Газета Спорт-Экспресс № 239 (3326) от 24 октября 2003 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1
СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ |
ЛЕТОПИСЬ Акселя ВАРТАНЯНА |
ГОД 1936 - Часть шестая |
ТЕЛЕГРАММА ОТ ВАЛЕРИЯ ЧКАЛОВА
Продолжение. Начало - стр. 10 |
- Тут не до шоколада. Мороженое растает! - не глядя на нее, заявляют известные мастера велосипеда Ерохин и Моисеев (они оба - спартаковцы), но берут по десятку карамели и ожесточенно начинают ее грызть. Наконец-то Степанов один перед воротами, сильный удар и мяч... идет выше балки. В отчаянии неудачник хватается за голову. Буквально через несколько секунд уже Рыжов накрывает броском мяч, и форвард динамовцев перешагивает через него, чтобы не ударить.
На 12-й минуте защита и Рыжов пропускают мяч. Снова "Динамо" ведет игру. Через 3 минуты перерыв, отдых и вторые решительные 15 минут игры. Каждая минута - опасный момент или у одних или у других ворот. Назначается штрафной в сторону "Спартака" метров с 30. Бьет Асламазов низко, сильно. Рыжов достает мяч, но, увы, прижимает его к сетке с внутренней стороны. Неужели "Спартак" повторит свой номер с двумя степановскими мячами. Нет, чудес не бывает! Команда деморализована окончательно. И когда за 4 минуты до конца левый край динамовцев забивает мяч, спартаковцам все равно.
Матч выигран тбилисским "Динамо" со счетом 6:3. В истории розыгрыша Кубка СССР он становится одной из самых ярких страниц, одним из интереснейших матчей за последние годы на футбольных полях СССР...
Как провел этот труднейший для судейства матч Усов? Безукоризненно. За все время этой удивительно нервной игры он ни разу не поддался общему настроению.
Точность фиксации моментов игры, несмотря на их чрезвычайно быструю смену и разбросанность по полю, была отличной. Каждую минуту резкость борьбы грозила вылиться из рамок дозволенного, но т. Усову удалось сдержать страсти и провести встречу без инцидентов. Его предупреждения не были многочисленны, но вполне своевременны и авторитетны".
Вот как уважительно писали иногда о судьях.
В Тбилиси пришел праздник. Скорее, грянул - внезапно, неожиданно. Тем радостнее и желаннее он оказался. Капитан команды Шота Шавгулидзе восторженно рассказывал из Москвы корреспонденту "Вечернего Тбилиси", как добывалась победа, после чего, без тени сомнения, заявил:
"Нам предстоит сыграть с ленинградским "Динамо", с сильнейшим претендентом на место в финале. Тренируемся усиленно - через день. Надеемся науспешный исход встречи с ленинградцами.
Мы воодушевлены полученными по телефону приветствиями товарища Берия и товарища Гоглидзе..."
Сомнений в исходе матча ленинградского "Динамо" с периферийным Ногинском у тбилисского капитана не возникло. Видимо, солидарны с ним были и ленинградцы. Что из этого вышло, вы узнаете из отрывка небольшого отчета в "ФиС":
- "Красное знамя" из Ногинска? Ерунда! Случайно дошла до четвертьфинала. Этой команде даже не с кем у себя тренироваться. А ленинградское "Динамо" - это все-таки сила. Там один Дементьев "опутает" весь Ногинск, - так говорили перед матчем.
Однако Дементьев выступал на поле, скорее, в роли циркача. Он не играл, а водил и больше всего обводил самого себя, гуляя с мячом поперек поля и к своим воротам.
Ленинградцы, несмотря на свое явное техническое превосходство, не только не сумели забить ни одного мяча, но могли проиграть встречу 0:2, так как ногинцы за 4 минуты до конца пробили мимо 11-метровый мяч. Игра закончилась победой "Красного знамени" при 1:0".
