Газета Спорт-Экспресс № 264 (3351) от 25 ноября 2003 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1

25 ноября 2003

25 ноября 2003 | Хоккей

ХОККЕЙ

Минск стал вторым городом - после Киева, где побывал специальный корреспондент "СЭ", постоянный автор этой рубрики. Сегодня рассказ - о минском "Динамо", команде, которая была у всех на виду в прежние времена, но канула в бездну после распада Союза.

ДИНАМО Минск

НА ОБЕД - К ХАБИБУЛИНУ

ЗАБЫТЫЕ КОМАНДЫ С Андреем АНФИНОГЕНТОВЫМ

Посетителю минского кафе "Легион" администрация дарит сувенир. Десять спичек в картонной упаковке говорят о заведении много больше, чем его вывеска. На картонке с одной стороны - стилизованный хоккеист и надпись: "Спорт-кафе", а с другой - Николай Хабибулин в форме "Тампы" и его автограф.

Лучший российский голкипер последнего десятилетия - владелец "Легиона". Хоккеисты минского "Динамо" - его клиенты. Именно здесь, в центре белорусской столицы, неподалеку от памятника классику местной литературы Якубу Коласу, обычно обедает команда. Флаги НХЛ, НБА, мебель в стиле "Hi-Tech" и грандиозный по размерам экран, на котором динамовская молодежь смотрит свой хоккей, из первой белорусской лиги. И Хабибулин, который глядит на своих клиентов с картонной упаковки спичек...

Свой отпуск Стена Булина обычно проводит в Минске, откуда родом его супруга. Словно застрявшие в 80-х минчане, разговоры о деньгах считающие чем-то странным и даже стыдным, миллионера Хабибулина считают своим. И ничего, что Николай за сборную и клубы Белоруссии не играл и уже не сыграет. Хотя с клубами - это как посмотреть. Летом Хабибулин защищает ворота в местной НХЛ. Благо регламент "ночной хоккейной лиги" Минска позволяет заявить в состав любого игрока-профессионала. Хоть "молнию" Хабибулина, хоть "утенка" Салея. Лучшего - кто не в курсе - хоккеиста Белоруссии прошлого сезона.

Вот они и играют - Кольцов, Калюжный, Костицын, Шабанов, Журик. Цвет белорусского хоккея, который в самой брэндовой его команде не провел ни одного сезона.

ИСТОРИЯ С "ТИВАЛИ"

Брэндовая - значит известная. И хотя минское "Динамо" нынче в своей стране далеко не лидер, в России, да и в Европе хорошо знают именно эту марку. Вы, наверное, удивитесь, но до июля 2003 года такой команды в Белоруссии не было.

"Полимер" был. "Керамин", "Юность" и даже "Химволокно" играли и побеждали в чемпионате страны. "Динамо" не было. Оно скончалось летом 1993 года, финишировав в Западной зоне чемпионата МХЛ на 10-м месте. 12-м, последним, устроился ЦСКА. Затем команда Виктора Тихонова заключила договор с американцами, и "Русские пингвины" тогда изрядно пошумели в Москве, удивив хоккейный мир новым подходом к делу и бесплатным пивом для зрителей.

А "Динамо" купил Игорь Макоед. Бизнесмен, сын бывшего председателя Министерства торговли БССР. В Минске до сих пор жива-здорова фирма "Тивали", хозяином которой был и остается Макоед-младший. Именем его холдинга назвали команду, которая пришла на смену коллективу, представлявшему спортивный клуб Западной группы погранвойск СССР.

"Тивали" тоже пошумела. Настолько, что вспоминать о ее "достижениях" минчанам стыдно. Не было в МХЛ коллектива более слабого. Уступить, скажем, со счетом 1:7 для него было рядовым событием. Нехорошей традицией стали не только разгромы, но и невыполненные контракты игроков, их бегство из команды. К моменту распада МХЛ клуб находился на грани развала, в итоге тихо скончался, оставив о себе недобрую память. Может, поэтому возрожденное "Динамо" категорически не желает иметь ничего общего с командой, которая на бумаге еще жива.

ПОМНЯТ БОРЩЕВСКОГО И ФЕДОРОВЫХ

В той же степени "Динамо" не желает иметь ничего общего со "Спартаком", который в 50-е годы три сезона представлял республику и город в союзной высшей лиге. И даже "Торпедо", в 60-х заглянувшее в элиту нашего клубного хоккея, в качестве предтечи бело-голубых отвергается. Свою историю минское "Динамо" ведет с сезона-76/77, когда хоккеем в столице республики стали заниматься генералы - Шукунрич, Андреев, Кирилович...

