Газета Спорт-Экспресс № 231 (3318) от 15 октября 2003 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1

15 октября 2003

15 октября 2003 | Хоккей - Россия

ХОККЕЙ

ЗАБЫТЫЕ КОМАНДЫ

С Андреем АНФИНОГЕНТОВЫМ

Это сейчас мы врозь. И 15 суверенных республик постсоветского пространства - отнюдь не 15 сестер. Или братьев. Кому уж как нравится.

Когда-то мы играли вместе - и украинцы, и казахстанцы, и белорусы с латышами и эстонцами. Не так, кстати, и давно играли. Хоккей, кто не в курсе, сделал вид, что распада СССР - стараниями Межнациональной лиги - вроде как и не было. Но провели еще четыре года вместе - а потом все-таки разбрелись по суверенным квартирам. Может, зря?

Ведь великий советский хоккей - это не только ЦСКА и "Динамо", Фетисов, Третьяк, Михайлов, Мальцев. Это еще латыш Балдерис, киевлянин Ширяев, минчане Борщевский и Микульчик, казахстанец Александров. И даже "Бинокор" из Ташкента и "Кренгольм" из Нарвы. Не говоря уже о Челябинске, Екатеринбурге, Ижевске, Пензе, Саратове, о которых сейчас мало что слышно.

Пока политики говорят о сближении, хоккеисты действуют. Зона "Восток" чемпионата России - это не только Барнаул и Прокопьевск. Это еще "Устинка" и Караганда. Белоруссия, создавшая второй по силе чемпионат на территории СНГ, обсуждает возможность участия своей команды в российской суперлиге. Как все будет - пока неизвестно, но "СЭ" обязательно расскажет о сегодняшнем дне клубов, которые 15 лет назад гремели на всю большую-большую страну. А начнем с "Сокола" - знаменитой киевской команды, чью игру никогда не забыть тем, кто ее видел.

СОКОЛ Киев

С ЛЮБОВЬЮ К РОССИИ

Станция "Дрогожичи" - последняя на одной из трех веток киевского метрополитена. Эскалатор, еще один - и вы на Сырце. Это большой спальный район на северо-западе украинской столицы. Прямо по ходу - Бабий Яр. Тот самый, который в Великую Отечественную стал символом человеческой жестокости и - одновременно - стойкости духа. В память о погибших - монумент, цветы и Александр Розенбаум с ежегодным благотворительным концертом в парке у постамента. Слева от Яра - телевышка. Чуть дальше - киевский мотозавод. Отец гонявшего по проселкам всего Союза мотоцикла "Днепр". Этот мотоцикл, с люлькой и большущей фарой, - на постаменте у проходной.

Между двумя памятниками, на улице Мельникова, - спорткомплекс "Авангард". На крошечной арене, некогда считавшейся тренировочной, с трибунами на 800 мест, сегодня обосновался большой украинский хоккей. Здесь живет еще одна киевская легенда - ХК "Сокол".

ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ

В одну из святынь украинского спорта, почти 7-тысячный дворец, что в двухстах метрах от Республиканского стадиона и двух шагах от Крещатика, едем с моими провожатыми на экскурсию. Едем и вспоминаем.

ЦСКА и Тихонова, например. Они в свое время нигде, кроме гостиницы "Москва" (ныне - "Украина"), в Киеве не останавливались.

Игоря Шичкова. Первого тренера киевской команды, который до сих пор трудится в школе клуба. А еще - Дмитрия Богинова. Нижегородца, приехавшего в 60-х на Украину поднимать местный хоккей. Его помнят в Киеве до сих пор.

Едем, вспоминая не только заброшенные и пропущенные шайбы, не только аншлаги. Судей здесь тоже помнят. Карандина, Губернаторова, Козина... А когда, проскочив через Подол мимо Софии и Золотых ворот, выруливаем к Бессарабскому рынку, вспоминаем походы команды в оперный театр накануне важнейших домашних игр.

