Газета Спорт-Экспресс № 270 (3357) от 2 декабря 2003 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 3

2 декабря 2003

2 декабря 2003 | Хоккей - Россия

ХОККЕЙ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. СУПЕРЛИГА. 30-й тур

Сегодня на этом месте должен был появиться материал о бывшем главном тренере "Салавата Юлаева" Сергее Николаеве. Точнее - его монолог, полный боли за свою команду. Увы, этот материал пришлось перенести на один день. Потому что теперь в нашем чемпионате одна тренерская отставка приходится в среднем на четыре с небольшим тура, и вчера днем случилась еще одна - на этот раз свою команду покинул Сергей Михалев.

Сергей МИХАЛЕВ

МАТЧ С "ХИМИКОМ" СТАЛ ДЛЯ МЕНЯ "ТОЧКОЙ НЕВОЗВРАЩЕНИЯ"

В ЗОНЕ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ С Максимом ЛЕБЕДЕВЫМ

Вчера на самом деле об отставке было лишь официально заявлено. Фактическая же отставка последовала сразу же после матча "Северсталь" - "Химик". В котором хозяева вновь, уже в который раз в нынешнем сезоне, уступили. И по окончании которого главный тренер впервые с того момента, как послематчевые пресс-конференции стали обязательными, на нее не пришел. В это время он прощался в раздевалке с хоккеистами - от них, ошеломленных услышанным, мы и узнали о происшедшем.

Тут же позвонили Михалеву - но до официального объявления о смене тренеров он решил хранить молчание. Вчера утром такое объявление появилось, и Михалев, к тому времени уже оказавшийся в Тольятти, ответил на вопросы корреспондента "СЭ".

- Мы ведь уже беседовали на эту тему, - начал разговор Михалев. - Только тогда, в начале чемпионата, если не все, то многое казалось поправимым. Состав выглядел достаточно играющим - пусть и уступающим прошлогоднему, но в любом случае способным оказаться в плей-офф, причем отнюдь не на восьмом месте.

Казалось, не хватает чуть-чуть, ведь уступали-то почти все время в одну шайбу. Казалось, еще немного, и мы нащупаем игру, начнем набирать очки. А время шло, это "чуть-чуть" никак не находилось, команда продолжала топтаться на месте и сползать по турнирной таблице все ниже и ниже...

- Тем не менее ваше решение оказалось для многих весьма неожиданным - особенно для череповецких болельщиков.

- Я сам выбрал домашний матч с "Химиком" своеобразной, если хотите, "точкой невозвращения". Еще накануне твердо решил: если потерпим поражение - все, ухожу. Не уйти было нельзя - очередная неудача настолько выпукло продемонстрировала все наши беды, все причины нашего сегодняшнего положения, что я ушел бы даже без предварительного решения. Получилась своего рода последняя капля...

- Давайте вернемся к причинам. У многих команд неудачи связаны со слабым финансированием. Но ведь у "Северстали" с деньгами проблем нет.

- Зато есть проблемы с моей недостаточной твердостью. Я ведь человек достаточно предусмотрительный - жизнь научила. И еще в феврале стал ставить перед руководством клуба вопрос о бюджете на предстоящий сезон. Это было необходимо для того, чтобы знать свои потенциальные возможности, знать, чем мы можем располагать, на что и на кого следует рассчитывать. Руководство клуба ставило такой же вопрос перед руководством главного и единственного учредителя команды - дирекцией АО "Северсталь". А ответа не было.

Ответ последовал лишь в апреле. Причем обнадеживающий: прошлогодний бюджет сохраняется. Но ведь до этого я не мог со всей ответственностью разговаривать с нужными мне игроками, мог лишь вести переговоры, которые, по сути, были легкими беседами, потому что всегда начинались словами: "А вот если..."

