Газета Спорт-Экспресс № 6 (3384) от 13 января 2004 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 2
ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. Межсезонье |
СПАРТАКОВСКИЕ ВЕТЕРАНЫ ПРИВЫКАЮТ К ТРЕБОВАНИЯМ СКАЛЫ
Алексей МАТВЕЕВ |
из Лары |
Счастлив тот тренер, у которого есть опора среди футболистов. Это касается не только самой игры, но и работы на тренировках, профессионального отношения к режиму и распорядку дня. В стане красно-белых такие люди имеются. Несмотря на свои многочисленные титулы и звания, они по-прежнему хотят выигрывать - еще и еще. Поэтому вкалывают на тренировках без лишних стонов и вздохов. Речь идет о главных спартаковских ветеранах - Егоре Титове, Дмитрии Парфенове и Юрии Ковтуне, которым на троих уже стукнуло 90 лет.
В воскресенье старожилов "Спартака" ждал приятный сюрприз. Когда они занимались в гимнастическом зале, в дверях неожиданно появился их старинный друг Сергей Ребров. "Ого, кто к нам приехал!" - в один голос воскликнули спартаковцы. "Фенербахче" Реброва также проводит сборы в Анталье, и нападающий сборной Украины выкроил в своем графике окно, чтобы навестить отель "Титаник". Он проделал непростой и неблизкий путь из Кемера. Из-за проливных дождей многие дороги на побережье размыты. Некоторые машины и даже микроавтобусы утопают в гигантских лужах турецкого бездорожья. Кстати, будучи футболистом английского "Тоттенхэма", Сергей также навещал спартаковцев в лондонской гостинице перед матчем с "Арсеналом".
После вечерней тренировки друзья тепло пообщались. Любопытно, что во время их разговора в огромном отеле несколько раз гас свет. "Прямо как на настоящем "Титанике", - шутили спартаковцы. Провожая друга, Парфенов подарил ему свою спартаковскую футболку.
После этого ветераны красно-белых побеседовали со специальным корреспондентом "СЭ", который по прошествии пяти тренировочных дней задал им пять вопросов.
- Как переносите нагрузки?
Ковтун: - Из-за травмы, полученной в ноябре, я пропустил не один месяц, а два. Поэтому сейчас приходится тяжело. Но ничего страшного - надо терпеть.
Парфенов: - Нормально. У нас и до этого нагрузки были не меньше. Просто тренировочный процесс строился несколько иначе. А сборами меня не напугаешь. Еще в молодые годы у Буряка на Украине занимался по методике, схожей с методикой Лобановского. Сейчас для меня основная сложность заключается в том, что тренируюсь в усиленном режиме после двухлетнего перерыва - из-за перелома я пропустил прошлогоднюю предсезонную подготовку.
Титов: - Нагрузки у Романцева были выше. В том смысле, что с первого дня сбора нам давали их максимум и держали эту планку до самого конца. Сейчас процесс идет по-другому. Мы постепенно втягиваемся в работу, а нагрузки возрастают с каждым днем. Последние пару дней они были уже весьма приличные. Мышцы, конечно, побаливают, но это естественный процесс. Лично я всегда нормально переносил высокие нагрузки - и у Романцева, и у Ярцева, и у Чернышова. Слава богу, здоровья пока хватает. Конечно, на сборах всегда бывают сложные моменты, когда нужно стиснуть зубы и терпеть. Но и молодые, и более опытные спартаковцы пока держатся молодцами. Посмотрите на Юру Ковтуна. Концовку прошлого сезона он пропустил из-за травмы, и сейчас ему приходится труднее, чем остальным. Когда мы бежали кросс в одной группе, видел, как ему было тяжело. Но он добежал до конца, уложившись в норматив. Такой человек достоин уважения и, не побоюсь громких слов, является примером для нашей молодежи.
- Насколько тренировки Скалы отличаются от занятий на сборах прошлых лет?
Ковтун: - Конечно, новшества есть. Стало больше беговых занятий, различных тестов. Но сомневаться в правильности физподготовки не приходится. У итальянцев она всегда находилась на самом высоком уровне. Поэтому нужно довериться тренерам, добросовестно выполняя предложенную программу, и плоды обязательно будут. Игровые же тренировки у Скалы во многом похожи на те, что были у нас раньше. Те же "квадраты", та же игра в зонах.
Парфенов: - У каждого тренера свое видение тренировочного процесса. Ни одна команда не готовится одинаково. Вот и у нас с приходом Скалы появились новые упражнения. Наше дело их выполнять. А главная схожесть всех сборов заключается в том, что надо бежать и терпеть. Думаю, рано пока делать какие-то глобальные выводы. Работа ведь только началась. Посмотрим, что будет дальше.
Титов: - После любой смены тренера всегда ждешь чего-то нового на занятиях. Новые люди - новый подход к делу. Скала в этом плане не исключение. На мой взгляд, наши тренировки проходят интересно и разнообразно. Надеюсь, так будет и дальше. Кстати, некоторые упражнения очень похожи на те, что были при Романцеве. Например, "квадраты" или игра, в которой твоей команде нужно сделать десять передач подряд на ограниченном участке поля. Начали отрабатывать игру защиты в линию. Наверняка будут специальные занятия и для полузащитников. Насколько мне известно, Скала обычно придерживается двух игровых схем: 4-4-2 с обороной в линию и одним опорным хавбеком и 3-5-2 с двумя опорными полузащитниками. В принципе для меня не имеет особого значения, по какой из них мы будем играть. Лишь бы это приносило реальные плоды команде.
