Газета Спорт-Экспресс № 166 (3253) от 31 июля 2003 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

31 июля 2003

31 июля 2003 | Велоспорт

ВЕЛОШОССЕ

ТУР ДЕ ФРАНС

Пятая подряд победа американца Лэнса Армстронга в супермногодневке "Тур де Франс" сделала американца одним из королей "Большой петли". Но, как известно, короля играет свита. Один из тех, кто из года в год "привозит" техасца на Елисейские Поля триумфатором, - двукратный олимпийский чемпион, многократный чемпион мира россиянин Вячеслав Екимов.

Вячеслав ЕКИМОВ

КОМАНДНЫЙ ИГРОК

- Можно ли сказать, что вы стояли у истоков создания американской команды "почтальонов"?

- Верно. В "Ю. Эс. Постал" я с 1997 года и за все это время пропустил только один сезон - в 1999-м. Пришел в команду, когда она только создавалась, а потому могу гордиться, что именно с моим приходом "почтальоны" как команда пошли в рост.

Кстати, в "Ю. Эс. Постал" меня приглашали на роль лидера. Стержневыми гонщиками должны были стать мы с американцем Джорджем Хинкэйпи.

- А как же Лэнс Армстронг?

- Он появился у нас через год после меня. Именно тогда, в 98-м, в команду пришел новый спортивный директор, Йохан Брюнель, с которым мы одно время выступали вместе. Вот он-то и рискнул пригласить Армстронга.

- Почему "рискнул"?

- Так ведь риск и впрямь был огромный. Никто не хотел приглашать человека, который только-только оправился после страшной болезни. Не дай бог, летальный исход на трассе - и репутация велогруппы была бы загублена на корню. Да и результаты у Армстронга тогда отнюдь не были впечатляющими. По сути, "Ю. Эс. Постал" протянула ему руку помощи.

Вот так и стала формироваться велогруппа, которую теперь считают лучшей в мире. Да и Армстронг раскрылся в нашей команде по-новому. В него поверили, и он отблагодарил за это, став настоящим вожаком. Я горд, что выступаю с ним в одной команде.

САМЫЙ ВАЖНЫЙ "ТУР"

- Вы привезли Армстронга к четырем из его пяти титулов на французской супермногодневке. Какой из "Туров" оказался для вас самым тяжелым?

- Однозначно тот, что завершился в минувшее воскресенье. Он был и самым тяжелым, и самым эмоциональным, и самым ответственным. В год столетия "Тура" Армстронг готовился выиграть гонку в пятый раз подряд, ажиотаж был жуткий - и это сильно нервировало. Да и соперничество какое выдалось!

Нет, я вовсе не хочу сказать, что в прошлые годы победы давались нам без боя: и Цулле, и Белоки, и тот же Ульрих - гонщики высокого класса, но раньше Лэнс был на голову сильнее всех: уже к середине гонки он на одном-двух этапах уходил в отрыв, создавал хороший задел и все решал в свою пользу. А на этот раз убежать никак не удавалось. Видимо, Армстронг попал в полосу кризиса.

- Довольны ли вы своей работой в команде?

- Моя роль и роль гонщиков моего амплуа - Павла Падрноса и Виктора Уго Пеньи - вроде бы скромная: прикрывать лидера на равнине и разгонять группу во время командной разделки. Но это лишь для непосвященных - на самом деле задачи, поставленные перед нами, были куда сложнее. Ведь, как бы ни складывалась гонка, в найти обязанности кроме работы на равнине входило "везти" Лэнса и в горах. Скажем, если на этапе были три или четыре горы, то на две первые именно мы должны были втащить группу - и лишь потом имели право отдохнуть. И я доволен, что справился с задачей на все сто. Вез, терпел, не отставал.

- Может, поэтому мировые агентства и обошла фотография, сделанная во время последнего этапа, уже на Елисейских Полях: Армстронг, уже де-факто пятикратный победитель супермногодневки, жмет вам руку...

- Знаете, Лэнс очень честный человек, а потому использует любую возможность поблагодарить тех, кто помогал ему, ковал для него победу. А уж если рядом теле- или фотокамера, так тем более подъедет, пожмет руку. Он как бы дает понять: "Ребята, без вас я мало что смог бы. Спасибо!"