В апреле, если кто помнит, мы выступали в финале. Переживали уже третью серию плей-офф, во время которой не то что вести нормальные переговоры, регулярно есть-спать не получается! Предварительные беседы под девизом "если" с теми, кого хотел сохранить, я уже провел, оставив конкретику, что называется, на потом. Тогда подумал: доиграем финал, отметим медали - тогда все и решим.

Мой главный просчет в том, что в феврале, когда еще оставалось время, не использовал весь свой наработанный в клубе, на предприятии и в городе авторитет для того, чтобы разъяснить руководству завода, насколько команде необходимо долговременное бюджетное планирование. Как воздух, как лед! Еще не все было потеряно, но весь этот сумасшедший распорядок весенних месяцев ударил по здоровью - и еще немало времени оказалось упущенным. Я его упускал, а конкуренты не дремали.

Вернулся после лечения, настроился на серьезные переговоры с хоккеистами - а беседовать уже, по сути, было не с кем. Ни в коем случае не хочу укорять игроков. Их карьера коротка, и даже незначительная угроза оказаться без контракта принимается ими более чем серьезно.

Поставьте себя на их место: они - серебряные призеры. Вопреки всем и всему. Контракт закончился, и у каждого есть несколько предложений - одно другого слаще. А в бывшем клубе - тишина, да и главный тренер, который одновременно и генеральный менеджер, и селекционер, на больничной койке валяется. И что с этой командой дальше будет - никому не известно. Поставили? И как бы вы поступили?

Я попытался хоть как-то спасти ситуацию. Уже не говорил, уже просил. И спрашивал в лоб, например, того же Епанчинцева: "Вадик, ты мне нужен. Скажи, сколько тебе дали в Казани? Я пойду к руководству и пробью тебе столько же". А он в ответ чуть не плачет: "Михалыч, ну где вы раньше-то были? Да черт с ними, с деньгами, - просто я уже контракт подписал".

- Но ведь не только "Северсталь" оказалась в такой ситуации. По несколько иным причинам, но в похожих условиях работали в "Ак Барсе", другие команды обновлялись чуть ли не наполовину...

- В таких случаях говорят: все беды сразу. И они на нас обрушились. Образовалась целая куча кадровых прорех, но была одна линия, за которую я был совершенно спокоен - вратарская. "Копал" защитников, "нарывал" нападающих и был безмерно счастлив, что хоть где-то у нас относительный порядок. Но беда приходит, откуда ее не ждешь. 17 августа Марсель Кузино передал нам из-за океана пламенный привет - с извинениями, конечно, но все же... И вот эту проблему мы не решили до сих пор, она и сейчас отнимает у нас одно очко за другим. Причем оптом - по три.

Уверенность в голкипере - великое дело. От нее идет и уверенность всей команды. А в нынешнем сезоне ее нет, потому стала пропадать и ответственность игроков. Вот, пожалуйста, встречаемся с "Химиком" и все три шайбы пропускаем в меньшинстве, а последнюю - даже слов нет! В третьем периоде переходим на игру в три пятерки, и Константин Горовиков - напомню, игрок сборной при двух последних тренерах - оказывается в числе "отдыхающих". А Калюжный, например, выходит на лед в двух составах поочередно. Получаем удаление, у Калюжного уже язык на плече.

Сажаю его на скамейку и выпускаю Горовикова. И этот, извините за выражение, хоккеист сборной в нашей зоне перехватывает шайбу. Как в данном случае поступит ответственный человек? Да он ее бросит так, что ее устанут выковыривать из сетки за противоположными воротами. Горовиков же делает этакую "интеллигентную" подкидочку - так что соперник у нашей синей линии перехватывает шайбу рукой, - и вновь идет атака.

Думаете, это все? Шайба опять отлетает к Горовикову, и он, видимо, не до конца удовлетворенный сделанным, повторяет подкидочку еще раз - с тем же успехом. Вновь атака - и мы получаем третий гол. В какие ворота лезут такие поступки? Отчего подобное происходит с людьми, которые умеют играть в хоккей, действовать в численном неравенстве и знают, как в таких случаях следует поступать?! На эти вопросы ответов я так и не нашел, а без них игру команды не выправить...

