Газета Спорт-Экспресс № 7 (3385) от 14 января 2004 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 1

14 января 2004

14 января 2004 | Футбол

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. Межсезонье

БРИГАДА "СЭ" ПЕРЕДАЕТ ИЗ ТУРЦИИ

ЧТО СКАЖЕТЕ, ГОСПОДА СУДЬИ?

Андрей АНФИНОГЕНТОВ, Юрий БУТНЕВ, Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

из Кадрие

Двадцать пять российских арбитров выбрали местом своего проживания в Турции четырехзвездный отель Varuna Vista. Он расположен на развилке дороги, ведущей из Антальи в Белек. Направо пойдешь - в "Рубин" попадешь. Прямо пойдешь - в "Ротор" попадешь. А налево пойдешь - в "Шинник", "Сатурн", "Аланию", "Крылья" и "Амкар" попадешь.

Но поскольку судьям по роду своей деятельности надлежит соблюдать нейтралитет, никуда ходить и попадать они не стали, чтобы ничего при этом не потерять, как обычно в сказках бывает. А предпочли жить на перекрестке семи дорог, где стоит в чистом поле та самая Varuna Vista.

С утра у них тренировка. Никто не заставляет - сами так решили. После обеда - контрольные матчи: одни судят - другие смотрят. Вечером - "развлекаловка": боулинг, бассейн и прочее. Спиртное в "прочее" не входит. Потому что нет смысла - чтобы поехать на этот сбор, арбитры заплатили свои собственные деньги. Кроме того, кое-кого неформальный руководитель сборов Сергей Зуев держит на каше и овощах, чтобы улетучились к сезону лишние килограммы.

В среду в гости к рефери приходил глава инспекторского комитета Алексей Спирин, который, кстати, находится в Турции совсем не по судейским делам. (Спирин помогал Вячеславу Проценко в организации турнира Antalia Winter Cup.) Провел трехчасовое теоретическое занятие с просмотром привезенных с собой видеокассет, учил арбитров по своим брошюрам хладнокровно и безошибочно судить.

Такое скопление людей в черном корреспондентам "СЭ" показалось весьма любопытным и заслуживающим внимания. В конце концов, по ходу чемпионата арбитра не всегда спросишь, что он думает по поводу собственных ошибок или критики в свой адрес, - существует инструкция, которая запрещает им говорить в определенных ситуациях. А вопросы между тем имеются.

Стоило в конце сезона случиться нескольким странным (а на самом деле весьма прозрачным) матчам, как высказались все. Одни ругались, другие оправдывались, третьи намекали. Даже иные политики не удержались от своей оценки ситуации. А вот те, кто находился в самом центре событий, то есть судьи, свое мнение сумели оставить при себе. Дабы устранить эту несправедливость, бригада "СЭ" вторглась на судейскую территорию в Турции, чтобы расспросить арбитров, так сказать, о наболевшем.

Корреспонденты "СЭ" задали судьям, обслуживающим матчи премьер-лиги, три вопроса.

1. Как вы относитесь к тому, что результаты некоторых матчей на финише прошлого сезона были легко предсказуемы?

Сергей ЗУЕВ,руководитель сбора:

- Я вообще отрицательно отношусь к любым матчам, которые вызывают сомнения, будь то игра футболистов или судейство. Но, к моему удовольствию, во всех "странных" матчах к арбитрам претензий не было. У болельщиков были вопросы к игрокам по поводу их самоотдачи. Когда с трибун кричат: "Позор!" - это, конечно, не красит наш чемпионат.

Алексей ТЮМИН,судья ФИФА:

- Когда я выхожу на поле, думаю не о том, какой сегодня будет матч - странный или не очень, а о правилах футбола. Когда возникают подобные разговоры, лучше задавать вопросы не судьям. Мы участники игры, но творят ее игроки и тренеры. Их, в свою очередь, интересует судейство, а не наш взгляд на странности того или иного матча.

