Газета Спорт-Экспресс № 29 (3407) от 9 февраля 2004 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 3
ХОККЕЙ |
НХЛ. ЗВЕЗДНЫЙ УИК-ЭНД |
Скотти БОУМЭН: "РАБОТАТЬ В РОССИИ ПОКА НЕ ПЛАНИРУЮ"
Игорь РАБИНЕР |
из Сент-Пола |
Наконец-то энхаэловская All Star Game пришла к тем, кто ее по-настоящему заслужил.
Начиная репортаж с 54-го звездного уик-энда такой фразой, тут же ловлю себя на двуличии. Плохо ли посреди зимы погреться в субтропических Калифорнии и Флориде? Ведь именно там, в Лос-Анджелесе и Санрайзе, проходили два последних Матча звезд. Но хоккей в таких местах столь же естествен, как в Киргизии или Азербайджане. На худой конец - в Сочи. Можно только позавидовать организаторскому гению людей, способных держать на плаву клубы в городах, где отродясь не видели снега. Они доказывают, что хоккей и там может стать популярным времяпрепровождением. Но "командой, без которой мне не жить" - никогда.
В Америке нет штата севернее, студенее и - хоккейнее. Это единственное место в стране, где, подобно Канаде, повсеместно играют на замерзших прудах. Здесь, прямо около хоккейной арены Xcel Energy Center, у вас перехватывает дыхание от умопомрачительной картины: на фоне возвышающегося на горе старинного собора выстроен... ледовый дворец. В "городах-близнецах" (так называют расположенные по разные стороны Миссисипи Сент-Пол и Миннеаполис) это словосочетание понимают буквально. Вполне средневековый на вид, совсем не приземистый замок - целиком изо льда. А внутри - разумеется, каток.
В "Миннесоте Уайлд" нет и не будет хоккеиста под номером "1". Этот номер навечно отдан болельщикам. Президент футбольных "Крыльев Советов" Герман Ткаченко так же распорядился 12-м номером. А тут - первым!
"Дикими" (это более точный перевод, чем "дикари") новая миннесотская команда была наречена тоже в честь своих необузданных поклонников. Правда, наполовину. Как это? А так, что на другую половину отцы команды имели в виду потрясающую девственную природу штата. Десять тысяч озер, например, - можете представить? Зимой это - десять тысяч хоккейных площадок.
За четыре года существования "Уайлд" ни на одном матче (не только официальном - даже на выставочном!) не пустовало хотя бы одно кресло. А потому никто не удивился, когда за утренней раскаткой сборных звезд наблюдал полный 19-тысячник. И Илья Ковальчук, и Павел Дацюк в один голос сказали, что ни разу в жизни не видели столь фантастической картины.
БОУМЭН НЕ ВОЗГЛАВИТ НИ РОССИЮ, НИ КОГО-ТО ДРУГОГО
Зачем, спросите, российскому читателю столь подробный рассказ о Миннесоте и ее хоккейном нутре? А затем, что в сентябре сборная России проведет здесь как минимум один матч - 2 сентября против хозяев, американцев. Как здесь будут болеть за своих - объяснять, думаю, не надо.
Психологическая подготовка уже началась. Сейчас здесь все только и говорят, что о фильме Miracle ("Чудо") - слезливой диснеевской ленте об олимпийской победе американских студентов в Лейк-Плэсиде-80 над "большой красной машиной". Курт Расселл, исполнитель роли главного тренера той команды Херба Брукса, во время субботних конкурсов Superskills мелькал на стадионном экране едва ли не чаще самих участников Матча звезд. Советских хоккеистов на льду играли заштатные американские тафгаи.
- Фильм Miracle не смотрел и смотреть не собираюсь, - жестко заявил мне по этому поводу Илья Ковальчук. - Один раз обыграли сборную СССР - и сделали из этого события икону. У нас своих побед хватало, чтобы я смотрел на чужие. Да еще и над нами.
Почти четверть века назад выигрыш у команды Виктора Тихонова был чудом. А на Кубке мира будет чудо, если уже сам Тихонов и его российская сборная дойдут до полуфинала.
Дело в том, что в одной группе с нашими - канадцы и американцы. Играют они против нас на своем льду: американцы - в Сент-Поле, канадцы - в Торонто. Россия со Словакией - единственные команды, которые не проведут на турнире ни одного домашнего матча. Даже Германии, не говоря о Швеции, Чехии и Финляндия, такая честь перепала. Только наши хоккеисты и, главное, болельщики почему-то остались с носом.
Но худшее даже не в этом. На всех прежних турнирах четвертьфиналы проводились между командами из разных групп. Теперь - из одной. То есть если Россия не займет в "группе смерти" первое место (а это - из области фантастики), то ей сразу же придется вновь встретиться либо с Канадой, либо с Америкой. А там, учитывая патронат НХЛ над Кубком...
- Не считаете, что в таких обстоятельствах сборная обречена? - спрашиваю Ковальчука и Дацюка. Оба, естественно, не считают.
Ковальчук: "Нас всегда ставили в самое сложное положение, и мы всегда из него выбирались. Выберемся и теперь".
Дацюк: "Если сборная по-настоящему сильна, ей ничто не может помешать".
Отличные слова. Но одно дело - максимализм хоккеистов, и совсем другое - чудовищные условия, в которые их поставила родная федерация.
Мало того, по обыкновению начались подводные течения. Появились слухи, что ряд энхаэловских ветеранов не жаждет работать на Кубке мира с Тихоновым и просит на царство... Скотти Боумэна.