Едем мимо театра - и говорим об Анатолии Богданове. Великом для Киева тренере, женатом на завзятой театралке. Его Киев тоже помнит. 13 лет работы, лучшие годы в высшей лиге. Золотые годы, незабываемые.

А еще вспоминаем Папу Рафу. Рафаила Моисеевича Фельштейна. Великого администратора всех времен и народов. Того, что 40 лет отработал в киевском "Динамо", но не поладил с Лобановским. И ушел в хоккей, в "Сокол". Того, кто придумал загибать крюки клюшек не при помощи газовой горелки и батареи в раздевалке, а сразу - еще в Мукачеве на заводе. Того, кто пробил в карпатском городке разрешение на именные клюшки - "Нариманов", "Шундров"... Это, знаете ли, производило впечатление.

Лобановского, что сидит - бронзовый - в скверике у динамовского стадиона, проезжая мимо, тоже вспоминаем. Как в Киеве - и без футбола?! Тем более что автобусы ЦСКА, "Динамо" и "Оболони", словно сговорившись, дразнят нас по дороге. А вот у "Сокола" своего автобуса давно нет. Обидно.

Зато во дворце - на входе - все по-старому. Мраморные полы, просторные лестницы, громадные коридоры. Ремонт, сделанный еще к Олимпиаде, до сих пор придает арене лоск. Вот только дворец нынче - акционерное общество, которое "Сокол" в гости не ждет. Никакой от этой команды пользы, одни проблемы. Для нее три тысячи долларов за аренду площадки на один матч - большие деньги. Эквивалентные зарплате главного тренера за полгода работы. Грустно.

Игровые автоматы, которыми заставлена арена, - иное дело. Доходное. И выставка, которую проводят в холле. Она тоже без денег новых хозяев спортивной арены не оставит. А ощущения у вашего корреспондента от экскурсии - словно на машине времени прокатился. Побывал в России первой половины 90-х. В период, когда стране было не до спорта.

Впрочем, зря я так. Хоккей во Дворец все-таки вернулся. Год назад сборная Украины впервые в своей истории играла здесь. Играла при аншлагах. Здорово!

Говорят, многие от увиденного испытали шок. Полные трибуны 7-тысячника, оказывается, могут собрать не только эстрадные звезды. Есть еще хоккей. Теперь, когда в Киев придет этап Евротура для команд категории В, бесплатного входа для зрителей, видимо, уже не будет.

Но сборная - это все-таки большой украинский хоккей. Очень большой.

ВСЕ ДЛЯ КНИГИ РЕКОРДОВ ГИННЕССА

А есть еще хоккей маленький. Настолько, что первенство страны его победитель за серьезный турнир не держит, а о подробностях своего многократного чемпионства рассказывать стесняется.

И правда, стыдно же, когда матч первенства проводится с двумя шинами, закрывающими проплешины на льду! На Украине такое случалось. Подвело оборудование, и, чтобы хоккеисты не угодили коньками на голый бетон, проблему решали при помощи автопокрышек. Ничего, справились.

И как назвать чемпионат страны серьезным, если среди его участников неравенство сил порой бывает просто неприличным? Львовяне однажды уступили команде киевского политеха со счетом 3:36. И это полбеды. Куда более интересен тот факт, что два периода киевляне играли без вратаря. Он помылся в душе и досматривал матч с трибуны.

Еще можно рассказать, как столичному "Беркуту" для победы в чемпионате хватило одного матча. На предварительном этапе, где порой встречаются откровенно слабые коллективы, этот клуб участия не принимал. В полуфинале "беркутам" сыграть не довелось из-за дисквалификации соперника, а финал - таков был регламент - состоял из одного-единственного матча. Встречался "Беркут", ясно дело, с земляками из "Сокола". И победил.

Экзотика? Она самая. Грустная, правда. Ведь потом "Беркут" взял и умер. И теперь "Сокол" - единственная профессиональная команда украинского хоккея, его надежда и опора. Как шутят в клубном офисе - кандидат на включение в Книгу рекордов Гиннесса. В номинации "за живучесть".

