Газета Спорт-Экспресс № 189 (3276) от 27 августа 2003 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

27 августа 2003

27 августа 2003 | Хоккей

ХОККЕЙ

ГОСТЬ "СЭ"

Олег ТВЕРДОВСКИЙ

"СКОРО У РОССИИ БУДЕТ ТАКОЙ ЖЕ ЧЕМПИОНАТ, КАК 15 ЛЕТ НАЗАД"

Как уже сообщал "СЭ", в минувшую субботу обладатель Кубка Стэнли в составе "Нью-Джерси" 27-летний защитник Олег Твердовский заключил двухлетний контракт с "Авангардом". А в понедельник днем Твердовский и его агент Сергей Исаков побывали в редакции "СЭ". На встрече с журналистами отдела хоккея речь прежде всего зашла об отношении Олега к страховочным контрактам, когда игрок при первом удобном случае может отправиться за океан.

ДОЛГИ ПРИВЫК ОТДАВАТЬ

- Всегда выступал против таких контрактов, - начал беседу Твердовский. - Если у тебя ничего не получилось в переговорах с заокеанским клубом - возвращайся домой. Но только если уж решил играть в России - играй. Не понимаю, для чего в июне подписывать договор с командой суперлиги и ждать, получится ли у тебя что-то с контрактом в НХЛ. Каждый, впрочем, вправе иметь собственное мнение по этому вопросу. У меня оно - такое.

Однако других, полагаю, осуждать не стоит. Тот же Даниил Марков российских болельщиков не обманывал. Если в его соглашение с "Ладой" был включен соответствующий пункт, значит, подобное устраивало обе стороны, верно? Возможно, руководство тольяттинского клуба попросило Даниила поделиться опытом с молодыми хоккеистами. Даже месяц, проведенный Марковым в "Ладе", уверен, пошел на пользу новому поколению игроков.

- Почему у вас возникло желание вернуться в Россию?

- Просто в моей жизни наступил момент, когда захотелось своей игрой порадовать наших болельщиков. Ведь раньше такой возможности у меня практически не было. За океан уехал в 18-летнем возрасте, на протяжении девяти сезонов играл в НХЛ. Да, уровень суперлиги уступает НХЛовскому, но, надеюсь, выступление за сборную на международной арене компенсирует возможные потери. А вообще, первенство России - это очередной этап в моей карьере. Если хотите, новый вызов самому себе.

Кроме того, играя за границей, в какой-то момент надоедает чувствовать себя иностранцем. Ведь там к нам относятся не так, как к своим хоккеистам, можно даже сказать - предвзято. Везде и всюду заявляют, что у нас, мол, все равны - и канадцы, и американцы, и шведы, и чехи, и финны, и русские, но на деле выходит иначе. Если что не так, сразу начинают "душить".

- Пресса?

- Нет, руководство клуба и тренеры. Нельзя сказать, что это в порядке вещей, но тем не менее бывает, причем довольно часто. Неприязни именно к русским, особенно молодым хоккеистам, многие не скрывают. Так, в самом начале своей заокеанской карьеры, когда попал в "Анахайм", главный тренер Рон Уилсон в довольно грубой форме выражал свое отношение ко мне. Естественно, я сильно переживал, а потому игра не клеилась, не мог показать все, на что способен. Во многом из-за Уилсона меня затем обменяли в "Финикс".

Исаков: - Надо знать Олега. В НХЛ у него все получилось, но он очень рано уехал из страны, практически не играл здесь, а долги, скажем так, привык отдавать. Решил на два года заключить контракт с российским клубом. Помимо "Авангарда", мы рассматривали варианты с "Динамо", "Локомотивом" и "Магниткой".

Одни расценили наше предложение как шутку, не поверили в то, что Олег может остаться в России, другие посчитали, что мы потребуем какую-то сумасшедшую сумму. А ведь одно из наших условий было довольно простым - зарплата хоккеиста должна соответствовать уровню игрока первой пятерки команды.

В итоге заинтересованность и готовность вести переговоры проявил лишь президент "Авангарда" Анатолий Бардин. Мы нашли точки соприкосновения, и в итоге контракт был подписан. Его сумму назвать не могу, но, уверяю вас, она не выше, чем у мастеров класса Твердовского, которые уже играют в суперлиге.