Александр ГВАРДИС,судья ФИФА:

- Для меня важнее, чтобы после финального свистка люди не говорили о странном судье, который насвистел бог весть что. Казаться может что угодно, но для арбитра важнее не догадки, а правильная трактовка игровых эпизодов.

Игорь ЗАХАРОВ,судья национальной категории:

- К странным матчам никак не отношусь, поскольку сконцентрирован в первую очередь на своих прямых обязанностях. Как я могу оценивать деятельность других людей? Вышел, отсудил, у клубов претензий нет - и я доволен. А после игры спрашивать о чем-то подобном нас тем более нет смысла. Мы подчиняемся жестким инструкциям: что нам говорить, как говорить и говорить ли вообще. Такое решение существует в письменном виде и мною подписано. Возможно, этот циркуляр каким-то образом надо менять - это мое сугубо личное мнение. Потому что лишать нас слова не совсем правильно. Другое дело - как менять. После матчей мы, как и тренеры, находимся порой в стрессовом состоянии. Так что тут надо подумать.

Ну а странные матчи - определение очень субъективное. А я человек конкретный и без проверенных фактов обсуждать эту тему не буду. Да и спрашивать следует не нас, а футболистов. Они сейчас стали меньше отвечать за свою игру, а деньги получают такие, каких порой не заслуживают.

Сергей ФРАНЦУЗОВ,судья национальной категории:

- Мне трудно судить об этом, хотя какие-то "странности", наверное, были. Могу лишь сказать, что ни одну из подобных встреч я не обслуживал.

Владимир ПЕТТАЙ,судья национальной категории:

- Я с чем-то подобным никогда прежде не сталкивался. Поэтому говорить просто не о чем.

Сергей МАРТЫНОВ,судья национальной категории:

- Это мнение отдельных людей, зачастую выдающих желаемое за действительное. Я к их числу не отношусь. Задача арбитра - следить за соблюдением правил. С этой точки зрения в "странных", как вы их называете, матчах все было в порядке. А за отсутствие борьбы и непонятные ошибки нужно спрашивать с игроков и тренеров. Мы здесь ни при чем.

Александр КОЛОБАЕВ,судья национальной категории:

- Я не обращаю внимания на подобные разговоры, хотя, как выяснилось, сам участвовал в одном из таких матчей. Это была игра "Торпедо-Металлург" - "Спартак". Из газет я знал, что все от нее ждут определенного результата. Но это никак не отразилось на моей работе. Вышел и отсудил как обычно. Непонятно только, почему о "странных" матчах заговорили только сейчас. Из года в год на финише чемпионата повторяется одно и то же: команда, потерявшая мотивацию, проигрывает тому, кому победа нужнее.

2. Насколько обоснованна критика в адрес арбитров, участившаяся в последнее время?

Зуев: - Я думаю, что сейчас уровень судейства выше, чем несколько лет назад. Критика, с одной стороны, идет по инерции, а с другой - в пылу борьбы тренеры и руководители клубов часто ищут оправдания своим неудачам на стороне. Я всегда считал и продолжаю оставаться при своем мнении, что прекрасно играющую команду ни один судья не может лишить очков. На мой взгляд, количество ошибок не увеличивается. Увеличивается их цена. Поэтому клубы так болезненно реагируют на любое спорное решение арбитра. Что касается судейской предвзятости, то в премьер-лиге ее точно нет.

Тюмин: - Если говорить о предвзятости, то эти разговоры просто досужие и пустые. Сегодня любой арбитр премьер-лиги держится за свою работу. Это престижный и хорошо оплачиваемый труд. Поверьте, что никто не хочет его потерять. Лучше судить долго и честно, чем рискнуть и закончить, поступившись моральными принципами.

А ошибаются все. Даже Коллина. И критика нужна. Другое дело, что порой тренеры и футболисты все перекладывают на арбитров. Хотя не мешало бы разобраться, насколько они сами соответствуют тем гонорарам, которые получают. Подумать и поискать причины неудач в себе. Хотя, не спорю, порой бывают вопиющие ошибки, за которые нужно наказывать и ругать.