Остальные команды, а в стране чемпионат проходит в двух лигах, - любители. В лучшем случае костяк клубов составляют 40-летние ветераны, когда-то выступавшие в союзном чемпионате хотя бы на уровне второй лиги. В худшем - люди, которым нравится кататься на коньках и гонять по льду шайбу. Спонсоры обычно выходят на площадку вместе с партнерами, оплачивая им билеты и гостиницу, но не предлагая контрактов и даже мизерных премиальных.

А еще есть в украинском чемпионате своя мисс. Лиза Рябкина играет в харьковской "Дружбе-78". И очень неплохо, говорят, играет.

Альтруизм, фанатизм, подкрепленные недюжинным энтузиазмом, - фирменные черты самостийного украинского хоккея. Например, автор и создатель отличного интернет-сайта о местном хоккее вообще и о "Соколе" в частности Александр Грибанов - менеджер и программист по образованию - все делает совершенно бесплатно. Просто он очень любит хоккей и "Сокол".

Олег Благой - иное дело. Он профессионал. Сейчас 24-летний киевлянин - защитник "Сокола". Три года назад он был форвардом "Беркута", а в феврале 2002 года полторы минуты провел в воротах сборной Украины. Сборная играла в Дании, вела - 8:3, и Благой в концовке вышел на площадку. Голкипер успел отразить три броска, создав еще один прецедент для Книги рекордов Гиннесса.

В общем, получается, что одиннадцатая в рейтинге ИИХФ хоккейная держава мира - это два здания на Сырце. Мельникова, 44, и Мельникова, 46. Один дом - спорткомплекс "Авангард", второй - общежитие для игроков, он же база, столовая и гостиница для приезжих команд. Бастион украинского хоккея.

ГЕНЫ - ИЗ НИЖНЕГО НОВГОРОДА, ХАРАКТЕР - ОТ МОСКВЫ

Самостийность - это, конечно, хорошо. Только вот в области хоккея самостийность эта не принесла ничего, кроме проблем. Это футбол распад Союза пережил давно и без надрыва. Но футбол, как точно подметил главный тренер "Сокола" Александр Сеуканд, на Украине на первом месте среди всех видов спорта. А еще - на втором, третьем и четвертом. На пятом - все остальные. И все ищут покровителей да спонсоров.

У хоккея покровитель пока один - мэр Киева, он же президент национальной федерации Александр Омельченко. Любит бокс до самозабвения, считается "папой" братьев Кличко. Хоккей уважает, поддерживая в меру сил.

А спонсоров у "Сокола" минувшим летом увел Александр Волков. Великий баскетболист, президент БК "Киев" заманил к себе Coca-Cola, которая три года финансировала хоккей. Теперь "соколы" - команда бюджетная. 51 процент - у киевской мэрии, остальные деньги выделяют профсоюзы. Им принадлежит, в частности, каток, на котором команда работает совершенно бесплатно. Спонсоров "Сокол", а с ним и весь украинский хоккей, ищет у себя в стране, но с помощью России.

- Меня на Кубке "Спартака" Гелани Товбулатов познакомил с Зияудином Исаевым, одним из руководителей "Роснефтегазстроя". Человек любит хоккей, готов нам помочь. Причем абсолютно бескорыстно. Просто помнит команду по союзному чемпионату, Киев любит. Помогает Слава Фетисов, ваш министр спорта. С помощью Фетисова и Исаева наш премьер-министр Янукович узнал, что на Украине есть не только футбол, но и хоккей. И неплохой, если мы одиннадцатые в мире, - генеральный менеджер украинской сборной и директор "Сокола" Василий Фадеев улыбается, одновременно отвечая на звонки по двум телефонам и угощая корреспондента "СЭ" чаем.

У уроженца Нижнего Новгорода Фадеева, приехавшего в Киев в составе третьей хоккейной волны, за плечами великая школа. Закваска союзной высшей лиги.

Киевский хоккей, который в этом году отмечает юбилей, 40 лет, - он ведь родом из Москвы и Нижнего. Первая хоккейная волна была горьковской. Вторая - московской.

