Газета Спорт-Экспресс № 233 (3320) от 17 октября 2003 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

18 октября 2003

18 октября 2003 | Хоккей

ХОККЕЙ

Яромир ЯГР

ЕСЛИ БУДЕТ ЛОКАУТ, ПОЕДУ В МОСКВУ ИЛИ В СИБИРЬ

Слава МАЛАМУД

из Вашингтона

Возможное появление Яромира Ягра в России и, в частности, в ЦСКА, как и следовало ожидать - тема дня не только в России, но и в Чехии. Убедиться в этом было несложно в ложе прессы вашингтонского стадиона "Эм-Си-Ай Сентер", где всегда присутствует небольшая колония чешских репортеров и радиокомментаторов.

Стоило мне лишь завести разговор о бравом форварде из Кладно, как коллеги тут же понимающе закивали: тоже слышали, тоже заинтригованы. Впрочем, как выяснилось, сам Яромир на эту тему пока ничего существенного не говорил, если не считать одной весьма туманной фразы в интервью чешской газете. Непорядок, однако...

Но перед тем, как обратиться непосредственно к первоисточнику, кое-какие предположения чехов я все-таки выслушал. Дело было уже в пригородном Одентоне, на тренировочном катке "Вашингтона", где я в компании трех молодецкого вида парней, представившихся приятелями Ягра, дожидался выхода "объекта" из раздевалки. Большое интервью специально для "СЭ" было обещано Яромиром днем ранее. ("Про переезд в Москву? А как же - уже собираюсь!" - пока с улыбкой, разумеется, заметил форвард).

В Чехии, оказывается, все прекрасно осведомлены о положении дел в российском хоккее, и фамилия Гинер многим болельщикам известна. Деньги как причина прихода в ту или иную команду - далеко не откровение. Но присутствовали и другие версии.

- Знаете, что я думаю? Он просто Россию очень любит. Он ведь несколько лет назад даже крестился у вас, православие принял, - рассказал мне один из чешских журналистов. - Слышал, что с самим патриархом встречался. Только сам он об этом говорить не станет, сразу вас предупреждаю.

Ну, не станет и не станет, бог с ней, с религией, в конце концов. Хотя внушительных размеров распятие на груди Яромира было, на мой далеко не профессиональный взгляд, все же не католическое.

СУПЕРЛИГА - МОЙ ПЕРВЫЙ ВЫБОР

Выглядел 31-летний голеадор, прямо скажем, неважно. Во время беседы прихлебывал какую-то насыщенную витаминами диетическую смесь и постоянно отбивался от врача команды, требовавшего пациента к себе на осмотр. (Врачи, как известно, журналистов любят чуть меньше холеры и чуть больше чумы, поэтому на мое скромное присутствие внимание нарочито не обращалось).

- Мне тренеры посоветовали в межсезонье лишний вес согнать, и, по-моему, я перестарался. Потерял почти десять килограммов, имел проблемы со сном. Еще и болячки старые дали о себе знать. Но, надеюсь, в итоге все это мне поможет.

- Да уж, на это же надеются и в Вашингтоне, и в Москве. Кстати, пора бы и о деле... Яромир, давайте представим, что на дворе - сентябрь 2004-го, а в НХЛ - локаут. Ваши действия?

- Сентябрь 2004-го точно наступит, а насчет локаута я пока не уверен. Буду тренироваться здесь, пока не увижу, что он не только неминуем, но и продлится достаточно долго. Естественно, что если в сентябре хоккея в НХЛ не будет, придется что-то решать. Играть-то надо. Предвосхищая ваш следующий вопрос, скажу, что на данный момент существует довольно большая вероятность моего приезда в Москву. Или в другой российский город.

- Можно ли сказать, что российская суперлига будет вашим первым выбором?

- Именно так. А запасной вариант - поиграть за команду из Кладно, моего родного города.

- Почему все-таки Россия - на первом месте?

- Это очень просто: считаю, что суперлига - вторая после НХЛ хоккейная лига в мире, а я не хочу делать большой шаг назад и терять квалификацию. К тому же я был в России несколько раз и хорошо провел там время.

ЯГР СО ЗВЕЗДОЙ? ЭТО НЕ ДИКОСТЬ!

- Вы в России были главным образом в Москве. Предпочитаете именно столицу?

- Мне всегда там нравилось. Причем не столько город, сколько люди.

- В Москве сейчас есть две команды суперлиги. Какую из них вы бы предпочли?

- Трудно сказать. Для начала я должен знать, что в России нужен. Это самое главное - не хочу отправляться туда, где меня не ждут. Думаю, поеду в тот клуб, который будет во мне заинтересован.

