Газета Спорт-Экспресс № 194 (3281) от 2 сентября 2003 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1

3 сентября 2003

3 сентября 2003 | Легкая атлетика

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

ЧЕМПИОНАТ МИРА

В воскресенье Юрий Борзаковский уступил в финальном забеге на 800 м лишь три сотых секунды одержавшему победу алжирцу Джабиру Саид-Герни

Юрий БОРЗАКОВСКИЙ: "НАСТРАИВАЛСЯ НА КИПКЕТЕРА И ПРОЗЕВАЛ АЛЖИРЦА"

Эдуард ЛИПОВЕЦКИЙ

из Парижа

Когда несколько лет назад на дорожке появился юный многообещающий бегун на средние дистанции Юрий Борзаковский, поклонники легкой атлетики со стажем обратили внимание на его сходство с выдающимся средневиком Евгением Аржановым, который в далекие советские времена был лидером среди бегунов на два круга. Пластичность движений, стремление поиграть с соперниками в "кошки-мышки", склонность к созданию себе трудностей и умение с блеском их преодолевать - все это роднит двух атлетов, которым на роду написано побеждать.

Наблюдая за очередным забегом с участием Борзаковского, я всегда ловлю себя на мысли, что все это уже когда-то видел. Вот и финал на 800-метровке в Париже напомнил одно событие более чем 30-летней давности. На Олимпиаде-72 в Мюнхене Аржанов, явный фаворит и основной претендент на золотую медаль, проиграл на последних метрах 0,03 секунды американцу Дэвиду Уоттлу. Киевлянин тогда, слишком уверовав в свой блестящий финишный спурт, упустил не самого сильного конкурента. Даже на главных соревнованиях своей жизни Евгений не смог отказать себе в удовольствии разыграть придуманный им яркий спектакль. Создавалось впечатление, что и Борзаковский, перебирая позавчера на старте ногами, словно застоявшийся конь, думал, как поинтереснее и позаковыристее провести этот финал.

Не изменяя себе, россиянин начал несколько вальяжно, пропустив вперед после первого виража всех остальных участников забега и наблюдая со стороны за их перемещениями. Среди конкурентов Юрия было немало прославленных и титулованных мастеров. Один 3-кратный чемпион и действующий рекордсмен мира Уилсон Кипкетер чего стоит. Словно стареющий волк, он еще раз попытался остаться вожаком стаи. 13 лет назад Кипкетер перебрался из Кении в Данию и, став европейцем, изрядно попортил нервы соперникам из Старого Света. Ныне 33-летний Уилсон, случайно оставшийся без золотых медалей на двух Олимпиадах, явно хотел тряхнуть стариной в Афинах. Возвратившиеся в строй после дисквалификации экс-чемпион Европы итальянец Андреа Лонго и бронзовый призер Игр в Сиднее алжирец Джабир Саид-Герни тоже представляли изрядную опасность. Нельзя было сбрасывать со счетов и двух южноафриканцев - завоевавшего олимпийское серебро в Атланте-96 Эзекиля Сепенга и Мбулаени Мулаудзи, в красивом стиле победившего тут в одном из трех полуфинальных забегов. Кстати, в двух других легко расправились с оппонентами Лонго и Борзаковский.

После первого круга Юрий начал играючи обходить одного за другим опережавших его до этого бегунов. Ему явно нравилось "съедать" их с поразительной легкостью. Да, похоже, не зря Борзаковский посвятил целый год отработке скоростной выносливости и даже в составе сборной России стал призером прошлогоднего чемпионата Европы в эстафете 4х400 м. Кстати, на том самом Олимпийском стадионе в Мюнхене, где из-за немного несвоевременно начатого спурта упустил победу Аржанов.

Увы, история повторилась. Я с ужасом смотрел, как Борзаковский начал стремительно ускоряться за 250 м до финиша. Не рано ли?.. Когда Юрия отделяли от победы считанные метры, из-за его спины, как из засады, сделал рывок алжирец. Меньше всего, наверное, ждал Борзаковский подвоха именно от Саид-Герни. Юрий попытался поймать движение соперника, но ватные ноги не удержали темп бега, и Борзаковский проиграл победителю те же 0,03 секунды, как когда-то Аржанов.

К счастью, в отличие от своего предшественника, для которого Мюнхен-72 стал лебединой песней, 22-летний легкоатлет из подмосковного Жуковского получил хороший урок не на Олимпиаде, а в преддверии ее. Кстати, если дебют на летнем чемпионате мира оказался для него серебряным, то два года назад зимнее мировое первенство он выиграл с первого захода.

