Газета Спорт-Экспресс № 249 (3336) от 5 ноября 2003 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 26
ХОККЕЙ |
ВЗГЛЯД Игоря ЛАРИНА |
ЛОКАУТ: ПРОЦЕСС ПОШЕЛ
Команды НХЛ почти месяц назад приступили к решению главной задачи регулярного чемпионата - завоеванию места в плей-офф. Заокеанские средства массовой информации почти все свое внимание уделяют борьбе за 16 кубковых путевок, на которые пока претендуют все 30 команд лиги. И в тени остаются события, которые в перспективе имеют для североамериканского хоккея куда большее значение.
Недавно в Торонто состоялся ряд важных, но по большому счету не замеченных прессой консультативных встреч с участием комиссара НХЛ Гэри Бэттмена, главы профсоюза хоккеистов Боба Гуденау и представителей ведущих агентских бюро. По информации газеты Ottawa Sun, на них стороны, стараясь отодвинуть угрозу локаута, приоткрыли карты.
Бэттмен, по слухам, решил прозондировать отношение оппонентов к введению в сентябре 2004-го потолка зарплат во всех клубах лиги - 31 миллион долларов в год. А когда столкнулся с крайне негативной реакцией профсоюза и агентов, свое предложение значительно смягчил: речь уже шла о 40 миллионах.
Несмотря на то что в данный момент хоккеисты отвергают идею о потолке зарплат в принципе, можно предположить следующее: процесс пошел. 40 миллионов - это тот рубеж, который может внести раскол в оба лагеря - и игроков, и владельцев команд.
Почему 40 000 000 способны устроить большую часть хоккеистов? Потому что на зарплатах большинства из них этот лимит никак не отразится. Ведь средний оклад в НХЛ сегодня - чуть выше полутора миллионов долларов, и, значит, интересы среднего, то есть самого многочисленного, класса ущемлены не будут. Что касается игроков-миллионеров, то их в НХЛ лишь несколько процентов. Поэтому, несмотря на всю влиятельность этой касты, ее интересами в критической ситуации можно будет частично пожертвовать.
Лимит в 40 миллионов устроит и руководство большинства клубов НХЛ. Ведь даже сегодня, когда оклады ряда хоккеистов существенно завышены, примерно половине команд удается не превышать этой отметки. А при ее официальном введении наиболее бедные клубы, да и середняки тоже, наконец-то смогут вздохнуть полной грудью и как в старые добрые времена начнут вести реальную борьбу за Кубок Стэнли.
Главный вопрос: как в этом случае быть с командами уровня "Рейнджерс", "Детройта", "Далласа", "Колорадо", "Сент-Луиса", "Торонто" и "Филадельфии", платежные ведомости которых составляют 60 - 70 миллионов долларов? Куда они денут десятки звезд, зарплаты которых не позволяют клубам втиснуться в отведенные границы?
Судя по всему, у Бэттмена уже есть ответ и на этот вопрос. Поговаривают, что желающим шикануть будет разрешено это сделать и превысить 40-миллионный рубеж. Вот только за каждый потраченный сверх нормы доллар такая же сумма - в пропорции один к одному - должна переводиться клубами в специальный фонд НХЛ. То есть тем же "Рейнджерам", платежная ведомость которых сегодня составляет 70 миллионов долларов, при введении в действие нового правила придется выплачивать всем своим звездам их оклады плюс дополнительно переводить в штрафной фонд 30 миллионов! Понятно, что при столь драконовских условиях не сможет выжить даже такой денежный колосс, как "Рейнджерс". А значит, гонка финансовых вооружений приостановится.
Нет сомнений в том, что все просочившиеся в печать предложения Бэттмена крайне спорны. Нет также сомнений и в том, что у многих - прежде всего у звезд и их агентов - они вызовут негативную реакцию.
Ясно и другое: потолок зарплат неизбежно будет введен. А враждующие стороны станут искать компромисс в технических вопросах: например, на каком уровне его установить и по какой формуле выплачивать штрафные суммы.
Таким образом, осенью 2003 года хоккейным болельщикам дали понять то, что локаута-2004 можно избежать. Хозяева клубов в лице Бэттмена свои весьма интересные предложения выдвинули - теперь ход за игроками.