Вчера у меня появилась счастливая возможность спросить об этом напрямую самого канадского мэтра. Боумэн, расплывающийся в улыбке при слове "Дацюк", отреагировал недвусмысленно:
- Знаю многих русских игроков, добился с ними больших успехов. Но я больше не тренер! Твердо вам заявляю, что свою последнюю игру на скамейке я уже провел и - ушел на пенсию. Возвращаться не собираюсь. Ни в сборную России, ни куда-либо еще.
Главного тренера сборной Канады, триумфатора Солт-Лейк-Сити Пэта Куинна ваш корреспондент спросил напрямую:
- При существующих раскладах в группе Россия обречена?
- Ни в коем случае! Не знаю, почему вы так говорите. У вас много талантливых игроков - в свое время я работал и с Ларионовым, и с Могильным, и с Павлом Буре, так что знаю, о чем говорю. А еще, кстати, ваша сборная всегда играла сильно против канадцев. Мы давно не встречались - ни в Нагано, ни в Солт-Лейк-Сити Россия с Канадой не сталкивалась. Не вижу причин, по которым что-то должно измениться.
- Почему, на ваш взгляд, в нынешнем Матче звезд участвуют всего два россиянина?
- Надо учесть, что несколько лет формат этой встречи был другим - Северная Америка против Европы. И многие попадали туда не за счет мастерства, а благодаря гражданству. А то, что всего двое россиян... В разные сезоны складывается по-разному - когда больше, когда меньше. Так что поводов для беспокойства нет.
КАПИТАН "ВОСТОКА" ХОЧЕТ В МОСКВУ. К ЛАРИОНОВУ
Поедут ли звезды "Нью-Джерси" в декабре на прощальный матч Игоря Ларионова в Москву? С этим вопросом я обратился к капитану сборной Восточной конференции (и будущему победителю Ильи Ковальчука в конкурсе конькобежцев) Скотту Нидермайеру.
- Да, Игорь говорил со мной на эту тему, и я был бы очень рад приехать, - сказал защитник. - Разумеется, пока не может быть гарантий - никто, например, не знает, когда начнется следующий сезон. Но я получаю такое удовольствие, играя рядом с Игорем первый сезон, что жалею: почему не был в одной команде с ним всю карьеру? Принять участие в его прощальном матче для меня - большая честь.
К сожалению, несколько лет назад я не смог приехать в Москву на проводы Вячеслава Фетисова - как раз в те дни была свадьба у моего шурина. В России я еще ни разу не был, но слышал множество отличных отзывов о вашей столице от тех же Мартина Бродера и Скотти Стивенса.
Бродер тоже хочет лететь в Москву. И Никлас Лидстрем из "Детройта" - тот, правда, говорит, что приедет, "если сможет".
ЗВЕЗДНЫЕ БУДНИ
Обе наши звезды-первогодки после конкурсов напропалую нахваливали Матч звезд и все, что с ним связано.
Ковальчук: "Такие игры, конечно, нужны. Они и дух позволяют перевести, и поближе познакомиться с теми, с кем раньше встречался только на льду. А еще - получить даже большее удовольствие от хоккея, чем обычно. Потому что много зрителей, все болеют не против тебя, а за, улыбаются, аплодируют. И ты раскован. Во время сезона такой смене обстановки цены нет".
Дацюк: "Да уж, стоит такие матчи устраивать. Много удовольствия уже успел получить. Классно время проводим, да и жене не скучно: мы приехали с двумя парами наших русских друзей из Детройта".
Рассказывают, что два года назад, когда Дацюк в последний момент был вызван взамен травмированного игрока "Финикса" Коланоса на матч молодых звезд, старшие товарищи сделали ему выгодное предложение. Детройтцев в том Матче звезд было много, и они - Федоров, Челиос, Гашек, Лидстрем, Шэнахэн - зафрахтовали частный самолет из Колорадо, где проводили последнюю выездную встречу, на игру в Лос-Анджелес. И пригласили к себе молодого хоккеиста. Тот отказываться не стал.
А часа в три ночи в доме у его агента Гари Гринстина раздался звонок разгневанного... Боумэна. "Они мне мальчика испортят! - кипел классик. - Возвращайте его немедленно, если еще есть такая возможность. Пусть летит на обычном рейсовом самолете!"
Сейчас, на основной All-Star, Дацюк летел в обычном самолете. Правда, первым классом, билеты в который предоставляет своим звездам НХЛ.
Ковальчук же, в холле "Гранд-отеля" добродушно поприветствовавший Николая Жердева: "Привет, беглец!" - второй раз приехал на Матч звезд без гостивших у него родителей. За три дня до All-Star Game форвард "Атланты" проводил их в аэропорт - домой, в Россию. Остались они в Атланте и в 2002-м - во время бенефиса Ильи на матче молодых звезд. Почему не едут, чтобы разделить счастье с сыном?
- Слишком много на Матчах звезд народу, а они все-таки уже немолодые люди, - говорит Ковальчук. - Вот и считают, что им лучше посидеть дома и посмотреть игру по телевизору, с повторами. А были они у меня сейчас два месяца. Мама готовила, и когда я приезжал с тренировок, вкуснейший домашний обед стоял на столе.
- Всего семь минут игрового времени в последнем матче с "Филадельфией" - не следствие возникшего недоедания?
- Ничего страшного не случилось. Просто сейчас переломный момент в сезоне, предстоит затяжной и очень трудный выезд. Не стоит обращать на эту игру много внимания. Мне ведь всего 20 лет.
...Оригинальнейшим образом с нами в субботу попрощался Дацюк. Мой коллега Слава Маламуд пожелал центрфорварду "Детройта" сделать в Матче звезд хет-трик.
Ответ последовал молниеносно: "Только вы приходите пораньше, пока никого, кроме меня, на льду не будет".
Участие в Матче звезд ничуть не изменило Дацюка. С такой самоиронией нам за этого человека бояться нечего.