Бывший форвард, а потом начальник той команды Александр Беляев долго перечисляет фамилии людей, благодаря которым "Динамо" не знало больших проблем. Просит, чтобы никого из помощников времен 70 - 80-х годов не забыли, с жаром говорит о роли Владимира Юрзинова, благословлявшего динамовский хоккей в Минске, но потом осекается. Прошлое - здорово, но будущее, конечно, важнее.

Хотя как без прошлого?! Не будь у "Динамо" этой истории - по-своему яркой, интересной, но в то же время путаной и неоднозначной, - не было бы ни возрождения после 10 лет полного забвения, ни приглашений на матчи в Москву. Приглашений, которые присылает ветеранам минского клуба глава МВД России Борис Грызлов.

И они едут. С охотой. Вспоминая и погоны, которые пришлось снимать после распада Союза, и сенсационные 1:1 в первой после возвращения в элиту дуэли с московскими одноклубниками. Помнят звездного Николая Борщевского, который, начав карьеру в Минске, потом не забывал о своих корнях.

Помнят и Федоровых. Тех самых. Старший, Виктор, отец, в Минске играл в футбол. Его сын, Сергей, учился играть в хоккей и даже 16-летним попал в заявку "Динамо" на сезон-85/86. Но сыграть нынешнему форварду "Анахайма" за команду не довелось. Всех тогда опередил ЦСКА, уведя будущую звезду из-под носа у конкурентов. Вспоминать тот случай в Минске не любят. Чего вспоминать? Как летели с погон звезды и накладывались взыскания?..

ОБОГНАТЬ "КЕРАМИН"!

Есть ли в нынешней заявке команды новая суперзвезда мирового уровня, узнать можно будет лет через пять. Не раньше. Но директор минчан Александр Комлач верит в счастливую звезду своего клуба и всего суверенного белорусского хоккея.

Верит до сжатых кулаков и чуть патетических ноток в голосе. Не наигранных - искренних. Хотя и разговариваем мы с бывшим офицером госбезопасности и экс-директором Федерации хоккея Белоруссии на трибуне тренировочной коробки детской школы, а не в его кабинете. Где у Комлача будет кабинет, он, едва вступивший в должность, показывает рукой. Благо что строители тащат через открытую дверь гипсокартон.

- Пока кабинета нет. Стыдно немного. Но ничего, появится. И праздник на нашу улицу придет! Белорусский хоккей еще не раз заявит о себе во весь голос. Дайте только срок, - Комлач, глядя на забитый под завязку лед, где одновременно работают три тренера, сбивается с настоящего на будущее.

И приглашает в гости, обещая, что к юниорскому чемпионату мира (он пройдет в Минске весной) у "Динамо" будут и офис, и имидж клуба крепкого и солидного. Пока же репутацию предстоит создавать. В условиях жесткой конкуренции.

Белоруссия - вторая по значимости хоккейная держава на постсоветском пространстве. Национальное первенство - две лиги по 10 команд с общим бюджетом примерно 14-16 миллионов долларов. Точнее выяснить не удалось. Тайна. Почти государственная. Хотя по меркам российской суперлиги это не бог весть какие деньги, но уровень соперничества, а вместе с ним и объемы инвестиций в игру год от года растут. Белорусский хоккей подобных новаций немного стесняется. Быть богатым в Минске не модно. Отношение к богатству - почти как к болезни, о которой вслух не говорят. Дурной тон.

О деньгах у соседей судачить вообще не принято. Сверхгонорары в России вызывают ироничные улыбки. Нашим клубам-олигархам - местный парадокс - сочувствуют. Мол, такие безумные траты, порой без какой-либо даже моральной отдачи, не говоря о материальной стороне вопроса! К высшей российской лиге отношение ровное, без пиетета. Преобладает мнение, что дуэт белорусских лидеров в грязь лицом бы не ударил. Как минимум.

Конкурентов у "Динамо" девять. На всю Белоруссию. В столице четыре клуба. Главные соперники - крепко стоящие на ногах земляки из "Керамина", лидеры чемпионата ВЕХЛ и преследователи фаворита национального первенства из Гомеля. За этой парой на почтительном расстоянии, порой достигающем 10 очков, идут четыре команды, среди которых "Динамо". В элите играют основные составы, а рангом ниже - резервисты.