Руководство клуба просит: мол, обращайся с хоккеистами пожестче. А пожестче - это как? Крыть их по матери прямо на скамейке запасных, чтобы у болельщиков на трибунах уши в трубочки заворачивались? Топать ногами, внедрять карательные методы? Могу, но разве это добавит игрокам ответственности, вернет им уверенность?

В прошлом сезоне мы заняли второе место, в этом идем на 12-м. И забрасывать стали за игру на 0,7 шайбы меньше, чем год назад, а пропускать на столько же больше. Казалось бы, что такое 0,7 шайбы? Мизер, чуть-чуть. Однако вот это "чуть-чуть", которое мне так и не удалось нащупать и исправить, и приводит к тому, что матчи, которые мы год назад выигрывали - 2:1, 3:2, теперь практически с тем же счетом проигрываем...

- Но ведь любой человек, пришедший на ваше место, столкнется с теми же проблемами.

- Во-первых, не любой. После матча я попрощался в раздевалке с ребятами, сказал о своем решении руководству клуба, вернулся в тренерскую. Ко мне подошли помощники - Асташев и Аньшин - и сказали: мол, если и уходить, то всей командой. И я упросил их остаться - чтобы была хоть какая-то преемственность тренеров, чтобы команду не кидало из огня да в полымя от новых требований и новых установок.

Скажу честно: на мой взгляд, я значительно облегчил задачу руководству клуба. Все-таки достижения "Северстали" связаны со мной, авторитет в Череповце я заработал немалый. И просто выгнать меня с работы было как-то неэтично. Потому и ушел сам, взял это нелегкое решение на себя. Думаю, руководители облегченно вздохнули, хотя и говорили мне, что, мол, есть и другие должности и команда не должна меня потерять.

Решение, пусть и нелегкое, все равно надо было кому-то принимать, ведь ситуацию необходимо разруливать. И чем быстрее - тем лучше. В нынешних условиях, когда у нас не получается ничего, а вчерашние забитые дебютанты набирают очки даже на выезде, впору думать, как сохранить прописку в суперлиге. Нас ведь от зоны вылета отделяет 5 очков - сейчас это ничто.

После матча с "Химиком" шел в раздевалку, а трибуны поддерживали меня: мол, верим в тренера, все плохое обязательно пройдет и так далее. А один пожилой болельщик в крайнем секторе посмотрел мне в глаза и совершенно без злости, скорее даже с огорчением сказал: "Рано или поздно, но всегда приходит время уходить". "Наверное, пришло", - ответил я ему...

Надеюсь, с новым тренером команда получит эмоциональную встряску. Такое всегда бывает при смене наставника. Очень хочется, чтобы это был не короткий всплеск, чтобы команда, выиграв раз-другой на эмоциях, поймала свою игру. Тогда и результат придет.

- За последние годы для "Северстали" и всего череповецкого хоккея вы стали своего рода символом.

- Именно поэтому в Тольятти, где сейчас нахожусь, не засижусь. Сейчас команда проведет два матча на выезде, а я пока отдохну и в Череповец приеду к ее возвращению. Слишком много заведено на меня "ниточек", слишком много еще от меня зависит. В тренерскую кухню уже не полезу, но дела завершить нужно. Какие? К примеру, скоро откроется второй период дозаявок, а все переговоры с потенциальными игроками "Северстали" вел я. Значит, мне и доводить их до логического завершения. Есть и еще тысяча дел, последнее из которых - собрать вещи. Много у меня их в Череповце накопилось, крепко я там осел...