Конечно, очень хотелось побыстрее поговорить с Борзаковским о перипетиях только что увиденной борьбы на дорожке, но он, не обращая внимания на призывные крики журналистов, собравшихся в микст-зоне, прошагал мимо. Шел как в воду опущенный, только желваки ходили по бледным щекам. Что для другого стало бы праздником, для Борзаковского было неудачей...

Спустя полчаса на пьедестале почета он уже смеялся и явно старался дать всем понять, что потерю золота воспринимает философски. А на пресс-конференции ревниво, как мне показалось, выслушивал многочисленные вопросы, которые задавали новому чемпиону. Нелегко, наверное, было ему, лидеру сезона, оказаться в тени чужой славы. Юрий улыбался остротам алжирца, но его грустные глаза красноречиво говорили о том, что творилось у спортсмена в душе. После пресс-конференции по-прежнему не расположенный к общению с репортерами Борзаковский попытался улизнуть в лабораторию допинг-контроля, однако я не мог не выяснить до конца причину его поражения в уже почти выигранном забеге и, лавируя между многочисленными секьюрити, отправился следом. У входа в кабинет мы с Борзаковским и поговорили несколько минут.

- Скажите, тактику забега вы продумали заранее или вам ее продиктовали обстоятельства?

- Предполагал бежать вместе с лидерами до последних 120 - 140 м, а на заключительном вираже попытаться уйти в отрыв. Но не выдержал, сделал финишный рывок раньше. Наверное, переоценил свои силы. Оказалось, не только у меня хорошая скорость. Обычно я побеждаю затяжным спуртом, а на этот раз меня одолели с помощью моего же оружия.

- Наверное, можно и не спрашивать, сильно ли вы расстроены? Уверен, что эти последние метры будут вам еще долго сниться.

- Да я вовсе не расстроен, с чего вы взяли? Рад этому серебру. Разве можно в забеге с участием таких звезд быть в чем-то уверенным. Тут каждый имел все основания рассчитывать на успех.

- Тем не менее ваша самоуверенность бросалась в глаза. И поражение стало болезненным ударом. Не случайно же вы после финиша хотели спрятаться от прессы.

- Все было не совсем так. Просто я не сразу отхожу от событий на дорожке, а сегодня борьба сложилась для меня не лучшим образом. Хотя, между прочим, я изначально не планировал медаль. Моей задачей было попасть в финал, а при хорошем раскладе - в шестерку лучших.

- Однако ваши болельщики надеялись на золото...

- Да я и сам очень старался победить. Даже упал в последнем броске на финише. Увы, немного ошибся, определяя главных конкурентов в забеге. Конечно, хотелось опередить прежде всего Кипкетера, и я настраивался на него. Но в любом случае рад за своего друга Саид-Герни. Конечно, когда все позади, легко рассуждать. Повторяю: возможно, следовало повременить с решающим рывком. Но я так хотел выиграть у Кипкетера, который на Олимпиаде в Сиднее обошел меня на финише. Он был для меня главным раздражителем. Что ж, другие учатся на чужих ошибках, а мне, как видите, приходится на своих.

На "Стад де Франс" Борзаковский прошел хорошее испытание перед предстоящими через год Олимпийскими играми. В течение трех дней он трижды пробежал свою коронную дистанцию, попробовав в каждом забеге различные тактические схемы. А теперь ему надо тщательно проанализировать свое выступление, до конца разобраться в случившемся.

Знаете, что обнадеживает? В глазах Борзаковского, когда он пытался уверить меня в том, что не очень расстроен вторым местом, я увидел совсем иное. А раз для 22-летнего парня серебро на его первом чемпионате мира стало разочарованием, то он умрет, но постарается залечить уязвленное самолюбие.

31 августа. Мужчины. 800 м. 1 . Джабир Саид-Герни (Алжир) 1.44,81. 2. Юрий БОРЗАКОВСКИЙ (Россия) - 1.44,84. 3. Мбулаени Мулаудзи (ЮАР) - 1.44,90. 4. Уилсон Кипкетер (Дания) - 1.45,23. 5. Андреа Лонго (Италия) - 1.45,43. 6. Юстус Коеч (Кения) - 1.45,63. 7. Эзекиль Сепенг (ЮАР) - 1.45,74. 8. Осмар Барбоса душ Сантус (Бразилия) - 1.46,28.