Горьковское "Торпедо", едва ли не лучшая - по результатам - провинциальная команда советского хоккея, подарила "Соколу" умение добиваться результата, не имея возможностей ЦСКА или "Динамо". Москва привнесла свое - отличную школу и стремление быть похожим на самих себя.

"Сокол" в игре и сейчас узнаваем, а его школа, где занимаются 400 детей, и сегодня на выходе дает качество. Пусть лучших и увозят в Москву или Ярославль еще 15-летними, как бывшего динамовца, а ныне игрока "Торонто" Поникаровского. Лишь бы мальчишки, став взрослыми, не забывали о своих корнях, помогали по мере сил альма-матер. Иначе ни ей не уцелеть, ни феномену украинского хоккея.

Имея четыре действующих катка в Киеве и площадки в Северодонецке, Харькове, Одессе, Донецке, помешанная на футболе держава подготовила для мирового спорта не только Андрея Шевченко, но еще Христича, Зубруса, Житника, Федотенко. Правда, литовца Зубруса, который стал хоккеистом в Харькове, своим тут не считают. В отличие от Твердовского, Житника или Жердева.

ХРИСТИЧ ВМЕСТО ЩЕРБИЦКОГО

Никого тут особо не смущает, что Житник играет за Россию, а две звезды российской суперлиги уехали с исторической родины юношами. Гораздо важнее дела. Стараниями Житника и Христича "Сокол" давным-давно позабыл, что такое затраты на форму.

- Мы за последние 10 лет доллара не потратили на инвентарь. Ребята все сами делают, - говорит Фадеев. - Христич четыре года к сезону готовится только с нами. Готовится, а заодно мальчишкам из школы клюшки покупает. Житник однажды даже все вопросы с таможней решил. Просто достал из кармана 10 тысяч долларов и заплатил за ввоз формы в страну. Я ребятам благодарен. Если можете, напишите, что это не Фадеев им спасибо говорит, а весь украинский хоккей.

От уроженца Донецка Твердовского киевляне клюшек не ждут, но на визит защитника "Авангарда" с Кубком Стэнли Украина очень надеялась. Однако что-то не сложилось, и "землетрясение" в Донбассе отложено на неопределенный срок. Жаль. Ведь Твердовский, Житник и Христич - не просто звезды. Это люди, которые сегодня заменили украинскому хоккею незабвенного Щербицкого, первого секретаря ЦК республиканской компартии. Человека, который, вероятно, первым в Союзе придумал, как сейчас бы сказали, онлайн репортажи. Вел их Фадеев, в ту пору - старший администратор команды.

- На связь с заместителем Щербицкого, Сологубом, лично отвечавшим за "Сокол" в ЦК, я выходил четыре раза. До игры, в перерывах и после поединка, - вспоминает Василий Митрофанович. - Докладывал абсолютно обо всем - от обеденного меню до работы лайнсменов. Естественно, был небольшой репортаж о матче. Начальство интересовали любые мелочи, вплоть до сна хоккеистов и комфорта в гостиничных номерах.

Естественно, играть плохо при таком внимании было невозможно. Вернувшись в 78-м в элиту, команда ни разу не опускалась ниже 9-го места и десять раз оказывалась в шестерке лучших. В 80-х Киев влюбился в хоккей. Сегодня "Соколу" остается только вспоминать эти времена. Сейчас все иначе.

...У входа в "Авангард" за час до начала матча на Кубок ВЕХЛ - одной из двух наряду с чемпионатом ВЕХЛ отдушин для украинских любителей хоккея - два фаната. Курят и молчат. Один, молодой, - в форме "Джазменов" из Сент-Луиса, где играет украинский энхаэловец Варламов. Второму лет 50, не меньше. Характерные усы, свитер "Сокола" и грустные-грустные глаза. Поединок с латышским СКА-"Огре" энтузиазма не вызывает. Но все равно человек 500 самых преданных болельщиков смотрят матч уровня середнячков российской высшей лиги.