Но у нас в футболе судья почти изгой. Если он ошибся, его топчут все - пресса, клубы, начальство. Это у футболистов игра состоит из двух таймов, а у нас их три. И третий, который начинается после финального свистка, обычно самый сложный. Оценки, разборы, совещания, жалобы. Работать приходится под гильотиной. И она периодически рубит кому-то голову. Остальные на эту казнь смотрят, а потом выходят на матч, словно на плаху Ошибся - голова с плеч. С этим, наверное, нужно что-то делать. Мы не роботы-терминаторы, мы люди. С годами, уверен, наш профессионализм будет расти, а число ошибок - уменьшаться. Разговоры о вечном судейском заговоре постепенно стихнут. Но пока работать очень непросто.

Гвардис: - У нас в цехе, если ты ошибся пару раз, тебя ссылают. Во вторую лигу, где все грустно. Мне в этой связи интересно: почему не ссылают тренеров, которые ошибаются?! Или футболистов, не забивающих пенальти? Два раза подряд проиграл бездарно - во вторую лигу. Промазал одиннадцатиметровый в важном матче - в КФК. Парочка таких экспериментов, и, думаю, разговоров об арбитрах, которые мешают нашему футболу, станет меньше. Люди просто окажутся в нашей шкуре. Что касается судейской предвзятости, то человек, глотнувший высшей лиги, потом будет делать все возможное, чтобы остаться в этой обойме. Даже если ему будут платить за труд меньше, чем прежде. Работа на высшем уровне - это наркотик. И кто, скажите, будет сознательно рисковать, если на кону твоя зависимость?! Ломка после отлучения не стоит никаких денег.

А критика нужна. Грамотная критика, обоснованная, аргументированная, даже полезна. Но с этим пока проблемы. Все разговоры - на эмоциях. Это идет от денег, которые пришли в наш футбол. С одной стороны - миллион, с другой - пять, с третьей - десять. Все видят кругом только врагов, а матч - это война. Судья же - это, по версии клубов, диверсант, засланный в тыл врагами. Наверное, это со временем пройдет, но пока ненужной истерии вокруг футбола много.

Если что-то не получается, ищут виноватых. Очень часто в этой роли оказываемся мы, судьи. Но постепенно, уверен, судейская коллегия добьется большего профессионализма от арбитров, поможет игрокам говорить на поле на нормальном, а не фольклорном, русском и убедит клубы вести себя по отношению к людям нашей профессии уважительно. Лет через пять, думаю, мы будем говорить только о судейских ляпах, которые были, есть и будут. А вот поиск ведьм в нашем корпусе прекратится.

Захаров: - Критика в наш адрес - тоже вопрос неоднозначный. Возьмите статистику ошибок за последние пять лет, и вы увидите, что их количество из года в год почти не меняется. А потом посмотрите трансляции английского или итальянского чемпионатов. Понятно же, что ошибаются все. Только в России по этому поводу порой поднимается необоснованная шумиха, а там ее нет. Уровень судейства и уровень футбола тесно взаимосвязаны. Поэтому не будем делать вид, что у нас высококлассные матчи обслуживаются неквалифицированными судьями. Вырастет одно - подтянется и другое, иначе быть не может.

Если же говорить о подозрениях в предвзятости, то это вообще очень грубое и обидное слово. Такие обвинения без серьезных оснований делать опасно - можно морально травмировать человека. Выявить предвзятость могут только специалисты, но, насколько мне известно, ни футбольные, ни какие-то другие органы ни одного такого случая в последние годы не зафиксировали.

Французов: - Критика в наш адрес обоснованна, потому что ошибок в прошлом сезоне судьи допустили много. Год на год не приходится - минувший получился "урожайным" в этом смысле. Готовимся вроде, про "физику" и теорию не забываем. А потом смотришь повтор, и эпизод смотрится совсем не так, как в игре. Так что критику воспринимаем нормально и стараемся не наступать на те же грабли. Другое дело, что ошибки все равно будут, как ни старайся, - такова специфика нашей работы.