ХОККЕЙ - СЕРЬЕЗНАЯ РАБОТА

- Переговоры с "Авангардом" шли достаточно долго - около месяца. Возникли проблемы?

Исаков: - Никаких. Нюансы, конечно, были - все-таки серьезный клуб, серьезный игрок, серьезный контракт, - но все вопросы оказались решаемыми. А вообще месяц для переговоров - нормальный срок. В НХЛ, случается, переговоры по полгода длятся.

- Почему наши клубы настороженно отнеслись к приезду в Россию столь известного защитника - понятно. Ведь до сих пор из-за океана в основном возвращались хоккеисты, что называется, на излете карьеры. Так что приезд игрока, который по-прежнему востребован за океаном, сродни сенсации.

Твердовский: - Уверяю вас, что в ближайшие пять - семь лет, если, конечно, экономическая ситуация в России не изменится в худшую сторону, многие наши заокеанские легионеры последуют моему примеру. Ведь общий уровень российского клубного хоккея в последнее время значительно вырос, это всем известно. А если домой потянутся признанные мастера, то у нас вновь будет такая же сильная лига, как 12 - 15 лет назад. И молодые ребята перестанут уезжать в Америку, потому что увидят: можно и в России выступать на высоком уровне, неплохо зарабатывать и быть во всех отношениях защищенными. Тогда и у сборной успехи появятся, и болельщики, наконец, забудут, что столь великая хоккейная держава, как Россия, десять лет подряд не могла выиграть чемпионат мира.

Приятно, что наши ведущие команды пытаются перенимать опыт работы в той же НХЛ. Ведь когда я уезжал, как было? Скажем, после тренировки или матча все хоккеисты, включая олимпийских чемпионов, чемпионов мира, заслуженных мастеров спорта, собирали свои игровые майки, нижнее белье, которое под форму надевается, и уносили с собой, чтобы дома или на базе под душем постирать. Разве это нормально? Человек должен приходить на рабочее место и знать, что ему созданы все условия для плодотворного труда.

- Вас не смущает, что, вернувшись в Россию, вы опять какое-то время будете проводить на тренировочных базах...

- "Какое-то время" - нет, не смущает. Раньше на базе жили шесть дней в неделю, а сейчас в серьезных профессиональных клубах ребят собирают за день до матча. Если игроки понимают, что для них созданы все условия, если осознают, что то, чем занимаются, - не просто игра в хоккей, а серьезная работа, никто не позволит себе нарушить режим или проявить непрофессионализм каким-то иным образом. Халатность по отношению к своему здоровью и работе сегодня не в чести, поэтому удерживать людей на базе, как в тюрьме, не имеет смысла.

- "Авангард" считается одним из самых состоятельных клубов суперлиги и тем не менее с 2001 года не может завоевать медалей российского чемпионата. Что думаете по этому поводу?

- Хотя омская команда в последнее время и не выигрывала медалей, в суперлиге она стабильно находится на ведущих ролях, входит в четверку сильнейших.

- Но вас-то место в четверке вряд ли устраивает?

- Поговорив с президентом "Авангарда", я понял, что клуб ставит перед собой серьезные задачи, и готов приложить максимум усилий для их выполнения. Надеюсь, смогу помочь команде выиграть чемпионат.

- Не настораживает, что "Авангард" неудачно выступил на недавнем турнире в Новосибирске? Или, например, тот факт, что главный тренер команды Сергей Герсонский не слишком известен и авторитетен в российских хоккейных кругах?

- А кто перед началом прошлого сезона знал наставника "Анахайма" Майка Бэбкока? Тем не менее его команда едва Кубок Стэнли не завоевала. В первую очередь тренер должен уметь общаться с игроками, добиться того, чтобы они поверили в реальность успеха, поняли замыслы наставника. Если это удастся сделать - все будет нормально. Не сомневаюсь в том, что в "Авангарде" достаточно опытных и мастеровитых игроков, способных решить поставленную перед командой задачу.

- Готовы ли вы к тому, что в первые несколько месяцев придется постоянно общаться с представителями прессы в разных городах, куда будете приезжать на матчи?