- Что нового вы почерпнули для себя в тренировочном процессе Скалы?
Ковтун: - Сильно ничему не удивился. Но лично мне интересен подход Скалы к делу: как он ведет себя в быту и на поле, как общается с нами, как наблюдает за тренировками. Мы привыкли к тому, что и разминку, и основную часть занятий проводит главный тренер. Сейчас все по-другому. Помощники выполняют большую часть работы на поле, а Скала внимательно следит за каждым футболистом. Начали отрабатывать игру в линию. Делали это еще при Чернышове, но здесь я выяснил для себя некоторые нюансы, о которых раньше не знал. Казалось бы, какая разница: находишься к сопернику метром ближе или метром дальше? Оказывается, есть. И эти ситуации нам во всех подробностях объясняют и Скала, и Куоги. При игре в линию самое главное для обороняющихся - действовать синхронно, а для этого нужна сыгранность и полнейшее взаимопонимание.
Парфенов: - Век живи - век учись. Конечно, отметил для себя отдельные новые моменты. Но футбол по своей сути одинаков. Упражнения могут быть новыми, но смысл в них вкладывается прежний.
Титов: - В футболе уже нельзя изобрести что-то кардинально новое. Как говорится, все уже придумано до нас. Но я обратил внимание на то, что для нашего тренерского штаба важна в работе любая мелочь - как правильно поставить ногу, как выполнить то или иное упражнение. С первого дня стало ясно, что у Скалы - дисциплина на первом месте. Причем дисциплина во всем - и на поле, и в быту.
- Что думаете о нововведениях в распорядке дня и спортивном режиме?
Ковтун: - В "Спартаке" всегда была высокая дисциплина. Скала тоже придерживается этого принципа. Сейчас на завтрак, обед и ужин мы ходим все вместе, и все вместе же уходим. Появилось больше ограничений по питанию. Не скажу, что раньше мы ели все, что хотели. Но запретов на те или иные продукты было меньше. У каждого человека есть свои слабости. Конечно, и мне иногда хочется съесть чего-нибудь вкусного, но приходится себя ограничивать. Режим.
Парфенов: - Подхожу к этому очень просто: есть главный тренер, у которого есть свои правила в работе. Нам, футболистам, надо их выполнять. Поэтому все нововведения воспринимаю как должное. Одно новшество коснулось меня напрямую. Дело в том, что я никогда не ходил на завтрак. С утра у меня нет аппетита, да и можно поспать чуть дольше. Сейчас же мы должны питаться все вместе. Поэтому прихожу завтракать с командой. Правда, по-прежнему ничего не ем - это не возбраняется. Максимум стаканчик сока или чашечку кофе и сижу со всеми за компанию.
Титов: - Знаю, что практика совместного питания за одним большим столом распространена во многих итальянских командах. Дима Аленичев рассказывал, что и в "Порту" так принято: не важно, поел ты первым или последним, - все ждут друг друга. Признаться, поначалу это меня немного раздражало. Но сейчас воспринимаю данный процесс спокойно. В этом есть свой смысл - везде должна быть единая команда. По питанию тоже введены ограничения, но они в основном касаются тех, кто имеет лишний вес. У меня таких проблем никогда не было. Скала убрал из рациона сладкое мучное, острый майонез и сильно газированные напитки. Прекрасно знаю, что в Германии штрафуют футболистов за потребление подобных напитков. Раньше штраф составлял 100 марок. Сколько сейчас - не знаю. Но знаю одно: лучше выпить за ужином бокал пива или вина - во всем футбольном мире это распространенная практика, если все в разумных пределах - чем глотать эту гремучую смесь, да еще вкупе с каким-нибудь пирожным. Кстати, этот запрет - большой удар по нашей молодежи, которая неравнодушна к таким напиткам.
- Как проходит общение с итальянским тренерским штабом?
Ковтун: - Скала всегда готов к общению с футболистами. Сразу видно, что в первую очередь он хочет создать единый коллектив. На тренировках нам помогает тренер-переводчик Андрей Талалаев. Но и мы сами постепенно начинаем понимать отдельные итальянские слова. Скала с помощниками тоже пытаются отдельные фразы произносить по-русски. Думаю, к концу сбора мы будем общаться на русско-итальянском слэнге.
Парфенов: - Наши тренеры открыты к общению. Часто повторяют: если что-то не понятно, подходите и спрашивайте. Так что в этом плане проблем нет. Поначалу было несколько непривычно работать через переводчика, но сейчас уже привыкли. У меня, кстати, был небольшой опыт общения с итальянцами еще до приезда Скалы. В 2001 году в Праге довелось беседовать с президентом "Кьево". Кроме того, гостил в Милане у Шевченко, поэтому отдельные итальянские слова уже знал.
Титов: - Диалог у нас идет постоянно. Скала - человек предельно открытый и, насколько возможно, пытается говорить с нами по-русски. Он пока произносит только простые слова и пожелания: "Доброе утро", "Приятного аппетита", - но прекрасно понимает, что игрокам приятно, когда главный тренер говорит с ними на их родном языке. Конечно, для итальянца очень сложно выучить русский. Но Скала говорит и на английском, и на немецком, поскольку у него жена немка. Такой человек может работать в любой стране. Его помощник Серджо Джовани говорит на английском и французском языках. Словом, тренерский штаб у нас очень коммуникабельный. Уже бывали моменты, когда Андрей Талалаев был занят, а мы один на один общались со Скалой по-английски и неплохо друг друга понимали.