Без дубля к участию в чемпионате вас не допустят. Поблажек ждать не стоит. Клуб из Бреста, к примеру, минувшим летом слезно молил сделать для него исключение. Мол, не уродилась молодежь, некому играть, хоть режьте. В ответ - предложение работать. Юниоров представители клуба из города-героя искали даже в России. И нашли. Благо тренер, Сергей Войкин, - москвич, игравший в свое время в Саратове и Ижевске.

В сухом остатке от подобных драконовских мер - достойный итоговый результат. Детский тренер в хоккейной Белоруссии - сегодня профессия важная и нужная. А играть в соседней республике считается незазорным даже для выпускников школ Ярославля, Уфы, Нижнего Новгорода.

НАША СОТНЯ

Россиян в белорусском хоккее много. Минская "Юность", например, недавно дозаявила знаменитого Илью Бякина. 40-летний универсал выходит на лед в третьей тройке нападения. У динамовцев на ведущих ролях Бутурлин-старший, Масленников, Сташенков. В Гомеле солируют Ильин и Грачев. В общей сложности в составах команд значится около 100 россиян. Они почти полностью заполняют в каждом клубе существующую квоту на 10 легионеров.

И теперь, после визита в Минск, я их отлично понимаю. В российскую суперлигу попадают далеко не все, а работать где-то нужно. Белоруссия и ее добротный клубный хоккей в этом смысле отличный вариант.

В Минске чисто. Настолько, что кажется, будто улицы по ночам моют.

В Минске в ноябре тепло. Настолько, что кажется, будто зимы здесь не бывает вовсе.

В Минске спокойно. Милиция на каждом углу. Порой в буквальном смысле слова, причем даже ночью. Иногда становится скучно. До зевоты.

В Минске чувствуется, что Европа совсем близко. Настолько, что новые "жигули" или "волги" стали здесь музейной ценностью. Подержанный "фольксваген" или чуть состарившаяся "шкода", купленные за 3500 - 4000 евро, - местный народный автомобиль. За день по хорошим дорогам на нем можно проехать через всю страну. И потому самое большое для белорусских хоккейных клубов путешествие - из Гродно в Гомель - выглядит сущей ерундой на фоне российской поездки, скажем, из Пензы в Ижевск. А гонорары у игроков в Минске, не говоря уже о Гомеле, достойные. И обычно их платят в срок.

ШУПЛЕРУ ЯРОСЛАВЛЬ ДАЛ ЧАС НА РАЗМЫШЛЕНИЕ

Есть в Белоруссии и тренеры-легионеры. Правда, слово "легионер" применительно к россиянам в Минске произносят с улыбкой, понимая всю нелепость ситуации. Тем не менее Владимир Синицын, сделавший в прошлом сезоне "Гомель" чемпионом, таковым считается. Как считаются - юридически - иностранцами возглавивший недавно могилевское "Химволокно" Александр Волченков, его земляк Войкин, Александр Зачесов, покинувший Могилев накануне этого сезона и работавший в том же "Гомеле" раньше Сергей Новиков.

Но вот самого настоящего иностранца белорусский хоккей потерял. Новому главному тренеру ярославского "Локомотива" Юлиусу Шуплеру с Минском крупно повезло. Думаю, из "Слована" в Россию его вряд ли отпустили бы с той же легкостью, как это случилось в "Динамо". Да и русский язык, который словак вспомнил за три месяца работы в Белоруссии, на Волге Шуплеру очень пригодится.

И главным при выборе в его пользу стало недавнее знакомство пана Юлиуса с паном Вуйтеком. Более важным оказался легкий нрав тренера, который за короткое время успел очаровать Минск, попутно сразив своей открытостью руководителей ярославского клуба, тщательно собиравших информацию об этом специалисте. Нелиба, который поначалу имел более весомые шансы получить работу, якобы показался волжанам слишком уж замкнутым и суровым.

- Все произошло после нашего матча с "Гомелем", - вспоминает исполнительный директор минчан Игорь Белый. - До игры ходили слухи, что Ярославль выбирает между Аравиртой, Робинсоном, Нелибой и нашим Шуплером. А сразу после матча мне позвонил Юрий Лукин, генеральный менеджер "Локомотива". Мол, отпустите пана Юлиуса.

- И вы отпустили?