- За те девять лет, что провел в Америке, вряд ли с журналистами я общался меньше, чем это придется делать здесь. За океаном данный вопрос решается просто - через 15 минут после игры или тренировки открывается раздевалка, туда набивается толпа журналистов, которые в течение 30 - 40 минут беседуют с хоккеистами. Для нас это - часть работы, так что, думаю, никаких проблем не возникнет.

НА РОЛЬ СПАСИТЕЛЯ СБОРНОЙ НЕ ПРЕТЕНДУЮ

- Вы сказали, что хотели бы выступать за сборную и вместе с ней стать чемпионом мира. Как к этому относится Виктор Тихонов? Вы с ним общались?

- Как мы уже говорили, мало кто верил в реальность моего перехода в российский клуб. Думаю, Виктор Васильевич, как и все, узнал об этом два дня назад. Естественно, пока мы с ним не встречались. Хочу сразу подчеркнуть: я не претендую на роль спасителя национальной команды. Но буду счастлив, если мне удастся стать одним из звеньев, которые помогут ей выиграть чемпионат мира.

- Возможно ли, хотя бы теоретически, приглашение вас в сборную на первый этап Евротура?

- Насколько знаю, подготовка к нему начнется в ближайшие дни. Никогда не отказывался выступать за сборную, но на этот раз, думаю, просто не успею к ней присоединиться. Во-первых, состав определен, для игроков уже готовят документы. А во-вторых, до начала чемпионата России осталось не так много времени, и мне хотелось бы успеть устроиться на новом месте, решить бытовые вопросы, познакомиться с омской командой.

- С кем из "Авангарда" помимо президента клуба вы еще общались? Иными словами, знаете ли главного тренера и кого-то из хоккеистов, с которыми предстоит работать?

- С Герсонским пока не контактировал. Думаю, поговорим с ним, когда я приеду в Омск (Твердовский прилетел туда во вторник рано утром. - Прим."СЭ"). Нескольких ребят из "Авангарда" знаю - Рябыкина, Ореховского, в свое время в молодежной сборной играли с Максимом Сушинским, потом вместе готовились к чемпионату мира 2001 года, куда Максим не попал из-за травмы. Кого еще? Трудно сказать - состава перед глазами нет.

Исаков: - Олег действительно ни с кем, кроме Бардина, не общался. Зато я, будучи в Санкт-Петербурге, имел серьезную беседу с Герсонским. Он, когда узнал о намерениях Олега выступать в России, сказал, что приложит все усилия для того, чтобы Твердовский был в "Авангарде". Тренер заметил, что давно следит за игрой этого защитника, ему нравится его стиль, и, что если вопрос о переходе решится положительно, Олег получит большое количество игрового времени. В общем, Твердовского ждет очень серьезная работа.

- Какое представление имеете о российском хоккее?

- По телевидению видел несколько матчей, состоявшихся в рамках летних турниров. Был на Кубке "Спартака". Очень понравилась финальная встреча между ЦСКА и "Северсталью". Был поражен высокими скоростями и качеством игры. Если развитие отечественного хоккея будет идти такими темпами, лигу ждут отличные перспективы. Отчасти этому способствует то, что к нам приезжают опытные мастера из Чехии, Словакии, Швеции, других стран, и то, что из-за рубежа возвращаются наши ребята.

НАША СУПЕРЛИГА - СОПЕРНИК НХЛ

- Как думаете, кто в ближайшее время из российских НХЛовцев составит вам компанию в суперлиге?

- Сложный вопрос. Особенно для тех, кто женат, у кого дети ходят в школу. Вывозить из Северной Америки в Россию семью - серьезный шаг. У ребят помоложе подобных проблем нет, так что они, думаю, вполне могут вернуться.

- О НХЛ на ближайшие два года стоит забыть?

Исаков: - Совершенно верно.

- Но переговоры с заокеанскими клубами в межсезонье вы все-таки вели. Значит ли это, что при выполнении командами соответствующих условий Олег мог остаться за океаном?

Исаков: - Вряд ли. Переговоры шли, но с каждым днем мы все сильнее склонялись к мысли, что лучше отправиться в Россию.

