Газета Спорт-Экспресс № 187 (3274) от 25 августа 2003 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1

25 августа 2003

25 августа 2003 | Легкая атлетика

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

ЧЕМПИОНАТ МИРА

Сенсационную победу одержал в субботу белорусский толкатель ядра Андрей Михневич. Второго призера - американца Адама Нельсона - он опередил на 43 см.

ГИГАНТ, КОТОРОГО НИКТО НЕ ЗАМЕТИЛ

Эдуард ЛИПОВЕЦКИЙ

из Парижа

После первых попыток в вечернем турнире толкателей ядра репортеры принялись лихорадочно листать справочную литературу, подготовленную организаторами к чемпионату мира. И, о ужас, даже в Statistics Handbook, выпущенном Международной федерацией легкой атлетики (ИААФ) специально к парижским стартам, - издании, в котором есть обычно все основные данные об участниках соревнований, отсутствовало какое-либо упоминание о белорусском атлете Андрее Михневиче. Том самом, который сначала послал снаряд на 21,24 м, а затем улучшил свой результат на 45 см. И в остальных попытках, четыре из которых (одна не была засчитана) могли принести Михневичу золотую медаль, он с завидной стабильностью толкал ядро за 21-метровую отметку. Соперники были потрясены, видимо, не меньше журналистов. Американец Джон Година, победитель предыдущего чемпионата мира и зимнего мирового первенства, вообще не попал в финал. Его соотечественник, обладатель лучшего результата сезона Кевин Тот остался за чертой призеров. Наиболее успешная попытка одного из реальных претендентов на золото украинца Юрия Белонога принесла ему лишь бронзовую медаль - 21,10. И только Адам Нельсон сделал робкую попытку спасти реноме американских толкателей ядра. Но и он, даже оттеснив Белонога со второй ступеньки пьедестала, отстал от победителя на 43 см.

Такого явного преимущества, абсолютно нокаутирующего удара от ранее отнюдь не блиставшего белоруса никто не ожидал. Парадокс еще и в том, что без заслуженного, казалось бы, золота американцев оставил спортсмен, не участвовавший в последние два года в соревнованиях из-за дисквалификации, срок которой истек всего за две недели до чемпионата мира. Михневич сразу заявился на проходивший в Минске турнир и выполнил там квалификационный норматив. Выдав при этом серию не менее впечатляющую: все попытки - за 21 м. Для мировой легкой атлетики случай беспрецедентный. Михневич не просто запрыгнул в вагон уходящего поезда, но и, как в "Поле чудес", выиграл суперприз. Словом, парижский чемпионат начался с такой сенсации, что перекрыть ее участникам в остальных видах программы будет непросто.

На лице явно не привыкшего к направленным на него теле- и фотообъективам двухметрового гиганта застыло растерянное выражение, какое бывает у человека, отказывающегося поверить в выпавшую ему удачу. Однако когда я спросил Андрея, мог ли он предположить, что покинет "Стад де Франс" чемпионом мира, то услышал в ответ:

- Всегда об этом мечтал.

- Даже когда оказались лишенным возможности выступать в соревнованиях?

- Так я же не сидел эти два года сложа руки. Почти все это время очень много работал, упорно готовился к предстоящим стартам. Лишь первые месяцы дисквалификации были тяжелыми в психологическом плане. А потом я полностью подчинил себя достижению цели - вернуться и побеждать.

- Не знаете, почему вас не оказалось в справочнике?

- Это лучше спросить у его составителей. Думаю, они просто забыли обо мне.

- Когда у вас сегодня появилась уверенность в том, что - все, чемпионский титул ваш?

- После последней попытки Белонога. Только он, судя по всему, был готов толкнуть ядро дальше. По окончании квалификации мне казалось, что главными конкурентами в споре за золотую медаль будут Година и Белоног. Но американец не сумел собраться. А Белоног, наверное, был настроен на борьбу именно с атлетами из США и растерялся, получив в соперники меня вместо уже знакомых ему по прежним турнирам конкурентов.

- Вы тоже считали фаворитами американцев?