Ленинградское "Динамо" сошло с рельсов. Вновь виновным в катастрофе объявили стрелочника - Петра Дементьева, который на своем горбу протащил команду в 1/4 финала, забив в трех играх 6 мячей из 11. Спрашивается, что же делали остальные девять полевых игроков, среди которых помимо Дементьева находились еще четыре форварда?
Еще одним грандом стало меньше. В полуфинал из элиты пробились всего две команды московский "Локомотив" и ленинградская "Красная заря". Их-то и столкнул жребий лбами. Это был первый и единственный во всем кубковом турнире матч представителей группы "А". Ленинградская "Зорька" погасла под напором железного коня - 0:5.
Столь же жестко тбилисцы наказали "выскочку" из футбольной глубинки, команду Ногинска, не зарегистрированную ни в одной из четырех групп "показательных" команд, - 5:1.
ХОДЯТ СЛУХИ ТУТ И ТАМ
Пока советский чемпион справлялся с пражскими "пенсионерами" (ветеранами) и пролетариями из Клодно и Райхенберга (выиграли три встречи с общим счетом 27:2), естественный кубковый отбор подходил к концу. Сильные пожирали слабых, и ко времени возвращения динамовцев на родину после выполнения интернационального долга в живых остались трое: "Локомотив", обеспечивший место в финале, и Тифлис (с 20 августа Тифлис стали именовать на грузинский лад - Тбилиси) с Ногинском. Через два дня компанию "Локомотиву" составили грузины. Финал, однако, в полном соответствии с национальной традицией решили сообразить на троих.
Встречу "Локомотива" с тбилисцами назначили на 28 августа. Что будет дальше, не знал никто. В некоторых газетах промелькнули сообщения о предстоящем матче победителя этой пары с чемпионом. Кто-то утверждал, что игра будет товарищеской. Комитет эту информацию не опровергал, но и недавнее свое обещание обеспечить место московскому "Динамо" в финале не подтвердил.
И вот матч состоялся. "Локомотив" выиграл - 2:0. Кубок после игры ему не дали, а зрителям на стадионе сообщили по радио: "Локомотив" в финале (опять в финале!) сыграет с московским "Динамо", вот тогда и вручат кубок победителю. На игре присутствовало 20 тысяч человек. Вся остальная многомиллионная страна находилась в неведении. Оставалось ждать утренних газет. Заглянем в них и мы с вами.
"Правда". Газета номер один Страны Советов спорт особо не жаловала, отводила ему на задворках по нескольку строк, да и то не всегда. В день финала в английском Ноттингеме завершился крупный международный шахматный турнир с участием сильнейших гроссмейстеров, включая чемпионов мира, бывших и действующего: Ласкера, Капабланку, Алехина и Эйве. Нашу страну представлял Михаил Ботвинник. Он-то и разделил первое место с самим Хосе-Раулем Капабланкой. Радости не было предела. "Правда" с поистине ротшильдовским размахом уделила этому событию два материала: на первой (с огромным портретом улыбающегося Ботвинника) и последней страницах. В тот день пал рекорд Алексея Стаханова: главный партийный орган превысил полумесячный план по освещению спортивных событий за один день! На такую мелочь, как финал первого в СССР кубкового турнира, места не осталось.
Грузинский родственник "Правды" - "Комунисти" ("Коммунист"), как и прямой его наследник "Ахалгазрда комунисти" ("Молодой коммунист", комсомолец, то бишь), по всей вероятности, опечаленные результатом, о финале не заикнулись. Правда, партийный орган Грузии в отличие от старшего московского брата вниманием футбол не обошел. Газета рассказала о матче... доцентов Тбилисского университета с лоцманами Грузии, опубликовав полный реестр участников, что делала крайне редко даже после календарных матчей тбилисского "Динамо" в союзном чемпионате.
Русские аналоги этих изданий ("Заря Востока" и "Молодой сталинец") ограничились счетом и пребывали в уверенности, что обладатель Кубка определится 31 августа в игре "Локомотива" с московским "Динамо".
Того же мнения придерживались "Известия".