Р.S. Люди, совершившие мужественный поступок, всегда вызывают уважение у окружающих. Поступок теперь уже экс-главного тренера "Северстали" Сергея Михалева, безусловно, мужественный. В первую очередь потому, что основную вину в сложившейся ситуации Михалев берет на себя, хотя ее следует возложить не на тренера. И даже не на руководство клуба. Ну что поделать, если руководители металлургического гиганта далеки от хоккейных реалий? Они знают, что в нашем хоккее, как и в жизни вообще, все можно купить за деньги. Но не знают, что купить можно не всегда. И что в августе в команду можно вбрасывать любые деньги, но она никогда не заиграет так, как если бы малая часть из этих денег была у руководства клуба в феврале.

Но посмотрим на череповецкую ситуацию под другим углом. Сложившееся в команде положение и показываемые ею результаты опровергают постулат, что незаменимых людей нет. Для "Северстали" Михалев стал незаменимым человеком. С одной стороны, при этом он приобрел массу плюсов. Сам подбирал помощников и игроков, сам превратил команду в монолит, взявший последовательно бронзовую и серебряную вершины суперлиги. Сам стал воплощением кадровой политики клуба. Мы просто не можем представить себе, чтобы в Череповце произошло то, что недавно было в Уфе. Когда тренера, сделавшего команду из ничего, выбросили на улицу, как нашкодившего котенка.

Создав такую структуру, Михалев приобрел много плюсов - и воспользовался ими в полной мере. Но получил и один минус. Совершенно невидимый при здоровом и бодрствующем тренере. И обрушивший команду, стоило тренеру занемочь. Он оказался незаменимым, и никто не смог, не взялся и даже не подумал о том, что надо делать в жаркий во всех смыслах этого слова период межсезонья.

Жаль Сергея Михайловича Михалева - замечательного тренера и великой души человека. Он работал изо всех сил, он сделал то, во что никто не верил. Но он взвалил на свои плечи то, что в нормальном хоккейном клубе делает целая бригада единомышленников. Он был един во всех лицах, но лишь на какой-то месяц выпустил ситуацию из рук. И этого хватило...

Пожалуй, даже теперь только он способен спасти команду. Потому что каждый хоккеист "Северстали" - его хоккеист. Он шел к Михалеву и играл за Михалева. В клубе все прекрасно понимают - не случайно же на следующий день после отставки экс-тренеру предложили отсутствовавшую до этого в штатном расписании должность генерального менеджера. Если Михалев останется в Череповце - еще не все потеряно...

ТРЕНЕРСКИЕ ОТСТАВКИ СЕЗОНА-03/04

Дата

Тур
отставки

Команда

Тренер

Кто ушел

Кто его заменил

И

О

%

Место

Тренер

И

О

%

Место

28.09

8-й

АМУР

Андрей ПЯТАНОВ

8

6

25,0

14

Леонид БЕРЕСНЕВ

20

20

33,3

15

29.09

8-й

ХИМИК

Валерий БРАГИН

7

1

4,8

16

Владимир МАРИНИЧЕВ

21

27

42,9

14

6.10

11-й

ТОРПЕДО

Геннадий ЦЫГУРОВ

10

2

6,7

16

Игорь АВЕРКИН

19

22

38,6

16

23.10

18-й

ЛОКОМОТИВ

Владимир ЮРЗИНОВ

17

28

54,9

7

Владимир КРЮЧКОВ

4

7

58,3

7

2.11

22-й

ЛОКОМОТИВ

Владимир КРЮЧКОВ

4

7

58,3

7

Юлиус ШУПЛЕР

8

14

58,3

5

23.10

18-й

АВАНГАРД

Сергей ГЕРСОНСКИЙ

16

18

37,5

13

Валерий БЕЛОУСОВ

12

23

63,9

9

5.11

22-й

САЛАВАТ ЮЛАЕВ

Сергей НИКОЛАЕВ

20

37

61,7

6

Николай МАКАРОВ

8

6

33,3

7

30.11

30-й

СЕВЕРСТАЛЬ

Сергей МИХАЛЕВ

28

31

36,9

12

?