Газета Спорт-Экспресс № 239 (3326) от 24 октября 2003 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1

24 октября 2003

24 октября 2003 | Хоккей - Россия

ХОККЕЙ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. СУПЕРЛИГА. 18-й тур

Дмитрий ЮШКЕВИЧ: "В 96-м ИГРАЛ С ТВЕРДОВСКИМ НА КУБКЕ МИРА"

В ЗОНЕ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ С Максимом ЛЕБЕДЕВЫМ

Впервые о возможном появлении защитника Дмитрия Юшкевича в составе "Локомотива" заговорили еще летом - фамилия хоккеиста фигурировала в числе возможных кандидатов на возвращение вместе с фамилиями Маркова, Твердовского и Ковалева. Тогда руководство железнодорожников эту информацию не подтвердило, хотя генеральный менеджер "Локомотива" Юрий Лукин заметил, что Юшкевич - один из немногих хоккеистов, которых в команде примут с распростертыми объятиями в любом состоянии и в любое время.

И такое время наступило. Прошедший сезон в НХЛ вряд ли можно назвать для Юшкевича удачным. Да и может ли оказаться удачным сезон, когда хоккеисту приходится менять три клуба (а формально даже четыре - уже летом, за сутки до истечения контрактных обязательств он был отправлен из "Филадельфии" в "Вашингтон")?

Оказавшись неограниченно свободным агентом и не получив достойного предложения ни от одного из заокеанских клубов, Юшкевич не пошел ни по пути Твердовского, вернувшегося окончательно и бесповоротно, ни по пути Маркова, заключившего контракт и начавшего тренироваться в Тольятти. Пока агент вел переговоры с заинтересованными командами, российский защитник самостоятельно готовился к сезону. А в России до последнего часа заявочной кампании ждали: появится ли фамилия Юшкевича среди 28 игроков "Локомотива"?

Но она не появилась ни в суперлиге, ни в заявочных листах НХЛовских клубов. Зато сам Юшкевич четыре дня назад появился в Ярославле на базе "Локомотива". Пока команда выезжала в Москву и Магнитогорск, где, к слову, славы не снискала, тренировался с "Локомотивом-2", привыкал к разнице часовых поясов. Означает ли это, что с первого же дня дозаявочного периода он выйдет на лед "Арены-2000" в форме железнодорожников? С этого вопроса и началась телефонная беседа Юшкевича с корреспондентом "СЭ".

- Первые слухи о вашем возможном появлении в Ярославле стали циркулировать еще летом. Они имели под собой основание?

- В Ярославле - да, в "Локомотиве" - ни малейших. Я ведь стараюсь по возможности почаще приезжать в город, давший мне хоккейное образование. И буду так поступать впредь, как бы ни сложились моя судьба и игровая карьера. А вот о том, чтобы выйти на ярославский лед, речь впервые зашла в сентябре, когда генеральный менеджер железнодорожников Юрий Лукин предложил мне вместо американского тренировочного лагеря позаниматься в российском - с "Локомотивом".

Нельзя отрицать факт, что за последние годы российский хоккей сделал большой шаг вперед - пусть пока не столько на мировой арене, сколько в собственном внутреннем чемпионате, уровень которого заметно вырос. Но все равно самым сильным клубным чемпионатом остается НХЛ, не правда ли? И я считаю, что каждый хоккеист должен стремиться оказаться там. Всем людям присуще стремление постоянно совершенствоваться и достигать новых высот - и я не исключение.

- А есть ли теперь смысл отправляться за океан? Ведь все говорят о неизбежности локаута и скором приезде многих российских хоккеистов на родину.

- Признаться, достаточно серьезно рассматривал вопрос о возвращении в Россию на время локаута. И о завершении здесь своей игровой карьеры. Но пока сезон в НХЛ идет своим чередом, так что для начала постараюсь трудоустроиться там - считаю, мой уровень достаточен для этой лиги. И надеюсь, что в НХЛ вернусь.

- Четыре года назад вы последний раз выступали в составе ярославского тогда еще "Торпедо". Много изменений произошло с того времени?

- Наверное, самое большое изменение - это новая "Арена-2000". В НХЛ к такому не привыкать, там без спортсооружения подобного ранга просто не будет профессионального хоккейного клуба. Но в России столь прекрасный дворец, являющийся достопримечательностью не только команды, но и города, и области, - удел немногих. С одной стороны, жаль, что в других хоккейных местах нет ничего подобного, хотя российские болельщики давно это заслужили. С другой - я рад, что в числе немногих обладателей современных дворцов есть и мой родной клуб.

- Вас считают своим болельщики не только "Локомотива", но и "Северстали"...

- Я действительно получал первое хоккейное образование в Череповце. Но на профессиональный уровень вышел в Ярославле - поэтому и называю бывшее "Торпедо", а ныне "Локомотив" своей родной командой. Можно сказать, что я счастливый человек. У меня две родины - на Шексне и на Волге.

16 лет назад я приехал в Ярославль и поселился на базе - той самой, где живу и сейчас в ожидании решения своей судьбы. Много воды утекло с тех пор, но ведь и много знакомых и друзей осталось. Правда, в сегодняшнем "Локомотиве" уже нет никого из тех, с кем я начинал свою карьеру в "Торпедо". В те времена еще только подходили к основному составу Дмитрий Красоткин и Владимир Самылин.

