Газета Спорт-Экспресс № 38 (3416) от 19 февраля 2004 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

20 февраля 2004

20 февраля 2004 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

Михаэль и Ральф ШУМАХЕРЫ

МЫ ПОХОЖИ НА БРАТЬЕВ КЛИЧКО

Собственный корреспондент "СЭ" в Австрии взял интервью у шестикратного чемпиона мира Михаэля Шумахера и его младшего брата Ральфа

Борис ТОСУНЯН

из Вены

Идея была замечательная: встретиться с Михаэлем и Ральфом Шумахерами, усадить их рядышком и сделать интервью сразу с обоими, чтобы получилось что-то вроде диалога. Увы, австрийский журналист Хайнц Прюллер (без его помощи этого материала не было бы), хорошо знающий обоих братьев, быстро развеял все мои надежды. Вопервых, сказал он, Шумахеры такие вот "сдвоенные" интервью терпеть не могут. А во-вторых, их очень сложно поймать вместе. Пришлось беседовать с Михаэлем и Ральфом по отдельности. Но поскольку многие вопросы совпадали, "братский" диалог, пусть и заочный, считаю, состоялся.

О "ФЕРРАРИ" И "УИЛЬЯМСЕ"

- Михаэль, вам уже 35 лет. Не устали от гонок?

М.Ш.: - Абсолютно нет! Начну думать о том, чтобы завершить карьеру, только тогда, когда почувствую, что проигрываю конкурентам. Впрочем, не подумайте, что речь идет о соперниках. Наоборот, речь - о партнерах. Кстати, президент "Феррари" дал мне понять, что я могу оставаться в команде столько, сколько хочу. Так вот я пока хочу.

- Вилли Вебер (менеджер обоих Шумахеров. - Прим. Б.Т.) считает, что вам, Ральф, приходится в "Уильямсе" куда сложнее, чем Михаэлю в "Феррари". Объясняет он это тем, что по своему духу "Феррари" - это большая семья, тогда как "Уильямс" прежде всего коммерческое предприятие, где в гонщиках видят не более чем наемных работников. Вебер прав?

Р.Ш.: - В целом, да.

- Чем, с вашей точки зрения, это объясняется?

- Когда Михаэль пришел в "Феррари", то сразу получил возможность самостоятельно подбирать нужных ему специалистов. Это очень важно. В результате возник коллектив, где люди понимают друг друга с полуслова и где взаимодействие доведено до совершенства. У нас в "Уильямсе" ситуация иная, ведь подбором персонала занимается непосредственно шеф команды Фрэнк Уильямc.

Тем не менее и "Феррари" понадобилось несколько лет, чтобы все службы стали работать слаженно и четко. Надеюсь, так будет и у нас, дайте только время. В этом смысле я оптимист и хочу заметить, что после того, как с нами стали работать специалисты из БМВ, атмосфера в команде резко улучшилась.

- А как вы, Михаэль, можете прокомментировать высказывания Вебера?

- Об "Уильямсе" говорить не буду - несмотря на то, что там выступает мой брат, я не очень хорошо осведомлен о ситуации внутри этой команды. Что же касается "Феррари"... Да, мы действительно одна большая семья. Не я постоянно выигрываю, а команда, где каждый вносит вклад в общий успех. Можно сказать и иначе: когда у нас возникают проблемы, то это общие проблемы, и решаем мы их сообща. Согласитесь, когда в семье начинаются разборки, когда все принимаются искать виноватых, толку не будет.

Вспомните, в какую сложную ситуацию мы попали в прошлом году в Будапеште. Или в Хоккенхайме, где у нас были жуткие проблемы с покрышками. Но уже в Монце "Феррари" удалось вернуть утраченные позиции. Это было не просто, но мы собрались и показали все сто процентов того, на что были способны. "Мы" - это вся команда.

Каждый сам творец своего счастья или несчастья. От тебя самого, конечно же, зависит многое. Но еще больше - от тех, кто тебя окружает, поддерживает. Я часто читаю в газетах, что мне, мол, постоянно сопутствует удача, что мои титулы - это прежде всего стечение обстоятельств. Да, я удачлив. Да, обстоятельства иной раз играют на моей стороне. Но ты можешь быть в тысячу раз талантливее остальных - и не добиться ничего, если рядом с тобой нет тех, кто тебя понимает. Я - командный человек, и в этом мое преимущество.

О ТЕПЛОТЕ СЕРДЕЦ

- Говорят, что "Феррари" в Италии популярнее Папы Римского. Это так?

- Сказано, может быть, слишком громко. Но нас действительно любят. Каждый год после завершения чемпионата мы проводим День "Феррари". Это потрясающий праздник, я очень люблю его, потому что в полной мере ощущаю в эти мгновения теплоту итальянских сердец. Победы - это здорово, но это еще не все. Приятно осознавать, что ты имеешь возможность делать всех этих людей счастливыми.