- Это не я решал. Шуплер созвонился с председателем нашей федерации Сергеем Наумовым. И получил "добро". Кстати, на размышления и переговоры "Локо" отвел словаку всего час. Потом нужно было говорить "да" или "нет".

Минск главному тренеру чемпионов России напоминал родную Братиславу. Ярославль, наверное, будет напоминать - отдаленно - Минск. Город, в который Шуплер попал во многом случайно. Сначала Ян Филц, работавший с золотой сборной Словакии, отказался ехать в столицу Белоруссии. И дал потенциальным работодателям телефон Шуплера. Дальше Юлиусу следовало рискнуть и разорвать контракт со "Слованом", который задолжал ему денег. А потом понравиться людям, решившим вложить финансовые средства в минское "Динамо". У него все получилось. И теперь уже Россия внимательно следит: что за словак приехал к нам на работу?

Он мог и не приехать, если бы в Минске не возродили "Динамо". Это ведь ему сначала понадобился тренер.

ПОСЛЕ ЛИХОЛЕТЬЯ

Сейчас с "Динамо" работает Владимир Меленчук. Сибиряк, много лет отдавший "Сибири" как игрок, но осевший в Минске. Именно Меленчук в содружестве с Белым и Шумидубом начинали с нуля собирать команду, когда 15 июля было принято решение о ее возрождении. Из 70 человек отобрали 25, заключили договор об аренде нового Ледового дворца на проспекте Притыцкого, выписали из Братиславы Шуплера и начали первый после забвения сезон.

- Наша цель - сделать так, чтобы лучшие игроки со всей республики стремились выступать за "Динамо", - говорит Меленчук. - О медалях пока речь не идет, но в ближайшей перспективе собираемся решать суперзадачи. Такая команда, как "Динамо", прозябать не должна и не будет. Не для того ее возрождали. Думаю, со временем нас станут уважать и побаиваться. Для этого есть все предпосылки.

В новых условиях предпосылки создает сахарный завод Минской области. Именно у него 95 процентов акций клуба. Еще 5 - у ЦС белорусского общества "Динамо". Так что клуб по-прежнему имеет возможность призывать игроков и переводить их на сверхсрочную службу. И они служат, в меру сил пытаясь возродить славное имя команды.

Сделать это будет тем проще, что к "Динамо" неравнодушен президент республики. Именно с его одобрения начались работы по реанимации некогда гремевшего на весь Союз клуба. Александр Лукашенко хоккей любит, сделал этот вид спорта № 1 в Белоруссии. Кто знает, может, ставший легендарным гол Копатя в Солт-Лейк-Сети - не только чудо, но и вознаграждение нашему соседу от хоккейного бога?! Ведь за девять последних лет в стране построили 6 новых дворцов: в Бресте, Гомеле, Витебске, Могилеве и два - в Минске. В Гродно, где в 80-х играла команда первой союзной лиги, арену расширили и обновили. Сейчас реконструируют главный хоккейный дворец страны, который в столице расположен на проспекте Машерова.

Дошли руки и до "Динамо". Команды, без которой в белорусском хоккее жизнь была неполной. При всем уважении к другим клубам. Кстати, Белоруссия уже думает о команде, которая могла бы достойно выступать в российской суперлиге. На сегодня главная проблема - деньги. Но не только они.

- Не надо никуда спешить. Хотя мысли такие в воздухе, что называется, витают. Если завтра мы, к примеру, получим возможность заявиться в суперлигу, никто не даст гарантий, что "Ак Барс" или одноклубники из Москвы не забросят нам за матч 6-7 шайб. Я же со стыда сгорю, если мы станем так проигрывать, - говорит Комлач. - Нет, если начинать спортивную интеграцию с Россией, то с хоккея высшей лиги. В ней лучшие представители страны, уверен, не затеряются.

Пока заявиться в нашу высшую лигу соседям по большому счету мешает занятость лидеров в ВЕХЛ. А еще амбиции во внутреннем чемпионате. Выиграть его - первая серьезная цель минского "Динамо". Команды, которую мы, наверное, больше уже не потеряем.

Мы - потому, что хотя Минск теперь заграница, его "Динамо" - наше общее достояние и память о том хоккее, который забывать нельзя.

Именно поэтому "Динамо" из столицы Белоруссии столуется у Хабибулина, верит в лучшее и снова играет в хоккей. Спустя 10 лет.

Минск