- Судя по всему, на сегодняшний день наибольший интерес к вам проявляет ЦСКА. Вам не кажется, что это будет немного дикое зрелище - Яромир Ягр в красно-синем свитере армейцев?

- Ну почему сразу дикое? Это же моя работа. Работа, которую я люблю. Я играю в Чехии, в Америке, в Канаде, почему бы не сыграть в России?

- Лично мне трудно нарисовать в уме такую картинку. Армейцы ведь теперь вновь носят старую форму советского образца, со звездой на груди. Яромир Ягр - и в такой форме, с номером 68...

- Никаких проблем, всего лишь очередной свитер. Был пингвин, был орел, будет звезда. Я профессионал и привык к смене клубов и городов. Особенно в НХЛ, где могут обменять в любую минуту. И игроков, которых ты сегодня любишь, как родных, через неделю надо ненавидеть. В этой лиге бывают и драки между родными братьями, выступающими за разные команды.

- И все же... Раньше-то вы могли представить себя в свитере ЦСКА?

- О, это другое дело. Никогда, никогда!

- Вам наверняка известно, кто сейчас тренирует армейцев.

- (Смеется.) Еще бы!

ПРОБЛЕМ С ГОСПОДИНОМ ТИХОНОВЫМ НЕ БУДЕТ

- Предположим, что за год Виктор Тихонов никуда не уйдет из клуба. Как вы рассматриваете перспективу работы с ним?

- Как вам объяснить... (Длинная пауза.) Конечно же, он, скажем так, немного старше меня. Он прославился еще в те времена, когда я делал первые шаги в хоккее. Лично я его не знаю и судить о нем не могу.

- Но в Чехии, уверен, вы слышали про его методы в сборной СССР.

- Ну что ж, может, он и был суров к своим хоккеистам. Но ведь именно поэтому они и стали такими великими мастерами. В свое время отец тоже со мной не церемонился. Кому-то это, предположим, не нравится, но я знаю, какую пользу такой подход может принести.

- Однако вы и так уже великий мастер...

- Знаю, о чем вы. Да, опытным игрокам, наверное, неплохо было бы предоставлять побольше свободы. С другой стороны, понимаю Тихонова. Ведь он отдал хоккею всю свою жизнь, для него нет ничего более важного. И я это уважаю.

- Яромир, у вас, если так можно сказать, длинная история конфликтов с тренерами и руководством команд. Зная непреклонный характер Тихонова, не опасаетесь неизбежности разногласий и столкновений?

- Думаю, мы оба - упрямые и эмоциональные люди, потому что хотим побеждать в каждом матче. И это самое главное. Уверен, что господин Тихонов - достаточно умный человек, тонко разбирающийся в психологии игроков. И он знает, к чему стремится и в чем нуждается каждый хоккеист... Впрочем, не уверен, что сейчас потяну 10-километровые кроссы (смеется). Через неделю меня наверняка придется выносить ногами вперед.

- Вижу, что легенды о тренировках Виктора Васильевича вам все же известны. Другая гипотетическая картинка, которую трудно вообразить: Ягр с привязанной к спине автомобильной шиной.

- А почему бы и нет? Интенсивные тренировки на льду - то, что надо. Именно они повышают класс хоккеистов. Я и сам в межсезонье тренируюсь именно так. Ну, почти так... А вот кроссы и вообще длительную беготню не люблю. Выносливость уже не та. В остальном, считаю, НХЛ меня достаточно подготовила к любым нагрузкам. Длинный сезон и почти ежедневные, очень насыщенные, тренировки до и после матчей - замечательная школа выживания. Не думаю, что в какой-нибудь другой лиге работают больше, чем здесь.

- Трудно сказать, что будет в случае локаута, но сейчас ЦСКА - очень молодая команда. Как вам роль наставника и живого примера для российской молодежи?

- Если мне доверят такую роль, это было бы замечательно! Подобная ответственность - отличная дополнительная мотивация. Кроме того, я бы даже предпочел играть с молодыми ребятами, потому что они наверняка будут меня уважать и прислушиваться ко мне. В наше звено сейчас поставили 19-летнего пацана (Бойд Гордон. - Прим."СЭ"), и мне ужасно нравится с ним играть. Я ему говорю - он слушает. Знает, что у него есть талант, но нет опыта, нет того понимания игры, которое сделает его первоклассным крайним нападающим. И советы ветерана тут незаменимы.

В ЧЕХИИ НА МЕНЯ МОГУТ ОБИДЕТЬСЯ

- Когда европейские игроки НХЛ по тем или иным причинам (таким, как локаут или контрактная забастовка) остаются без работы, они обычно предпочитают коротать время на родине. Свежайшие примеры - словаки Габорик и Шатан. Вам не кажется, что в Кладно, да и вообще в Чехии на вас могут обидеться за то, что вы предпочли Россию?