Смотрят, как капитан "Сокола" Бобровников мажет с убойных позиций. Смотрят, как Кирик, заставший еще союзное первенство, что-то выговаривает по-русски юному латышу. И тот ветерана отлично понимает. Смотрят на главную звезду суверенного эстонского хоккея Эдуарда Валиулина, который вот уже почти 20 лет как киевлянин. В этом матче 37-летний форвард неспешно катался в третьей тройке. Экономил силы. Но народ ветерана охотно простил, когда от скуки двух периодов в концовке встречи не осталось и следа.

В маленьком кафе катка - свитера Христича и Поникаровского, кофе и пиво под разговоры об украинском футболе и хоккейной России. Это на футболе в Киеве на гостя из Москвы смотрят почти как на лазутчика. На хоккее журналист, представляющий российское издание, - желанный гость. Которого расспрашивают о Самаре, Саратове, Кирово-Чепецке, Твери, Альметьевске, Электростали.

С МЕЧТОЙ О КИРОВО-ЧЕПЕЦКЕ И ТВЕРИ

Спрашивают об этом потому, что высшая лига России, зона "Запад", - нынче главная мечта "Сокола". Восточно-Европейская хоккейная лига, в турнирах которой играет сейчас команда, - здорово, но хочется большего.

- Огромное спасибо Льву Канторовичу, белорусу, придумавшему ВЕХЛ, - продолжает Фадеев. - Мы присоединились к этому чемпионату на второй год его проведения, сразу после распада МХЛ. Когда Россия решила играть без нас, Риги, казахстанцев и Минска, у меня жизнь, можно сказать, перевернулась. Распад Союза мы перенесли легче, чем крах МХЛ. Страшный был удар. Если бы не ВЕХЛ, "Сокол" мог и не выжить. Одна беда у ВЕХЛ - найти под него серьезного спонсора на Украине сложно.

- К кому ни обращались, все твердят: наш бизнес ориентирован на Россию. В Белоруссии нам реклама не нужна, а Прибалтика - слишком маленький рынок. Вот если бы с россиянами соперничали - другое дело. - Фадеев, по его признанию, живет идеей возвращения в российское первенство.

- Суперлигу мы, конечно, не осилим. Нам там сегодня делать нечего. Но в дивизионе "Запад" могли бы играть. Вытянули бы переезды, не говоря уж о спортивной стороне вопроса, - вторит Фадееву главный тренер киевлян Александр Сеуканд.

Он руководит командой последние десять лет. Сам родом из Москвы, воспитанник ЦСКА. Как тренера приглашали в свое время в Россию, в Уфу. Отказался. Сейчас, как мне показалось, жалеет.

- Сложно, конечно, работать, когда команда - это, с одной стороны, молодежь, только начинающая играть, с другой - ветераны, которые заканчивают карьеру дома, - продолжает Сеуканд. - Еще есть пятерка, а то и поболее, из хоккеистов, которые в "Соколе" вроде как поддерживают форму и ждут приглашения из России. Благо у вас два периода дозаявок.

- Обидно, что сильнейших из "Сокола" забирают, не выплачивая компенсации, не прилагая сверхусилий? Поманили - и парень сорвался. Хоть в Тюмень, хоть в Хабаровск.

- Лучше, если в Хабаровск. Или Новосибирск. Потому что если хоккеист закрепится в составе клуба вашей суперлиги, сборная Украины автоматически получит классного мастера. Да и какое я имею право удерживать ребят? Ведь пять лет, проведенных в клубе уровня "Магнитки", - это безбедная старость, а если человек отыграет в ваших лучших командах десять лет, он просто станет богатым. Россия - это стимул для мальчишек, которые занимаются в школе, а потом играют в "Соколе". Как на Россию обижаться? Надо сделать так, чтобы мы ей были интересны.

Пока "Сокол" существует, живя воспоминаниями, но не развивается. Хотя худшие времена в своей истории он, видимо, уже пережил. Дальше, верят в Киеве, украинский хоккей будет жить вместе с Россией.

"С вами мы точно не пропадем", - говорили киевляне, прощаясь. И звали в гости. Приедем?

Киев