Газета Спорт-Экспресс № 194 (3281) от 2 сентября 2003 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 3

2 сентября 2003

2 сентября 2003 | Футбол

ФУТБОЛ

Ханс КРАНКЛЬ

МОЯ КАРЬЕРА БОМБАРДИРА НАЧАЛАСЬ НА КУХНЕ

Борис ТОСУНЯН

из Вены

Офис главного тренера сборной Австрии Ханса Кранкля находится на центральном венском стадионе "Эрнст Хаппель", куда он порой приезжает на мотоцикле Harley-Davidson - недавний подарок к пятидесятилетию. Хотя кабинет у него солидный, сам Кранкль чувствует себя в нем весьма непринужденно встретил корреспондента "СЭ" по-домашнему: в шортах и майке. Сложилось впечатление, что сразу же после интервью он намеревался выйти на поле знаменитой арены и записать на свой счет очередной гол. А их за карьеру самого знаменитого австрийского форварда накопилось несметное количество - только в официальных матчах 414: в чемпионатах и Кубке Австрии - 320, в "Барселоне" - 60, в сборной - 34.

ГОЛЫ В СИГАРНОМ ДЫМУ

- Есть ли в Австрии клуб бомбардиров, подобный тому, что организовал "СЭ"? - с этого вопроса началась наша беседа с легендой австрийского футбола.

- Нет. Отдельные отечественные издания, правда, ведут кое-какую статистику, но цельной картины успехов нашей армии снайперов эти публикации все же не дают.

- Вы часто проводите время в популярном среди футболистов венском ресторане. Нельзя ли эти посиделки считать чем-то вроде неофициального клуба бомбардиров?

- Среди нас только три известных в прошлом футболиста, а остальные, если и играли, то не на высоком уровне.

- Тем не менее, признайтесь, разговор, как правило, идет о футболе...

- Вспоминаем разные веселые истории. Одна - про Эрнста Хаппеля - пользуется неизменным успехом. Когда он тренировал "Фейеноорд", его команда выиграла со счетом 7:0, но мэтр узнал об этом только после окончания матча. Он был большим любителем сигар, а в этот вечер курил особенно много, поэтому в клубах дыма и пропустил массу событий на поле. Впрочем, Франц Хазиль, игрок "Фейеноорда" тех лет, так часто эту историю вспоминает, что мы уже почти ему поверили.

- По австрийскому телевидению то и дело крутят рекламный ролик, где вы в детстве забиваете голы пачкой венского сахара. Это реклама или так было на самом деле?

- Это, на мой взгляд, прекрасная реклама, но в ее основе реальная история. На экране профессиональные артисты, но все очень жизненно - так, как я им рассказывал. На кухне, как только мама из нее выходила, я действительно занимался тем, что забивал голы между ножками стола, используя в качестве мяча не только продукты питания, но и ложки с вилками.

В ЧЕСТЬ ЛЮБИМОЙ ЖЕНЫ

- Когда вы играли за "Барселону", вашу маму даже благодарили каталонские газеты. "Спасибо, - писали они, - за такого сына!"

- Меня взяли в "Барселону", потому что я поставил голы в "Рапиде" на конвейер. В Австрии забивал в среднем по 0,7 гола за матч. Меня даже спрашивали, не надоело?! Отвечал, что мне и этого мало. Начал играть в футбол в девять лет, а завершил карьеру в "Зальцбурге" в 36. И никогда не возникало пресыщения футболом, забитыми мячами. Однажды в матче против ГАКа, который завершился со счетом 11:1, я отличился семь раз.

В Испании продолжил свои подвиги. Началось с того, что в тренировочном лагере "Барсы" в Андорре забил сборной этой страны, после чего капитан "Барселоны", игрок сборной Испании Хуан-Мануэль Асенс, расцеловал меня. Тем самым дал понять, что я принят в его дружину, что и в дальнейшем от меня ждут таких же успехов. Постарался оправдать доверие. Вскоре забил пять голов в матче против "Райо Вальекано". Сей рекорд в клубе, если не ошибаюсь, не побит до сих пор.