Сейчас стараюсь встретиться и поговорить со всеми. У кого-то судьба сложилась, у кого-то - не очень. Но наши отношения не изменились.

- Возвращающиеся из НХЛ российские хоккеисты становятся не только лидерами, но подчас и символами своих клубов. Кривокрасов - в "Амуре", Твердовский - в "Авангарде", Коваленко - в "Локомотиве". И не случайно едва лишь появились первые слухи о вашем возможном возвращении, как болельщики заговорили о защитной связке Твердовский - Юшкевич. Связке не для отдельно взятой команды, а для сборной.

- В одной команде с Олегом Твердовским мы играли лишь в далеком 1996 году на Кубке мира. И то - в одной команде, а не в одном звене. Я считаю Олега очень сильным защитником и универсальным хоккеистом, потому что в атаке он представляет собой скорее четвертого нападающего, чем второго защитника. Но в любом случае вопрос о приглашении любого хоккеиста (не говоря уже о сочетаниях на льду) будут решать тренеры сборной, а отнюдь не болельщики и журналисты.

- У нашей национальной команды "новый старый" главный тренер - Виктор Тихонов. Многие легионеры, особенно поигравшие под его руководством еще в союзные времена, весьма прохладно оценили его возвращение в сборную. А каковы у вас взаимоотношения с Тихоновым?

- С момента наших последних взаимоотношений прошло уже больше 11 лет. 1992-й, Альбервилль, Олимпиада - с тех пор наши пути не пересекались. Тогда я иначе смотрел на жизнь, и мне казалось, что Виктор Васильевич относится к хоккеистам слишком строго. В общем-то таким он и остался у меня в памяти, несмотря на ту нашу победу: негодующим, даже кричащим после ошибок игроков или когда мы не понимали его, делали что-то не так, как он считал нужным.

Но времена меняются. Неоднократно слышал, что Тихонов сейчас стал другим. Правда, убедиться в этом лично пока не довелось - после той Олимпиады я не играл под его руководством. Зато обратил внимание, как за последние годы изменился Владимир Юрзинов-старший. Он и в былые времена никогда не отличался повышенным деспотизмом, старался всегда свои мысли доводить до игроков не через жесткие требования, а через объяснения и взаимные продумывания. Думаю, что и Тихонов теперь по-другому смотрит на взаимоотношения хоккеистов и тренеров.

И уж точно для меня не может быть такого, чтобы личность тренера стала камнем преткновения при решении вопроса: принимать приглашение в сборную или не принимать. Для меня в этом вопросе существуют лишь две составляющие: возможность такого участия (то есть говоря о недавнем прошлом, если мой клуб НХЛ уже завершил сезон) и собственное состояние (иными словами, способен ли я в данный момент реально помочь национальной команде). Других препятствующих или сопутствующих факторов нет и быть не может.

- Самый больной вопрос для всех "возвращенцев" - семья. Кто-то привозит ее в Россию, кто-то оставляет в Америке. Но даже тем, кто возвращается окончательно, как, например, Коваленко, нужно немало времени на решение жилищных и бытовых вопросов прежде, чем привезти семью. А вы как собираетесь поступить?

- Считаю, что семья должна быть единым целым и может, если хотите, делиться лишь при чрезвычайных обстоятельствах. Но работа профессионального хоккеиста и есть те самые чрезвычайные обстоятельства. Потому планирую в этом году оставить семью в Америке, а уже дальше поступать по обстоятельствам - в зависимости от того, как и, главное, где продолжу игровую карьеру.

- Ваши дети-тройняшки скоро пойдут в школу. Насколько важно, будет эта школа русской или английской?

- Сейчас они ходят в садик. И потому им легче дается общение на английском языке. Но нельзя сказать, что русский представляет для них проблему - скорее у них два родных языка.

Р. S. В какой бы ситуации ни находился "Локомотив", появление в заявке команды такой фамилии, как Юшкевич, не может принести ничего, кроме пользы. А уж тем более сейчас, когда клуб потерял свою игру. Когда пропускает столько, сколько не позволял себе ни при Вуйтеке, ни при Воробьеве.

Для того чтобы вывести команду из такого состояния, ему нужна хорошая психологическая встряска. Чаще всего в подобных случаях идут на увольнение главного тренера, ответственного, как известно, за все. Но этого далеко не всегда бывает достаточно, как недостаточным оказывается и другой радикальный способ - отправить на "перевоспитание" во вторую команду или вообще выставить на трансфер лидеров. Самый свежий пример этому - омский "Авангард". Какой путь предпримет "Локомотив" - команда, ставящая в основу своей работы взаимное доверие и до вчерашнего дня не терпевшая радикализма?

Но что-то делать железнодорожникам все-таки придется. И как-то встряхивать команду необходимо, иначе и нынешнее 7-е место скоро окажется пределом мечтаний. Таким встряхиванием вполне может оказаться появление в команде Дмитрия Юшкевича - профессионала с большой буквы и собственного воспитанника.

Он оказался в команде очень вовремя. И перед ним стоит серьезная задача. Не зря же многие болельщики ходят на матчи в свитерах, которых до сегодняшнего дня просто не могло быть, - в свитерах "Локомотива", но с надписью "Юшкевич" на спине...