- Это зависит от конкретных людей. Не знаю, может и обидятся. Ну и что? Никто не имеет права распоряжаться моей жизнью. Я вправе делать то, что считаю нужным, играть там, где хочу. Вот и весь сказ.

- Вы всегда говорили, что завершите свою карьеру в Кладно.

- Я и сейчас могу это повторить, и, поверьте, так оно и будет. Но я пока не завершаю карьеру. Это будет всего лишь перерыв в ее энхаэловской части. Скорее всего - не больше чем на год. И я хочу провести этот год достойно - в сильной лиге, в сильной команде. Кроме того, Россия ведь не так далеко от Чехии. Не исключено, что я даже смогу навещать земляков по выходным.

- Некоторые российские болельщики опасаются, что звезды НХЛ приедут в суперлигу как на каникулы и не будут лезть из кожи вон ради их команд.

- У каждого свое мнение. Я бы не хотел где-нибудь оставить о себе плохие воспоминания. Зачем мне это? Куда бы я ни приехал - в Россию или в Кладно - хочу быть лучшим игроком в команде.

- Предположим, что локаут продлится весь сезон и у вас появится возможность сыграть в плей-офф суперлиги. Станет ли звание чемпиона России достаточным стимулом для вас?

- Мой главный стимул - быть лучшим всегда и во всем. А в хоккее можно быть лучшим, только побеждая. Люди оценивают тебя как игрока именно по этому критерию. Так что победа - моя цель всякий раз, когда я надеваю коньки. Где бы это ни происходило. Потому - да, за золотую медаль чемпиона России стану бороться и, если выиграю, буду ею гордиться.

- Как думаете, сколько продлится локаут?

- Не имею ни малейшего понятия. И гадать не хочу. В ситуациях, когда многое поставлено на карту и нужно прийти к какому-то одному решению, стороны обычно соглашаются на компромисс. Но не сразу: сначала все попытаются объегорить друг друга. Тем более когда, с их точки зрения, время терпит.

- А в чем, на ваш взгляд, главные разногласия между лигой и профсоюзом игроков?

- Знаете, я такие вещи не изучаю. Совершенно не разбираюсь в финансах.

- Но некоторые проблемы касаются вас лично. Считаете ли вы, например, что НХЛ введет потолок зарплат?

- Мне кажется, что даже если узаконенного, конкретного ограничения не будет, генеральные менеджеры клубов (во всяком случае те, кто достаточно умен) введут свой потолок. Они и сейчас это делают, потому что безумные траты никто больше позволить себе не в состоянии.

- За исключением, возможно, "Рейнджерс" - команды, которая в межсезонье предприняла попытку приобрести вас у "Вашингтона".

- Но ведь не приобрела же. И вообще, если не ошибаюсь, обошлась без приглашения новых звезд. Полагаю, и "Рейнджеры" уже поняли, что к чему, и ищут новые пути.

- Вас не беспокоит, что в случае введения потолка зарплаты вы окажетесь в сложном положении? Ведь ваш контракт будет нелегко впихнуть под этот потолок так, чтобы у команды остались средства на других более или менее приличных мастеров.

- Нет, я не беспокоюсь. В конце концов я далеко не единственный игрок в НХЛ, получающий больше десяти миллионов. Без команд мы не останемся.

ДЕНЬГИ ТОЖЕ ВАЖНЫ

- Не смущает тот факт, что в России вам станут платить гораздо меньше?

- Если я никуда не поеду, то не получу ничего.

- Насколько важным при выборе клуба суперлиги будет для вас сумма контракта?

- Я профессионал, так что это тоже один из критериев.

- Как думаете, у суперлиги есть шанс когда-либо составить серьезную конкуренцию НХЛ?

- Трудно сказать. Давайте называть вещи своими именами: в профессиональном хоккее все решают деньги. У кого их больше, тот и сильнее. Если хозяева российских клубов начнут тратить больше, чем тратят в НХЛ, лучшие игроки мира от них никуда не денутся.

- Вы наверняка слышали о том, что Роману Абрамовичу, новому хозяину английского футбольного клуба "Челси", также принадлежит омский "Авангард".

- Конечно. Подозреваю, что он богаче многих владельцев команд НХЛ.

- Тогда - следующий вопрос: вы готовы поехать в Сибирь?

- Я не возражаю. Думаете, мне обязательно нужно жить в большом городе? Я ведь родился в маленьком, рабочем Кладно и до 18 лет жил на ферме. Среди коров и куриц. К такой жизни и привык, а все остальное - вроде бонуса. На самом деле могу прекрасно обойтись без городских развлечений, ресторанов и тому подобного. Не думаю, что Омск или любой другой город суперлиги меня чем-то ошарашит. Главное - чтобы во мне там нуждались.