Газета Спорт-Экспресс № 157 (3244) от 21 июля 2003 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 3
ВЕЛОШОССЕ |
НА "ТУР ДЕ ФРАНС" с Петром УГРЮМОВЫМ |
ПИРЕНЕИ: БИТВА ХАРАКТЕРОВ
"Тур" вступил в решающую фазу. После пятничной разделки, в блестящем стиле выигранной немцем Яном Ульрихом (он "привез" четырехкратному победителю "Большой петли" американцу Лэнсу Армстронгу 1.35 и вышел на вторую строчку в общем зачете), главная интрига, как и ожидалось, свелась к дуэли этих двух выдающихся гонщиков.
- Разделка мне очень понравилась, - признался второй призер "Тура"-94 Петр Угрюмов, когда мы созвонились незадолго до полуночи в пятницу. - И как профессиональному гонщику (я всегда считал именно Ульриха лучшим раздельщиком мирового пелотона), и как болельщику. Ведь победа Яна до предела запутала ситуацию в общем зачете. Если после альпийской части "Тура" мы говорили о том, что из тени вышел Армстронг, то теперь можно сказать, что свои козыри предъявил и немец. Да и Александр Винокуров из Казахстана еще не сложил оружие. А представьте, что было бы, не сойди с дистанции Белоки!
- Что, с вашей точки зрения, предопределило результат 12-го этапа: отличная форма и мощь Ульриха - или тот факт, что Армстронг готов к супермногодневке не так здорово, как в прежние годы?
- Думаю, в убедительной победе над главным конкурентом заслуга именно Ульриха. Да, мы говорили, что Лэнс не столь силен, как прежде, но ведь Янто - просто красавец! Я восхищаюсь его умением прибавить в нужный момент. Не стоит забывать и о том, что немец - двукратный чемпион мира и олимпийский чемпион-2000 в групповой гонке.
Думаю, что этот этап определит тактику Ульриха на оставшиеся этапы "Большой петли". Ему необходимо удержаться на колесе у Лэнса в горах, поскольку его собственная команда - "Бьянки" - не столь сильна. Важно удержать ту позицию, которую он завоевал в разделке, не увеличить отставание, а затем на второй раздельной гонке попытаться вырваться вперед.
- По-вашему, это единственная возможная для него тактика?
- Честно говоря, другой не вижу. Сейчас, перед Пиренеями, Ульриху вовсе не нужна желтая майка. Не те у "Бьянки" возможности, чтобы контролировать ход пелотона в горах. А вот после гор, когда начнутся равнинные этапы и на первые роли вновь выйдут финишеры, тогда - после разделки - и можно покуситься на лидерство, чтобы не отдавать его до Парижа.
- А есть у Ульриха шансы достойно выглядеть в горах практически в одиночку?
- Почему нет? Есть же гонщики, которые практически без опекунов сражаются на горных этапах. Тот же Иван Бассо из "Фасса Бортоло", у которого после массового схода товарищей по команде осталось всего два грегари, борется весьма уверенно. С другой стороны, если лидер "Бьянки" ввяжется в борьбу один на один с Армстронгом при штурме какой-нибудь горы, то тогда ему и понадобится очень сильный помощник - например, такой, как Роберто Эрас в "Ю.Эс.Постал". Но я не знаю, кто может помочь Яну в нынешней ситуации.
- Как опытный гонщик, поделитесь секретом, какие качества необходимы успешному раздельщику?
- Сложно сразу ответить. Наверное, умение выложиться на относительно короткой дистанции не на сто, а на двести процентов. При этом необходимо грамотно рассчитать свои силы и все время прибавлять по ходу. Но важно и не перегнуть палку, не выдохнуться раньше времени.
Мастерство, на мой взгляд, как раз и заключается в том, чтобы определить, где твой предел, - и работать у самой грани. Как правило, хорошими раздельщиками становятся гонщики, имеющие частоту педаляжа не менее 90 оборотов в минуту. Например, у Армстронга этот показатель составляет до 110 оборотов.