"Гудок". Орган железнодорожный, а потому пристрастный, позволил себе высказать все, что по этому поводу думал: "Но каково же было удивление всей присутствовавшей публики и участников матча, когда по окончании игры по радио было объявлено экстренное решение Комитета по делам физической культуры о том, что к участию в финале допущена команда московского "Динамо", которая находилась за границей и никакого участия в розыгрыше Кубка СССР не принимала. Это сообщение удивило всех, тем более что в печати сообщалось, что команда московского "Динамо" сыграет с победителем Кубка СССР товарищеский матч вне конкурса. Комитет по делам физкультуры нигде этой информации не опровергал, в том числе ничего не сообщал о своих решениях и в своем органе - газете "Красный спорт".
"Комсомольская правда". Третья по рангу (после "Правды" и "Известий") и, безусловно, первая по популярности газета, зная о предстоящем финале после уже завершенного, все же предварила отчет об игре заголовком: "Команда "Локомотива" (Москва) выиграла Кубок Союза ССР". Это был вызов властям. Свое отношение к решению физкульткомитета "Комсомолка" выразила весьма эмоционально: "Многотысячный зритель ждал минуты торжественного вручения Кубка команде-победительнице, но был изумлен заявлением по радио о том, что решением Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта при Совете Народных Комиссаров СССР команда московского "Динамо", вернувшаяся из заграничной поездки, включается в соревнования на Кубок Союза ССР. Соревнования продолжаются...
Диву даешься: как могло состояться такое решение? Московская команда "Динамо", очевидно, и не претендует на кубок, ибо в розыгрыше первенства на этот кубок она участия не принимала. Команда "Локомотива", очевидно, не собирается отдавать отвоеванный ею в упорных боях кубок. К чему же понадобилось нарушать ранее установленные правила розыгрыша Кубка Союза ССР?
Встреча с московскими динамовцами может быть только товарищеской. Не так ли, товарищи динамовцы?"
Отпрыскам "рыцаря" революции дали возможность подняться до его высот.
Ничего не подозревавший "Труд" в простоте своей наивной заключил небольшой отчет об игре безапелляционным заявлением: "Таким образом, Кубок СССР выиграла команда добровольного профсоюзного общества "Локомотив".
С "Трудом" были солидарны и ленинградские газеты.
"Красный спорт". Последняя надежда разобраться наконец в происходящем.
Ни одного вопроса газета не сняла, только головной боли добавила. На последней странице, тесно прижавшись друг к другу, мирно соседствовали четыре взаимно исключающих друг друга материала. Анонимный автор самого обширного добросовестно описал ход игры со всеми заслуживающими внимания подробностями и забитыми голами. Из него следовало, что матч кубковый и выиграл его "Локомотив" - 2:0.
Ответ на главный вопрос, выиграл ли "Локомотив" наряду с матчем и Кубок, содержался в примыкавшей к обзору телеграмме.
"ПРИВЕТСТВИЕ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗ В. ЧКАЛОВА
Вчера после окончания футбольного матча Герой Советского Союза тов. Чкалов передал следующее приветствие: "Привет победителю в Кубке СССР - команде "Локомотива". В. Чкалов".
Этажом ниже разместилось довольно странное создание - "Рождение традиции", принадлежавшее перу П. Майского:
"Изящный хрустальный кубок сверкал серебром. Его художественная крышка, украшенная бронзовой фигуркой футболиста, еще не тронута рукой гравера. Но скоро на ней появится имя команды-победительницы...
Кто станет счастливым обладателем кубка СССР? Москва или Тбилиси? "Локомотив" или "Динамо"?
Борьба за этот кубок с гербом Страны Советов войдет в традицию. Из года в год советские футболисты будут добиваться почетного права отмечать имена своих команд на его серебряной крышке..."
Множество вопросительных знаков относительно исхода уже состоявшегося матча сомнений не оставляет - материал готовился к кануну финала и по недоразумению оказался на балу после того, как погасли свечи.