- А кто в Англии популярнее "Уильямса"?

Р.Ш.: - Королевская семья - и, пожалуй, еще одна. Семья Бекхэмов.

- На трассе вы непримиримые соперники. Скажите; а в детстве часто друг друга колотили?

- Вообще никогда! Хотя бы потому, что у нас значительная разница в возрасте - семь лет. Кроме того, Михаэль рано покинул родительский дом и начал карьеру гонщика. Если честно, то у нас было не много точек соприкосновения до тех пор, пока я сам не увлекся автомобильным спортом.

О НЕМЕЦКОМ ПАСПОРТЕ

- Вы, Ральф, сейчас живете в Зальцбурге. Признайтесь, перебрались в Австрию, чтобы не платить высокие немецкие налоги?

- Вы не первый, кто задает мне этот вопрос. Нет, налоги тут ни при чем, тем более что я исправно плачу их в Германии, где у меня есть собственность. К примеру - большой картодром в Биспингене под Ганновером.

- Как в таком случае вы относитесь к тому, что чиновники налогового ведомства ФРГ усиленно предлагают ввести закон, по которому немецкие знаменитости обязаны будут жить на родине? В противном случае - паспорт на стол.

- Я слышал об этой идее и понимаю, что этот закон, если его примут, коснется многих. Но это ведь пока не более чем предложение. А потому мыслями о возможных последствиях стараюсь себе голову не забивать.

- Может быть, вы уже ощущаете себя австрийцем?

- Я немец. И останусь немцем, даже если придется, как вы выразились, положить паспорт на стол. Но в Австрии я чувствую себя прекрасно - и не собираюсь ничего менять. По крайней мере в ближайшее время.

- При этом недавно в газетах появились сообщения, что вы - вслед за Михаэлем - хотите переехать в Швейцарию...

- Ерунда. Просто был досадный случай, после которого меня в Австрии хотели лишить водительских прав. Я тогда заявил в сердцах - мол, если ко мне не перестанут цепляться, снова перееду. Но инцидент исчерпан, все осталось в прошлом, и на самом-то деле никуда переезжать я не собирался.

И из Германии не уезжал бы. Но беда в том, что известным людям там приходится несладко: за тобой все время наблюдают, каждый твой шаг мусолят в прессе. Это невыносимо. Вот вам лишь один пример. В саду моего дома под Кельном постоянно находились какие-то люди, нас фотографировали, нам заглядывали в окна. Их интересовало все - даже то, что мы едим на завтрак.

Это было настоящее безумие, и я не мог видеть, как страдают самые близкие мне люди. Именно поэтому мы уехали в Австрию. Здесь спокойнее.

О ПОХОДЕ НА ВОСТОК

- В последнее время много говорят о том, что "Формула-1" должна двигаться на восток. Мол, европейские "Гран-при" уже не так привлекательны для спонсоров, как прежде. Что вы, Михаэль, думаете по этому поводу?

М.Ш.: - Я это движение полностью поддерживаю. Если "Формула-1" популярна во всем мире, то почему большинство гонок проводится в Европе? Есть ли в этом логика? Сейчас у некоторых европейских стран по два "Гран-при", но мне кажется, что в будущем ситуация станет иной. Когда Берни Экклстоун высказывается в пользу принципа "одна страна - одна гонка", я готов его поддержать. Тем более что на то есть и сугубо коммерческие причины: в Европе в последние годы ввели ограничения на рекламу. Это ведь тоже нужно учитывать.

- К новым трассам придется приспосабливаться...

- Вот с этим у меня никогда не было проблем. Я делаю так. Приезжаю на день раньше, чем остальные. Тщательно изучаю схему автодрома, окрестностей, потом сверяю ее с тем, что вижу собственными глазами. Затем сажусь на велосипед - и стараюсь запомнить каждый бугорок. Только после этого приходит черед автомобиля. К моменту первого старта я уже знаю трассу наизусть.

При этом очень люблю старые европейские трассы. Они для меня как родные. Сейчас некоторые пугают нас тем, что постепенно в Европе не останется ни автодромов, ни "Формулы-1". Но, надеюсь, такого все-таки не произойдет.

Р.Ш.: - Моя позиция проста: все в нашем деле зависит от спроса и предложения. Гонки "Формулы-1" должны проводиться там, где это наиболее выгодно. Вот почему я обеими руками за "Гран-при" в Бахрейне и Шанхае.