СОМНЕНИЙ НЕ БЫЛО

- Одно из главных событий "Тура"-2003 - феноменальная атака Армстронга на горе Лус-Ардидан, когда он упал - а затем выиграл у ближайшего конкурента 40 секунд. После того этапа Лэнс признался журналистам, что только теперь может смело смотреть в глаза вам, своим грегари. Может быть, кто-то из вас до этого высказывал претензии своему капитану: дескать, мы работаем вовсю, а ты никак не реализуешь потенциал в секунды и минуты преимущества?

- Скажу вам честно: ни один человек в "Ю. Эс. Постал" не сомневался, что Лэнс рано или поздно предпримет решающую атаку. Потому-то никто и не роптал, не говорил, даже в частных беседах, что все зря, что работа идет насмарку из-за того, что Армстронг пока не в форме. Да, у Лэнса кризис, понимали мы, но это скоро пройдет. Единственное, о чем мы предупреждали своего капитана: к последней разделке ни в коем случае нельзя подходить с таким ничтожным преимуществом, как те 15 секунд, которые он имел перед Лус-Ардидан.

- А какие у вас отношения внутри команды вообще и на "Type" в частности? Это ведь не просто гонка, три недели невероятного стресса!

- Отношения - как в семье. То есть доверительные, открытые. Но как в каждой семье есть глава, так и в команде есть капитан, чей авторитет непререкаем. Вот в этом, мне кажется, и заключается сила "Ю. Эс. Постал".

С другой стороны, каждый в этой семье знает свою роль. Может, это и прозвучит грубо, но гонщик в команде - это шестеренка в сложнейшем механизме швейцарских часов, которые должны работать предельно четко.

- С кем в "Ю. Эс. Постал" у вас наиболее тесные отношения?

- Даже трудно сказать...

- Хорошо. Попробую несколько изменить вопрос: с кем вы делите во время "Тура" гостиничные номера?

- С Чечо Рубьерой.

- А с кем обычно селится Лэнс?

- У него одноместный номер. Но учтите, что в команде девять человек и кому-то все равно пришлось бы жить в одноместном. Мы исходим из того, что нагрузка во время гонки на Армстронга больше, чем на других. Значит, он больше других нуждается в отдыхе.

- Мы уже говорили с вами о падении Армстронга на 15-м этапе. Вы знали о том, что случилось с вашим капитаном?

- Конечно, ведь связь была непрерывной. Брюнель немедленно дал нам знать, что произошло.

- Неужели даже в этот момент не закралось и тени сомнения, что удастся выиграть "Петлю"? Скажите честно, о чем подумалось, когда услышали о нелепом падении капитана?

- Если совсем честно, то ничего не успел подумать. Испугаться или расстроиться тоже не успел, потому что уже через несколько секунд Йохан сообщил, что Лэнс вновь в седле и атакует.

РЕКОРД ЗОТЕМЕЛКА

- Вы уже несколько лет верно работаете на Армстронга. Неужели не хотелось бы выиграть на "Тур де Франс" хоть что-нибудь лично для себя - этап, какую-нибудь майку? Или, как ваш товарищ по команде Виктор Уго Пенья, хоть день-другой покрасоваться в желтой майке?

- Видите ли, я командный игрок. А когда ты играешь в команде и на команду, на собственные амбиции не остается времени. Я готов побороться за победу на этапе, за майку, но лишь при том условии, что это на руку команде и не идет вразрез с ее интересами.

- Иными словами, ваша роль в "Ю. Эс. Постал" вас устраивает?

- А почему нет? Я стартовал в 13 "Турах" - и в четырех финишировал в команде-победительнице. Разве это плохо? Тем более что в этих победах есть и моя заслуга.

- Голландец Юп Зотемелк выходил на старт "Тур де Франс" рекордные 16 раз - и шесть раз был вторым в итоговом зачете. Думаете ли повторить достижение Зотемелка по числу участий?