Но обвинения в предвзятости решительно отвергаю. Ошибки бывают грубыми, но не умышленными. Ну как можно сказать, что Валентин Иванов или Станислав Сухина специально ошибались?

Петтай: - Критиковать можно кого угодно, но далеко не всегда есть повод для подобных слов. Говорить же о предвзятости, на мой взгляд, вообще некорректно и безосновательно.

Мартынов: - С критикой у нас явно перебарщивают. Я постоянно смотрю матчи ведущих зарубежных чемпионатов. Там арбитры тоже не ангелы. Если посчитать число ляпов у нас и у них, большой разницы не будет. Но в отличие от России за границей из судей не делают врагов народа. Критика, безусловно, есть. Но она не выходит за определенные рамки. Не хочу сказать, что я и мои коллеги безгрешны. Тренеры ошибаются с составом и тактикой, игроки могут на ровном месте подарить мяч сопернику или забить гол в свои ворота. А почему у арбитра не может быть права на ошибку?! Причем зачастую даже одно неправильное решение становится поводом для огульных обвинений в предвзятости. Могу сказать за себя: для меня все команды одинаковые. И сужу я их одинаково. А все свои ошибки знаю и стараюсь впредь их не совершать.

Колобаев: - Мы работаем не хуже зарубежных коллег. В этом я убежден. Но, к сожалению, в России привыкли ругать арбитров. Это уже стало плохой традицией. Как бы мы ни судили, в наш огород все равно будут лететь камни. Когда только начинал карьеру, очень переживал по этому поводу. А теперь мне все равно, что скажут о моей работе посторонние люди. Когда выхожу на поле, меня интересует только одно: собственная репутация. И если после матча тренеры обеих команд приходят пожать мне руку, значит, я не зря ем свой хлеб.

3. Устраивают ли вас размеры оплаты судейства в России и можно ли повысить качество судейства путем увеличения гонораров?

Зуев: - Не думаю, что деньги - это панацея от всех бед. Если мне заплатить десять тысяч долларов, я все равно не пробегу сто метров за десять секунд. У каждого человека есть свой предел совершенствования, и ничего с этим не поделаешь. Но с точки зрения социального статуса судей гонорары нужно повышать до уровня того дивизиона, в котором они работают. Любителей в судейском корпусе уже давно нет. Сейчас 90 процентов своего времени арбитр посвящает основной работе. Отрадно, что многие мои коллеги понимают: если хочешь заработать, нужно сначала вложить. Взять, к примеру, этот сбор. Ребята приехали в Турцию за свои деньги, чтобы подготовиться к чемпионату. Тривиальный подход: "вы мне сначала дайте, а там посмотрим" - давно ушел в прошлое. Один из вариантов оплаты труда судей - это ежемесячная зарплата на уровне, повторяю, среднего дохода футболистов того же дивизиона. Пусть она будет называться "бонусом" или как-то еще. Не важно. Но, мне кажется, это могло бы стать разумным решением проблемы.

Тюмин: - Считаю, что нужно поднять ставки арбитрам второй лиги. Туда идут работать молодые ребята, там всегда много грязи, порой приходится сталкиваться с прямым физическим давлением. Особенно этим грешит зона "Юг". И за свой нелегкий труд люди получают всего три тысячи рублей за вычетом налогов. Да и в Нальчике, "Тереке", а это первый дивизион, работать порой очень нелегко. Так что если и стоит говорить о повышении ставок за работу, то речь должна идти о первом и втором дивизионах. В премьер-лиге гонорары сегодня достойные. Наверное, трудно искать средства, когда почти все наши клубы из регионов - бюджетные организации. Но думать над тем, чтобы увеличить гонорар во втором дивизионе, нужно. Там начинают судить, там делаются первые шаги.

Еще бы я ввел в низших лигах бонусную систему, которая уже работает в премьер-лиге. Это станет отличным стимулом для коллег, по-хорошему их подхлестнет. Убежден, что нужно навести порядок, создать нормальную атмосферу в низших лигах, где начинают работать будущие наши судьи высокого класса, у которых все еще впереди. Им, думаю, нужно помочь в первую очередь. В премьер-лиге сегодня все довольно неплохо организовано.