Завершало кубковую тему официальное сообщение:
"Во Всесоюзном комитете по делам физкультуры и спорта
При командировании футбольной команды московского "Динамо" для игр в Чехословакию Всесоюзный комитет физической культуры и спорта при СНК Союза ССР одновременно постановил: по возвращении команды "Динамо" из Чехословакии провести игры на Кубок СССР между победителем финала календаря Кубка СССР и командой московского "Динамо". Эта игра определит победителя футбольного Кубка СССР.
Встреча эта состоится 31 августа в 12 час. дня на стадионе "Динамо" и посвящается XXII Международному юношескому дню".
Вновь во весь исполинский рост встал вопрос: что делать? Бежать к стадионным кассам или довериться летчику-герою. Авторитет Чкалова был необычайно высок.
С месяц назад Валерий Чкалов вместе с Георгием Байдуковым и Александром Беляковым, рискуя собственными жизнями ради славы социалистического отечества, совершили на АНТ-25 беспосадочный перелет по маршруту Москва - Северный Ледовитый океан - Камчатка - Николаевск-на-Амуре. Постановлением ВЦИК участникам перелета присвоили звание Героя Советского Союза и выдали огромные по тем временам деньги. 10 августа благодетели, озолотившие и обогатившие летчиков, встречали их в аэропорту Щелково. 14 августа состоялся торжественный прием в Кремле. После каждого тоста вождь и учитель под воздействием острого приступа нежности (или брызг шампанского?) лобызал попеременно всех членов экипажа. Об этом с умилением писали газеты.
28 августа в перерыве финального матча летчики-герои, сопровождаемые долгими овациями, появились на стадионе "Динамо" и заняли места в ложе для почетных гостей. После окончания игры Валерий Чкалов, не обращая внимания на сообщение диктора о предстоящем матче "Локомотива" с "Динамо", отправил железнодорожникам поздравительную телеграмму.
КАГАНОВИЧ - ЯГОДА - 1:0
Успевшим добыть билеты обещанное физкультурным комитетом зрелище увидеть не довелось. Чкалов оказался прав.
По прошествии суток Комитет выбросил белый флаг. Об этом с наступлением последнего летнего рассвета радостно просигналил "Гудок": "Физкульт-ура команде "Локомотива", первой завоевавшей Кубок СССР!" Под заголовком - счастливые лица триумфаторов анфас и отдельно - изображение кубка в профиль. Заключат они друг друга в пылкие объятия через несколько дней. Успокоив огромную армию советских железнодорожников, газета просмаковала подробности: "...Под влиянием общественности Комитет по делам физкультуры вынужден был вчера отказаться от своего неправильного решения и постановить: 1. Игру команд московского "Динамо" и московского "Локомотива" отменить.
2. Принимая во внимание, что команда московского общества "Локомотив", участвуя в календаре в числе 96 команд, имела 6 встреч, в которых, в том числе и в финале, вышла победительницей, переходящий приз "Кубок СССР" в 1936 году вручить команде московского общества "Локомотив".
Кубок СССР будет вручен 5 сентября на стадионе "Динамо" перед первой календарной игрой на осеннее первенство СССР "Локомотив" (Москва) и "Спартак" (Москва)".
На той же странице - официальное поздравление от Валерия Чкалова (текст телеграммы нам известен) и высокого физкультсановника - зам. председателя Комитета физкультуры Б. Кальпуса.
А в заключение сюрприз:
"Постановление ЦК ж.д.центра
В связи с победой московской команды "Локомотива" в финале футбольных игр на Кубок СССР и завоеванием кубка, президиум центрального комитета союза ж.д.центра постановил:
- отпустить на расширение стадиона "Локомотив" в Москве 300 тысяч рублей;
- премировать ценными подарками команду-победительницу, а также ряд других выдающихся спортсменов "Локомотива".
Эту информацию "Красный спорт" подтвердил 1 сентября (газета выходила не каждый день). Там же опубликовано постановление Всесоюзного комитета, отменившее повторный финал с неуклюжим объяснением причин внезапной смены курса: "Ввиду затянувшегося розыгрыша календаря Кубка, начала 4 сентября осеннего первенства СССР, болезни основных игроков команды "Локомотива" Всесоюзный комитет по делам физкультуры и спорта при СНК СССР решил. .." И далее следовали изложенные в "Гудке" два пункта.