Думаю, что причина неудачи Лэнса в личной дуэли с Яном в том, что он все-таки сделал ставку на горы. Отсюда и разница в подготовке. То есть Армстронг и Ульрих нагружали разные группы мышц.
- То есть, будь в регламенте "Тура" не две индивидуальные разделки, а четыре, итоги могли бы быть совсем иными?
- Несомненно! Тогда Ульрих был бы фаворитом номер один.
Я тут произвел любопытные расчеты. Мы с вами обсуждали тему зависимости лидера от сильной команды. Так вот, если взять итоги первой части "Тура" без командной разделки, то в желтой майке сейчас ехал бы Винокуров, Ульрих был бы вторым, а Армстронг - только третьим. Перед индивидуальной разделкой Винокуров имел бы 40-секундное преимущество перед немцем и 49-секундное - перед американцем!
- В таком случае, у кого из этой троицы сейчас, перед Пиренеями, психологическое преимущество?
- Самолюбие Армстронга, думаю, уязвлено. Он ведь рассчитывал в разделке одолеть Ульриха и оторваться от Винокурова. Но вряд ли можно говорить о каких-то победах в психологической дуэли. Да, Армстронг позволил сократить разрыв, но желтая майка все еще у него, и он знает, что в горах может рассчитывать на своих оруженосцев.
- Скажите, какие гонщики наиболее ценны для зрелищности супермногодневок - горные короли, финишеры, раздельщики?
- Считаю, что самую красивую "картинку" обеспечивают именно горные гонщики. Только представьте, как это зрелищно: побеги, погони, спуски, подъемы. Люди специально ходят смотреть на это действо! А финишеры? Катят себе и катят, а потом вдруг у самого финиша, как из пушки, - бум! Нет, горные этапы - это соль многодневок! А что касается нынешней "Большой петли", то, на мой взгляд, самые интересные горы только начинаются. И лишь после второй разделки кто-то решится назвать имя победителя.
Этот разговор с Угрюмовым, напомним, состоялся в пятницу. Однако на следующий день, на первом пиренейском этапе, события развивались по сценарию, сильно отличавшемуся от того, что напророчил Угрюмов.
Мы привыкли к тому, что активную роль в горах в прежние годы играл Армстронг, Ульрих же в лучшем случае отсиживался на колесе у американца. Но на этот раз они поменялись ролями! На атакующие действия конкурентов первым отвечал немец, тогда как Армстронг терпел - и старался не отставать.
Главную атаку за 4 км до финиша начал Винокуров, резким рывком попытавшийся оторваться и от Армстронга, и от Ульриха. Немец выпад казахстанца погасил, оглянулся, увидел, что Армстронг в этом эпизоде странно пассивен - и решил атаковать сам! Сил у Армстронга нашлось лишь на то, чтобы, в свою очередь, пройти Винокурова - и не отпустить Ульриха слишком далеко.
В итоге немец сократил отставание от американца до 15 секунд, что закрутило спираль интриги до немыслимых пределов.
- Вопреки вашему прогнозу Ульрих, судя по всему, решил форсировать события... - сказал ваш корреспондент Петру Угрюмову.
- Ну, поначалу все шло так, как я и думал - Ян повис на колесе у Лэнса и не пытался атаковать. Той же тактики придерживался и Винокуров.
- Что же вынудило капитана "Бьянки" изменить этой тактике?
- Думаю, Ульрих трезво оценил свои силы и решил, что способен и в горах демонстрировать мощь. Кроме того, он прекрасно видел, что Лэнс сегодня не столь силен. Ведь именно Армстронг приказал разогнавшему было пелотон Рубьере притормозить. Значит, он не справлялся с темпом, который задавал его же грегари. Ульрих справедливо посчитал, что в таких условиях будет верным отыграть у главного конкурента драгоценные секунды.
Я видел, как немец ускорялся. Доложу вам, потенциал у Яна просто огромный. Что ж, теперь все будет еще интереснее, ведь Армстронгу нанесли поражение на его территории - в горах. Да и Эрас, основной горный боец "почтальонов", к концу этапа с трудом крутил педали.