Твердовский: - Сейчас в НХЛ отношение к игрокам, причем не только иностранцам, изменилось. Может, это связано с локаутом, может, с чем-то еще. Клубы стали вести себя более жестко и даже как-то небрежно. Ведь они привыкли к тому, что представляют лучшую лигу в мире, и никто не вправе себе позволить в чем-то с ними не соглашаться.

А в прессе в последнее время все чаще появляются публикации о том, что российская суперлига начинает соперничать с НХЛ. Так, наши молодые игроки не хотят заключать с заокеанскими клубами двусторонние контакты, по которым будут зарабатывать копейки, - ведь шанс пробиться в основной состав у многих невелик. Для лиги это большая проблема: по действующему коллективному договору между НХЛ и профсоюзом первый профессиональный договор, который подписывает молодой хоккеист, должен быть двусторонним.

- Вы родились в Донецке, но долгое время жили в России и играете за сборную этой страны. За кого станете болеть в ответном футбольном матче Лиги чемпионов между "Локомотивом" и "Шахтером"?

- Конечно, за "Шахтер" - команду моего родного города. В прошлом году, когда приезжал в Донецк, видел, как город чествовал футболистов. Незабываемые впечатления!

- Кем считаете себя в большей степени - украинцем или россиянином?

- Когда я уезжал, страна называлась СССР. Так что в первую очередь, наверное, являюсь советским человеком, а не украинцем. К сожалению, в последнее время редко удается бывать в родном Донецке.

- Планируете принять участие в стартующем через несколько дней "домашнем" предсезонном турнире "Авангарда"?

- Все будут решать тренеры. Надеюсь, успею подготовиться и сыграю на Мемориале Блинова. Если не во всех матчах, то хотя бы в некоторых из них.

- За то время, пока находитесь в России, удалось у знакомых игроков, выступающих в суперлиге, узнать нюансы нашего хоккея?

- В принципе я и так имею представление о том, как действуют многие российские клубы, как развивались события в прошлом чемпионате. Да, площадки здесь пошире, и нет красной линии. Но я играл на таких площадках до отъезда за океан, на Олимпиаде и чемпионате мира. Так что, думаю, долго привыкать не придется.

ЧЕРЕЗ ГОД МНОГИЕ ВЕРНУТСЯ

- Возможно ли в будущем ваше возвращение в НХЛ? Ведь после того как вы вернулись в Россию, отношение к вам в Америке может измениться в худшую сторону.

- Вообще-то меня не волнует, как ко мне там будут относиться. Выступая за океаном, я всегда работал на совесть, заработал себе имя, меня там хорошо знают. А о том, продолжу карьеру в НХЛ или нет, буду думать после того, как закончится контракт с "Авангардом".

- Как думаете, кто из наших ребят приедет в Россию, если через год в НХЛ будет локаут?

Исаков: - Из тех, с которыми общался в последнее время, - многие. Не для того, чтобы заработать много денег, а чтобы выступать дома.

- Можете назвать конкретные фамилии?

Исаков: - Разговаривал с Женей Набоковым, Андреем Марковым, Лешей Семеновым - они вернутся.

Твердовский: - Могу добавить, что канадцы и американцы тоже проявляют большой интерес к российской суперлиге, тоже не прочь познакомиться с ней поближе. А вообще никто из хоккеистов во время вынужденного перерыва, если он случится, не собирается сидеть без дела, терять время.

- Значит ли это, что нам следует ждать нашествия игроков из-за океана?

Исаков: - Сложно сказать, как будут развиваться события. В Финляндии и Швеции, к примеру, уже решили, что во время локаута в местных клубах смогут выступать не более трех НХЛовцев. Как будет у нас - пока неясно.

- Недавно прошла информация, что из наших заокеанских легионеров будет создана сборная, которая проведет турне по городам России.

Исаков: - Для начала нужно понять, кто станет финансировать этот проект. В 1994 году, во время локаута, Гелани Товбулатову удалось собрать команду из НХЛовцев, и она провела несколько игр в разных городах. Но сейчас, думаю, подобное нереально. Прежде всего из-за насыщенности календаря чемпионата страны. Клубам в регулярном первенстве предстоит провести по 60 матчей. И захотят ли они в своем сверхплотном графике найти "окно" для еще одной игры, к тому же не имеющей турнирного значения? Весьма сомнительно.

Евгений БОГДАНОВ, Алексей ЛАПУТИН