоккеист, какие у него проблемы и болячки, кто с кем дружен, кто с кем враждует и почему. Он должен чувствовать каждого игрока, только так у него получится вторая - невратарская - половина. А две половины вместе сложатся в полноценную, единую команду.

Так, как сложились в "Ладе", где очень ко двору теперь пришелся и Иржи Трвай.

Так, как никак не может сложиться в ЦСКА, где играют лучший голкипер, лучшая голова и один из лучших снайперов суперлиги.