Газета Спорт-Экспресс № 200 (3287) от 9 сентября 2003 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1
ФУТБОЛ |
ЧЕ-2004. Отборочный турнир |
Группа 10 |
Завтра РОССИЯ - ШВЕЙЦАРИЯ |
ЦУБЕРБЮЛЕР РАСКРЫЛ ЧЕРЧЕСОВУ СЕКРЕТ:
"СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ РОССИИ МНЕ СШИЛИ ПЕРЧАТКИ"
Борис ТОСУНЯН |
из Вены |
В июне, перед матчем сборной России со Швейцарией в Базеле на страницах "СЭ" была опубликована первая часть диалога Станислава Черчесова и Паскаля Цубербюлера. Тогда, напомним, запасной голкипер швейцарцев посетил нашего соотечественника в Инсбруке, где тот снимал фильм про тренировки вратарей. Теперь вследствие травмы Йорга Штиля главный герой этой учебной киноленты получил в сборной повышение. После матча Ирландия - Россия летний диалог был продолжен по телефону. С позволения обеих сторон разговор был записан корреспондентом "СЭ".
ЛИШНИЙ ВЕС НЕ ГРОЗИТ
- Паскаль, почему, как тебе ни звоню, мне отвечают, что ты в ресторане вашей базы. Так, на свою беду, наберешь лишний вес и не сможешь достойно сыграть против наших, - с шутки начал общение Черчесов. - Это, конечно, в моих интересах, чтобы ты стал тяжелым и неповоротливым. Но все же ты мне друг, поэтому не переедай, береги себя.
- Не беспокойся, Станислав, что-что, а свою фигуру я хорошо соблюдаю, так что мой боевой вес уже на протяжении многих лет остается неизменным, - парировал Цубербюлер.
- Заодно тебя уже, думаю, можно поздравить с первым местом в чемпионате страны. Ваш "Базель" ушел в отрыв, и, похоже, соперникам уже будет трудно догнать лидера.
- Рановато, мой друг, а то еще сглазишь. Лучше скажи вот что: я у тебя уже был в гостях, а ты когда ко мне пожалуешь?
- А что мне в твоих краях делать? Все равно место основного вратаря "Базеля" уже занято.
- Какой-нибудь другой пост тебе в нашем клубе подышу. Не всю же жизнь в воротах стоять. Будешь, предположим, спортивным директором. Чем плохо.
- Нет ли случайно в вашем городе какой-нибудь вакансии в местной газете? А то рядом со мной находится корреспондент российской газеты "СПОРТ-ЭКСПРЕСС". Он вот предлагает мне взять у тебя интервью, уверяет, что о жизни Йорга Штиля, который два раза играл в матчах против сборной России, наши люди знают много всего, а о твоей биографии, хотя ты три раза выступал против "Спартака", почти ничего. Надо бы, говорит, сей пробел восполнить. Интересуется, как ты, например, стал вратарем?
ОТЦОВСКИЕ ГЕНЫ ПЕРЕВЕСИЛИ
- Истории у нас со Штилем похожи. Меня, как и его, соблазнил на то, чтобы стать голкипером, отец. Он был вратарем и поэтому хотел, чтобы я пошел по его стопам. Но я, между прочим, не сразу внял мольбам папы. Для начала пошел в легкую атлетику, стал многоборцем. Только в 15 лет отцовские гены все же пересилили, и я отправился записываться в футбольную секцию. А тренер, к которому я попал, сразу определил мою судьбу: "Ты, мол, у нас парень высокий, поэтому будешь вратарем". И я рад, что покорно последовал его совету. Дело в том, что ужасно люблю ответственность, мне жизненно необходимо преодолевать трудности и быть в центре всеобщего внимания, чего, к счастью, сегодня не лишен.
- Штиль, как мы заметили, техничный вратарь, хорошо действующий на линии. А какие сильные стороны у тебя?
- Я представитель нового поколения, то есть разноплановый вратарь. Больше ничего про себя не скажу - предпочитаю, чтобы обо мне судили со стороны. Уже в ближайшую среду, думаю, такая возможность всем представится.
- Штиль как-то заметил, что порой использует даже в самых ответственных матчах новые перчатки. Ты похож в этом смысле на него?
- У меня по сравнению со Штилем и с тобой руки значительно больше, поэтому мне фирма шьет перчатки на заказ. Вот и сейчас получил один такой специальный экземпляр. Берегу его, чтобы не дай бог не испортить, и собираюсь использовать новые перчатки исключительно в московском матче.
РЕЗЕРВНОГО ВАРИАНТА ЛУЧШЕ ИЗБЕЖАТЬ
- Поймал себя на мысли, что теперь, получается, судьба твоей команды именно в твоих руках как в прямом, так и в переносном смысле. Но, знаешь, было бы хорошо, чтобы обе наши команды попали в финал ЧЕ-2004. Одна прямо из группы, а другая - после стыковых матчей.
- Так-то оно так, но все же лучше, если дело до резервного варианта по крайней мере у нас не дойдет. Так, знаешь ли, надежнее.
- Признайся, во время первого матча со сборной России в Базеле тяжело было сидеть на скамье запасных?
- Да, я тогда сильно переволновался. Россияне, пожалуй, были против нас даже более агрессивными, чем сейчас в матче с ирландцами.
- Ты прежде выступал за леверкузенский "Байер", которым теперь руководит Клаус Аугенталер, большой, скажем так, любитель сигарет и пива. Он и подопечным разрешает вольную жизнь. "Как я могу запрещать футболистам, скажем, курить, если и сам грешен", - оправдывает тренер свои действия. Как бы ты отнесся к таким методам воспитания, если бы остался в этом германском клубе? Я, например, этого не одобряю, так как сам был режимным футболистом.
- Аугенталер пока в фаворе, потому имеет право на эксперименты. Но не думай, что я бы такому развитию событий был рад. Тоже не принадлежу к числу футболистов, которые нарушают спортивный режим, потому почти и не получал травм за 12 лет карьеры. Могу, конечно, выпить пива или вина. Но в весьма ограниченных количествах.
- Ты производишь впечатление очень уверенного в себе человека. Знакомо ли тебе чувство страха?
- Боюсь только змей и акул.
- В прошлый раз ты говорил, что постоянно живешь на сборах в одном номере с Марио Канталуппи, но сетовал, что в последнее время тот часто получает травмы, а потому тебе одиноко.
- Вот и на сей раз Канталуппи выступил только в роли моего шофера. Привез меня на сборы на своей машине, а сам, увы, отправился на прием к врачу. Очередная травма.
- Как ты воспринял ничью сборной России в Ирландии?
- Мы смотрели матч по телевизору всей командой. Повезло, что в этот день как раз не была запланирована тренировка, и мы смогли посмотреть соперников в прямом эфире. Я как раз желал именно ничьей в Дублине, которая нас очень устраивала. Впрочем, ничего еще не решено. Мы лишний раз убедились: в Москве нас ждет не легкий бой, а тяжелая битва.
- Есть ли у тебя девиз?
- Он звучит приблизительно так: "Не важно, какое тебя ждет дело. Надо сделать его так, чтобы о тебе потом вспоминали с уважением".