Гвардис: - Чтобы стать хорошим арбитром, начинать нужно с КФК. Потом вторая лига, первая. Это длинная лестница, и многие молодые ребята просто не выдерживают. Им приходится мотаться в поездах, автобусах, получая за свой труд символическое вознаграждение, отпрашиваясь на работе. У меня в родном Калининграде недавно бросил судить молодой и перспективный парень. На работе на него уже стали косо смотреть, а на жизнь судейством второй лиги он заработать не мог. Так что если мы говорим о профессионализме в нашем цехе, нужно подумать, как сделать труд в низших лигах достойным.

Что касается качества работы в премьер-лиге, то простым увеличением гонораров его, конечно, не поднять. Сегодня элитные арбитры зарабатывают достойные деньги, за свою работу держатся и обязательно будут прибавлять с годами. Мы, например, на этот сбор приехали за собственные деньги. Потому что хотим нормально подготовиться к сезону, не выпасть из обоймы. С каждым сезоном, уверен, качество работы судей будет расти. Нужно лишь создать людям возможности для роста и платить им хорошие деньги за труд. А жизнь сама все уравновесит.

Захаров: - Между уровнем оплаты и качеством судейства самая что ни на есть прямая зависимость, как и во всех сферах человеческой деятельности. И если клубы хотят, чтобы их судили по высшему разряду, они могли бы оказать какое-то содействие в этом вопросе. Речь не только о зарплате, но и о нашей подготовке. А еще о том, чтобы зарплата арбитра была хотя бы сопоставима с доходами других участников футбольного матча. Мы умудрились остаться единственными непрофессионалами в российском футболе. Но требуют-то с нас не как с любителей, у которых есть основная работа, которые пытаются тянуться за современными методами подготовки, но финансово не поспевают за ними. Значит, налицо несовершенство законодательной базы. Понимаю, что все не так просто, но в будущем мы неизбежно придем к профессиональному судейству.

Французов: - Я не знаю людей, которые были бы довольны своей зарплатой. Конечно, в сравнении со средней заработной платой по стране арбитры получают большие деньги. Но им, допустим, надо ездить на сборы. А значит, платить деньги из своего кармана. Врач - плати, медобследование, массаж - плати. Я три раза в неделю занимаюсь с тренером по легкой атлетике - и ему плачу. А как иначе?

Не думаю, что, если увеличить гонорары арбитрам, чего, не скрою, хотелось бы, уровень судейства резко повысится. Вот журналисту, если поднять оклад в два раза, - он же не станет творить в два раза лучше, правильно? Возможен какой-то эмоциональный подъем на первых порах, а потом все вернется на круги своя. Все идет от головы, а не от кошелька.

Петтай: - Думаю, что повышение гонораров впрямую влияет на качество работы арбитров. Не сразу, но растет профессионализм, а люди начинают дорожить своей работой, которая хорошо оплачивается. Повышать оплату нужно обязательно. Это самый лучший стимул для творческого роста.

Мартынов: - Посредственный игрок, сколько ему ни плати, не сможет заменить в "Реале" Рауля. Точно так же арбитр, не разбирающийся в нюансах единоборств, не научится этому за деньги. Тут нужно обладать определенным чутьем. Что касается существующих гонораров, то они, намой взгляд, занижены. Прежде чем что-то получить, нужно что-то вложить, правильно? Наша подготовка к матчам стоит немалых денег. Но дело даже не в этом. Должна быть соответствующая материально-техническая база. В этом смысле образцом для меня является Италия, где у арбитров есть все условия для нормальной работы и уверенность в завтрашнем дне.

Колобаев: - Все познается в сравнении. Если вспомнить, сколько получают пенсионеры, то нам грех жаловаться. А если исходить из требований, предъявляемых к судьям, наши заработки, скажем так, удовлетворительные. Путем увеличения гонораров качество арбитража не улучшить. Для этого необходимо решить целый комплекс проблем.