Кстати, в Бахрейне я уже был, и мне там очень понравилось. Потрясающая трасса! Мои комплименты ее архитектору Герману Тилке: он уже столько автодромов построил и ни разу не повторился. Постоянное чередование пустыни и оазисов. Боксы команд - в настоящем пальмовом лесу. Все это надо видеть! Я увидел - и пришел к выводу, что гонка в Бахрейне поднимет наш и без того увлекательный вид спорта на новый уровень.

О ТРАДИЦИЯХ

- Некоторые утверждают, что в "Формуле-1" и на подходе к ней слишком много немецких гонщиков.

- Что значит "слишком много"? Мы попадаем в гонки не по протекции, а благодаря результатам. Логичнее спросить, откуда эти результаты, чем они объясняются. Ответ простой: у нас в Германии очень популярен картинг, вот с него-то все и начинается. Есть и еще один ответ: у нас в Германии есть Михаэль Шумахер. Великий гонщик, ставший примером для подражания. Все на него хотят равняться. И некоторым это удается.

М.Ш.: - На самом-то деле немцев не больше, чем бразильцев или итальянцев. Но в любом случае в немецком представительстве ничего удивительного нет. Германия всегда была великой автомобильной державой, остается ею и сейчас. Интерес публики к гонкам и десять, и двадцать, и пятьдесят лет назад был огромным. Прибавьте к этому идеальные условия для производителей и спонсоров. В таких условиях немецкие гонщики просто обязаны быть среди лидеров.

О ДВИГАТЕЛЯХ И ПОДАРКАХ

- Недавно вы, Ральф, были в Москве. Но, кажется, непосредственно к "Формуле-1" этот визит отношения не имел...

Р.Ш.: - Вы правы, я прилетел в вашу столицу по другим делам. Но разговоры все равно постоянно касались этой темы. Кстати, мне рассказали одну интересную историю. Оказывается, в середине 60-х годов ваш завод, выпускавший автомобили "Москвич", сделал двигатель для "Формулы-1" объемом полтора литра. И как раз в это время международная федерация приняла решение, что двигатели должны быть трехлитровыми. Представляю, как было обидно разработчикам. Может, если бы не это, Россия уже давно принимала бы участие в наших гонках.

- И еще о двигателях. Я слышал, что год назад ваш брат подарил Вилли Веберу на Рождество настоящий мотор боевого болида "Феррари". Правда ли это?

- Что-то я ни от Вилли, ни от Михаэля ничего о таком подарке не слышал. Выясню - и тоже приготовлю нашему менеджеру какой-нибудь сюрприз.

А вообще, я очень люблю делать подарки. В канун прошлого Нового года преподнес спортивные часы Nike каждому работнику "Уильямса" и тремстам их коллегам из БМВ. Нынешней зимой пришел черед роскошных рюкзаков.

О ПОМОЩИ И ТИТУЛАХ

- Не возникает ли у вас, Ральф, иной раз желания помочь брату на трассе?

- Конечно, я радуюсь, когда Михаэль выигрывает, но о какой-то помощи и речи быть не может - профессионал должен заботиться исключительно о своей команде. К тому же, как вы это себе представляете - помогать шестикратному чемпиону мира? Лучше бы он обо мне подумал. Кстати, я Михаэлю так недавно и сказал: "Хватит тебе побеждать, в нынешнем году чемпионом намерен стать я. Какая разница, ведь титул все равно останется в семье!"

М.Ш.: - Если в предстоящем чемпионате и впрямь выиграет Ральф - нет проблем. Побороться с братом за главный титул было бы очень приятно и интересно. Впрочем, я тоже не забываю об интересах команды, а потому замечу: если чемпионом-2004 суждено стать не мне, то лучше бы им стал мой партнер по "Феррари" Рубенс Баррикелло.

В любом случае прогнозы - вещь шаткая. А потому должен напомнить, что есть еще такие опасные люди, как Кими Райкконен и Хуан-Пабло Монтойя, да и Дэвида Култхарда нельзя сбрасывать со счетов. Уверен, что на этот раз борьба будет куда более острой, чем в прошлом году.

- Не хотели бы ездить с Ральфом в одной команде?

- Нет. Ведь тогда один из нас обязательно будет проигравшим, а другой - победителем. Я этого не хочу, Ральф, знаю, тоже. Сейчас мы в разных командах, и успех одного из нас воспринимается нормально, но в ином случае все было бы значительно обиднее.

Чтобы моя мысль была понятнее, приведу такой пример. Все знают братьев Кличко. Они, уверен, никогда не стали бы боксировать друг против друга. Вот и мы не хотим этим же заниматься. В том смысле, что нам не хочется выступать на болидах одной марки.

- Что, Михаэль, вы пожелали бы самому себе в преддверии очередного чемпионата мира?

- Здоровья. И, конечно, побед. Цель "Феррари" - сохранить титул. И это, поверьте, вполне реально. Хоть мне и известны две команды, где думают точно так же и постараются нам помешать.