- Вы правильно сказали, что Юп стартовал в 16 "Турах". Но это ведь две большие разницы: стартовать в гонке - и финишировать в ней. Так вот финишировал голландец 14 раз. Если я в будущем году стартую и доеду до Елисейских Полей, то сравняюсь с Зотемелком по числу полных "Туров". А там можно и на рекорд замахнуться.

- Армстронг уже объявил, что готов выступать в "Type" в будущем году и мечтает стать первым шестикратным победителем "Большой петли". Поможете ему?

- Желание у меня есть. Осталось выяснить, каковы через год будут мои возможности. Кстати, и Армстронга тоже.

- Отвлечемся от "Тур де Франс". Какие еще в этом году вас ждут гонки?

- Выступлю на четырех этапах Кубка мира: в ближайшее время пройдут классические гонки в Гамбурге, Сан-Себастьяне, Цюрихе, осенью придет черед однодневки "Париж-Тур". Задачу для себя я сформулировал так: в одной из этих гонок финишировать в первой пятерке. Последнюю кубковую гонку сезона - "Тур Ломбардии" - наша команда пропустит. Зато 15 сентября выступлю на "Гран-при Сан-Франциско".

- Получается, "Вуэльту" тоже пропустите?

- Да. Состав на испанскую супермногодневку уже сформирован, и меня в нем нет.

- Как обычно, на испанской супермногодневке команда будет раскатывать Роберто Эраса. В связи с этим вопрос: почему то, что "Ю. Эс. Постал" удается с Армстронгом, не срабатывает с Эрасом? Почему "почтальоны" не могут помочь ему создать впечатляющую серию побед на "Вуэльте"? Вот и в прошлом году Эрас уступил Хименесу.

- Не согласен, что в этом виновата команда. Вспомните хотя бы прошлый год: команда честно отработала, но Роберто проиграл последнюю разделку. В этой ситуации винить команду по меньшей мере несправедливо.

ГОТОВ ВЫСТУПАТЬ ЗА СБОРНУЮ

- Коснемся ваших отношений с другой командой - сборной России. На чемпионат мира в канадский Гамильтон планируете поехать?

- Я готов выступать за сборную. И поеду, если родная велофедерация не будет возражать.

- Неужели такое возможно?

- Вполне. Ведь мы с Евгением Петровым пропустили в этом сезоне главные отборочные соревнования на мировое первенство - чемпионат России в Уфе. Но ехать перед "Туром" в Башкирию, менять часовые пояса я себе позволить не мог.

- Если вы все же появитесь в Гамильтоне, в каком виде программы будете выступать?

- Обязательно в разделке. А вот насчет групповой гонки пока не решил. Разделка покажет, в какой я буду форме.

Моя главная задача на чемпионате мира - финишировать в разделке в числе первых пятнадцати. Этот результат позволит России выставить на Олимпиаде в Афинах двух спортсменов в этой дисциплине.

- А кто из наших ребят сможет наравне с вами выступить на Играх в разделке?

- Наверное, Женя Петров.

- 2 августа вы стартуете в парной гонке в Карлсруэ вместе с Лэнсом Армстронгом. Как сложился этот дуэт?

- Очень просто: организаторы гонки обратились к руководителям "Ю. Эс. Постал", и они определили нас с Армстронгом в пару. Кстати, в 2000 году я уже катался в Карлсруэ - в паре с колумбийцем Пеньей. Тогда мы финишировали третьими.

- Между прочим, Вячеслав, я звоню вам из Штутгарта, где в эти дни проходит чемпионат мира на треке. Позвольте напомнить вам, что 12 лет назад именно здесь, на треке "Ханнс-Мартин Шляйер", вы выиграли последнее в истории советского велоспорта мужское золото на треке. Ностальгия не гложет?

- Я, представьте, и сам об этом не забыл. В Штутгарт в 1991 году приехал в ранге чемпиона мира в индивидуальной гонке преследования - и очень хотел отстоять титул. Не получилось, зато отыгрался в групповой гонке. Но уже тогда я сказал себе, что мой роман с треком завершен. Сил совмещать трек и шоссе уже не было. Поэтому сейчас на места боевой славы даже не тянет.

Ровшан АСКЕРОВ

Штутгарт