- Нет. Хотя бы потому, что толчок с оборота, как в метании диска, изобрели русские. А "ядерной державой" в последние годы называли Украину. Силовые виды легкой атлетики всегда были по нраву славянам. Не исключаю, что после парижского чемпионата к числу "ядерных держав" причислят и Белоруссию. Наши женщины еще раньше проторили дорогу к пьедесталу почета. И, полагаю, после моего успеха в Париже уже никого не удивит двойной успех белорусов в толкании ядра на Олимпиаде в Афинах.

- Где вы готовились к этому старту?

- Дома, в Белоруссии.

- После дисквалификации спортсмены обычно выглядят скованными. Чем объяснить такую вашу уверенность в себе?

- У меня было достаточно времени, чтобы поработать над техникой и подойти к чемпионату мира в хорошей физической форме. В отличие от соперников я хорошо знал, как далеко летит мое ядро.

- Вы делали ставку на первые попытки?

- Нет. В каждой из шести пытался послать снаряд под 22 метра. Мой новый тренер Владимир Шевцов сумел вернуть мне утраченную было веру в свои силы. До меня у него не было чемпионов мира, но двух призеров Олимпийских игр он подготовил. Об Афинах мы с ним еще не говорили, но, думаю, в ближайшее время эта тема станет для нас главной.

- А где вы начали тренироваться?

- В городе моего детства Бобруйске. Когда я попал к тренеру Эдите Гурской, мой вес был 75 кг при росте 195 см. До этого 8 лет занимался плаванием. Сейчас, кстати, улучшил результаты и в бассейне. За минувшие с тех пор годы подрос на 6 см, а мой боевой вес стабилизировался в районе 130кг.

- В целом вы довольны своими сегодняшними попытками?

- А как можно быть недовольным, став чемпионом мира? Но, с другой стороны, вы наверняка заметили, что ядро постоянно приземлялось у самого края, с правой стороны сектора. Это говорит о недоработке в технике. Говоря на профессиональном языке, я "не попадал в снаряд".

- Что же будет, когда попадете?

- Не хочу загадывать. Одно скажу: моя стабильность - это не признак мастерства, а скорее свидетельство нереализованности потенциала.

- Вы выступаете в кепке, надетой козырьком назад. Это что - примета, какой-то своеобразный ритуал?

- Не то и не другое. Просто часто приходилось тренироваться в дождь, а без козырька вода стекает на шею, и ядро скользит по мокрой коже. Постепенно надетый задом наперед головной убор стал привычкой.

- Итак, одна цель достигнута...

- Но впереди еще много непокоренных вершин - Олимпийские игры, чемпионат Европы, Кубок мира. Пока я далек от пресыщенности успехами на соревнованиях самого высокого ранга. Три года назад был всего лишь 9-м на Олимпиаде в Сиднее, перед этим - 7-м на молодежном первенстве Европы. Естественно, эти достижения не могли меня удовлетворить.

- Чем вы увлекаетесь помимо спорта?

- Компьютером. А еще я студент юридического факультета. Вообще-то сначала поступил в радиотехнический институт, но там было невозможно совмещать учебу и тренировки.

- Во что собираетесь вложить завоеванные в Париже призовые деньги?

- В подготовку к следующим стартам. Не нравится постоянно просить, хочется быть независимым.

- Вы сегодня кому-то что-то доказывали кроме себя самого?

- Да. Своему бывшему тренеру. Когда я от него уходил, он сказал, что без него я ничего не добьюсь. Мы расстались за месяц до сиднейской Олимпиады. И сейчас я жалею, что не сделал этого раньше (предыдущим тренером Михневича был Александр Ефимов, воспитавший олимпийскую чемпионку Янину Корольчик и вице-чемпионку зимнего первенства мира Надежду Остапчук).

23 августа. Мужчины. Ядро. 1. Андрей Михневич (Белоруссия) - 21,69. 2. Адам Нельсон (США) - 21,26. 3. Юрий Белоног (Украина) - 21,10. 4. Кевин Тот (США) - 20,89. 5. Джастин Энлезарк (Австралия) - 20,61. 6. Ральф Бартелс (Германия) - 20,50. 7. Тепа Рейникайнен - 20,45. 8. Вилле Тиисанойя (оба - Финляндия) - 20,09. 9. Джон Година (США) - 19,84. 10. Роман Вирастюк (Украина) - 19,61.