Но больше всего в тот период я горжусь решающим голом в 1979 году в Базеле в финале Кубка кубков. За две недели до этого мы с женой попали в автокатастрофу. Я отделался испугом, а супруга оказалась на грани смерти. Но врачи ее спасли. Понятно, что я постоянно дежурил в больнице - было не до тренировок и не хотел играть. Но жена, придя в сознание, настояла. Сыграл, признаюсь, плохо, голова была занята совсем другим, тем не менее забил решающий гол. И когда мы победили, капитан команды, поднимая над головой кубок, заявил, что эта победа посвящается моей жене.

- Было ли у вас предчувствие, что забьете?

- Как правило, оно меня обманывало. Бывало, ощущал, что забью три, но не забивал ни одного. И наоборот.

- Не жалеете, что вернулись в Австрию?

- Еще как жалею! У меня ведь было предложение от "Милана", а я, обиженный тем, что на мое место "Барса" взяла Бернда Шустера, решил вернуться домой, посчитав, что только там меня могут понять. Теперь признаю - крупно ошибся. Мог ведь еще несколько лет поиграть на самом высоком уровне.

- Но в своей стране вы действительно почитаемая личность!

- Это из-за того, что на чемпионате мира-78 забил решающий гол немцам, с которыми у нас постоянное соперничество. Мы всегда считались их младшими братьями, которых они постоянно обижали. И вот произошло невероятное - мы дали сдачи корифеям футбола, у которых не могли выиграть 47 лет. Но памятник мне за это так и не поставили и даже улицу в мою честь не назвали. (Смеется.)

- На днях исполнилось 25 лет этому знаменательному событию. Отпраздновали юбилей?

- Был с друзьями в Италии, там и отметили. Меня часто спрашивают, не хотел бы я посетить Аргентину, заехать в Кордобу, где мы одолели немцев. Эту победу мы заслужили, про нее приятно вспоминать, но возвращаться в те места - нет, не тянет. В моей жизни были ведь не только большие победы, но и крупные поражения. И не только в роли игрока, но и теперь, когда стал тренером.

НАСЛЕДНИКОВ НЕ ВИДНО

- Наверное, хотелось бы иметь в своей сборной такого же бомбардира, каким были вы?

- Вы наступили на больную мозоль - наследника не вижу. Раньше была надежда, что Тони Польстер меня догонит, но он, к сожалению, завершил карьеру, а сегодняшнее поколение не способно показать что-то из ряда вон выходящее. Сидя на тренерской скамейке, только качаю головой, глядя, как беспомощны мои подопечные. Даже сердце ноет.

- То же самое говорил мне лет пять назад и Герд Мюллер...

- Мюллер был моим идолом с детства, лучшего нападающего не знаю. Но я не мог играть, как он. Мюллер был королем штрафной площади, а я, будучи более крупной комплекции, сам пробивал себе дорогу к воротам. Нельзя научиться забивать голы - с этим надо родиться. Я родился, но это еще не все. За меня взялся тренер, которого с благодарностью вспоминаю до сих пор. Он в прошлом был нападающим и вложил в меня все свои знания. Когда общая тренировка завершалась, он продолжал работать со мной: обучал, как бить левой ногой, головой, как принимать мяч с флангов. Все это было заложено к 17 годам - как раз тот возраст, когда легче всего впитываешь советы наставника.

- Что еще нужно, чтобы стать хорошим нападающим?

- Мне, например, помогала любовь к... музыке. Если на душе грустно, она возвращает хорошее настроение. Бомбардирам это необходимо. Ведь если не забиваешь пару недель, обрушивается критика со стороны вашего брата журналиста. В Австрии я многие годы даже вел ночные музыкальные радиопередачи. Но теперь из-за нехватки времени вынужден отказаться от полюбившейся работы.

- Не так давно в Австрии выступал Сергей Юран. Он вам запомнился?

- В наши края, увы, приехал уже несколько сдавший Юран, хотя и в таком состоянии многое успел сделать - забил несколько очень важных для "Штурма" голов. Но я имел удовольствие видеть его другим в Португалии, поэтому могу сравнивать. И должен без преувеличения сказать, что там его игрой просто любовался.

- Кого еще из российских бомбардиров вы могли бы выделить?

- Боюсь ошибиться, так как до сих пор не научился распознавать, кто российский, а кто, скажем, украинский. Вот, например, Андрей Шевченко - это ваш или нет? Если нет, тогда думаю, что с Дмитрием Сычевым я все же попаду в точку. Вот у него я вижу большие задатки.