Путаница с датой начала осеннего чемпионата (стартовал он 5 сентября) и несуразные, жалкие мотивы нового решения объясняются острейшим цейтнотом: распоряжение сверху застало комитетчиков врасплох, и ничего лучшего они не успели придумать.
Как могло случиться, что могущественное ведомство Генриха Ягоды спасовало перед наркомом путей сообщения Лазарем Кагановичем? Ларчик открывался просто - не до футбола было шефу НКВД. Над его головой вознесся карающий меч революции. Вскоре после описываемых здесь событий Ягоду сместили с должности, а затем автоматически сработала схема: арест - приговор - расстрел. Конкретными фактами в пользу изложенной версии не располагаю. Однако сомнений в том, что вопрос решался в инстанциях, расположенных над физкультурной, быть не должно.
Внакладе оказались без вины виноватые динамовцы. Комитет физкультуры по независящим от него обстоятельствам сдержать данное им слово не смог. Руководство "Динамо" протестовало, но: "В дело потом вмешались, видимо, какие-то другие силы, и такой матч в конце концов не состоялся. И я считаю это правильным, хотя и обошлись с нами не совсем корректно, но переигрывать в другом составе финал Кубка было бы неспортивно". Взгляд на события давно минувших дней - честный, объективный. Иначе и быть не могло. Слова эти (кстати, подтверждающие мое предположение о вмешательстве извне) сказаны Михаилом Якушиным, блестящим игроком московского "Динамо" довоенного времени и выдающимся тренером - послевоенного, воспроизводятся по его книге "Вечная тайна футбола".
Неугомонная "Комсомолка", хотя все устроилось, как она того желала, продолжала брюзжать. Ей, видите ли, не понравилась церемония передачи кубка победителям. Заодно она и на важного сановника настучала: "... Вышел на поле сотрудник Комитета тов. Морарь. Что он сказал футболистам "Локомотива", неизвестно, ибо радио отсутствовало. Стадион не был украшен. Оркестра не было, да и праздника самого не было. Аппарат Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта при Совнаркоме СССР сделал все от него зависящее, чтобы начало прекрасной традиции было дискредитировано. Еф. Б-н".
Стук услышали, меры приняли. 11 сентября приказом Ивана Харченко, председателя Всесоюзного комитета физкультуры, Мораря сняли с работы с такой формулировкой: "За допущение безответственного отношения в организации вручения Кубка футбольной команде общества "Локомотив".
В истории государства российского известны случаи, когда правители для умиротворения разбушевавшейся толпы выдавали ей на заклание своих приближенных. Иван Харченко ради успокоения общественности пожертвовал Морарем.
Победивших в финале называют обладателями кубка. "Локомотив" в 36-м овладел им (в прямом значении этого слова) через восемь дней после победы. Случай в истории нашего футбола редкий, но не единственный.
В заключение попотчую вас "компотом" финального матча.
ЛОКОМОТИВ М - ДИНАМО Тб - 2:0 (2:0) |
Голы: А. Соколов, 18. Лавров, 24.
"Локомотив" (Москва): Разумовский, Андреев, Гвоздков, Максимов, Жуков, Стрелков, Семенов, Соколов, Н. Ильин, Лавров, Теренков.
"Динамо" (Тбилиси): Дорохов, Шавгулидзе, Николайшвили, Аникин, В.И. Бердзенишвили, Джорбенадзе, Панин, М. Бердзенишвили, Пайчадзе, Асламазов, Сомов.
Судья: Н. Усов (Ленинград).
28 августа. Москва. Стадион "Динамо". 20 000 зрителей.
Доподлинно известно (из журнала "Ф и С"), что в ходе матча из-за травм покинули поле Лавров и Шавгулидзе. Фамилии заменивших неизвестны.
Турнирную сетку Кубка СССР-1936 смотрите в формате PDF |