Если это тот самый кризис, который в "Type" бывает у любой команды, то "почтальоны" выбрали для него не самый удачный момент. Дойди дело до дуэли Армстронга и Ульриха один на один, без помощи команд, все будет зависеть от того, у кого сильнее характер.
- А на чьей стороне, Яна или Лэнса, ваши симпатии?
- Лэнс, конечно, великий гонщик, четырехкратный победитель "Тур де Франс", лидер гонки, стремящийся к своей пятой подряд победе на "Большой петле", но мне хотелось бы, чтобы выиграл именно Ян, у которого позади очень сложный период - травма и дисквалификация. То, что он сумел вернуться сразу на вершину пелотона, вызывает только уважение. Это подвиг. И лучшей наградой этому подвигу стала бы победа на "Тур де Франс".
...Вчерашний 14-й этап, который выиграл победитель "Джиро д'Италия" этого года Джильберто Симони, донельзя обострил борьбу в тройке лидеров.
Казахстанец Александр Винокуров, после 13-го этапа отстававший от Армстронга на 1.01, а от Ульриха на 0.46, оторвался от своих главных конкурентов на подъеме за 20 км до финиша. Ни Ульрих, ни Армстронг на побег "телекомовца" не отреагировали. В какой-то момент Винокуров был близок к тому, чтобы забрать у техасца желтую майку, поскольку его преимущество достигло минуты. Но на спуске Ульрих и Армстронг сумели сократить разрыв - и сохранить статус-кво в общем зачете.
Ровшан АСКЕРОВ
90-я супермногодневка "Тур де Франс" |
13-й этап. Тулуза - Плато де Бонаскр. 197,5 км. 1. Састре (Испания, CSC) - 5:16.08. 2. Ульрих (Германия, "Бьянки") - отставание 1.01. 3. Субелдия (Испания, "Эускалтель") - 1.03. 4. Армстронг (США, "Ю. Эс. Постал") - 1.08. 5. Винокуров (Казахстан, "Телеком") - 1.18. 6. Бассо (Италия, "Фасса Бортоло") - 1.20... 8. Майо (Испания, "Эускалтель") - 1.59... 10. Хэмилтон (США, CSC) - 2.32... 13. Виранк (Франция, "Квик Степ") - 3.46... 18. МЕНЬШОВ (Россия, "Банесто") - 4.11... 21. БОЧАРОВ (Россия, "Превоянс") - 6.22... 24. Эрас (Испания, "Ю. Эс. Постал") - 7.22... 59. ПЕТРОВ (Россия, "Банесто") - 18.52... 63. ЕКИМОВ (Россия, "Ю. Эс. Постал") - тоже отставание... 92. Симони (Италия, "Саеко") - 25.29... 104. КАРПЕЦ (Россия, "Банесто") - 33.00. 105. Цабель (Германия, "Телеком") - 33.14... 135. Ботеро (Колумбия, "Телеком") - то же отставание.
14-й этап. Сен-Жиронс - Луденвиль. 191,5 км. 1. Симони - 5:31.52. 2. Дюфо (Швейцария, "Алессио"). 3. Виранк - у обоих время победителя. 4. Перон (Италия, CSC) - отставание 0.03. 5. Бенето (Франция, "Бриош Ля Буланже") - 0.10. 6. Винокуров - 0.41. 7. Майо - то же отставание. 9. Субелдия - 1.24. 10. Бассо. 11. Армстронг. 12. Ульрих - у всех то же отставание... 15. БОЧАРОВ - 3.04. 16. МЕНЬШОВ - 4.31. 17. Хэмилтон - то же отставание... 57. ЕКИМОВ - 19.40.
Общий зачет. 1. Армстронг - 61:07.17. 2. Ульрих - отставание 0.15. 3. Винокуров - 0.18. 4. Субелдия - 4.16. 5. Майо - 4.37. 6. Бассо - 7.01. 7. Хэмилтон - 7.32... 11. Виранк - 12.51. 12. МЕНЬШОВ - 13.37... 21. БОЧАРОВ - 28.48.