Газета Спорт-Экспресс № 140 (3227) от 1 июля 2003 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1
ФУТБОЛ |
КУБОК "РОСТЕЛЕКОМА" |
ЛЮБИТЬ ВСЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НЕОБЯЗАТЕЛЬНО.
ВАЖНО ЕГО УВАЖАТЬ
Россия от атипичной пневмонии, может, и отгородилась, но от бациллы расизма определенно не убереглась. Несмотря на интенсивные прививки как "Хижиной дяди Тома", так и пролетарским интернационализмом. Эта инфекция, положа руку на сердце, дремлет во многих. Только у одних она проявляется лишь в приглушенной, закрытой форме - пренебрежительном и насмешливом отношении к "непохожим на тебя, непохожим на меня", другие же прибегают к агрессивным действиям.
Футбол - область эмоциональная. Стремление поддержать любимую команду у иных болельщиков выливается в оскорбления в адрес соперников. С другой стороны, за ошибки больше, чем кому-либо, достается на орехи от фанов "чужим среди своих". Особенно если они, как босоногий мальчик из исполняемой Леонидом Агутиным песни, "малость темноваты".
Словом, матч под лозунгом борьбы с расизмом, прошедший в Москве при благословении ФИФА, уместен. Потому что спорт вообще и футбол в частности должен сближать людей, а не сеять распри.
Международное объединение "Футбол против расизма в Европе", в которое входят различные фан-клубы и неправительственные организации, два года назад получило от УЕФА благотворительный чек на миллион швейцарских франков. Оно проводит в европейских странах диспуты с участием болельщиков и групп населения, подвергающихся расовой дискриминации. Прошлым летом под его эгидой в Италии прошел международный футбольный фестиваль с участием 120 команд, составленных из болельщиков. А агитационный проект "Покажи расизму красную карточку" направлен на работу с молодежью.
Александр ПРОСВЕТОВ
В АНГЛИИ НА РАСИСТОВ ПРЕДЛАГАЮТ ДОНОСИТЬ
"Нет расизму!" - взывают ФИФА и УЕФА. Они принимают резолюции и карают нарушителей политкорректности. А непутевые парнишки все скандируют: "Бу, бу бу.." Они как бы пародируют обезьян, желая уязвить чернокожих футболистов. И не понимают, что обезьянничают сами. Все эти уханья, сопровождающие прием мяча кем-то из темнокожих, - отнюдь не наше ноу-хау. Как и банановые акции.
Одну такую операцию провела прошлой осенью группка фанатов "Спартака", чем умудрилась поразить черных легионеров. Хотя, скажем, Кебе и Тчуйсе вовсе не являлись слабыми звеньями.
Конечно, перегибы в привлечении легионеров у клуба имелись, и не случайно кавээнщики как-то представили "Спартак" будущего поголовно черным. Но это жанр такой - сатира. А вот в Казани месяц назад группа болельщиков красно-белых подняла плакат "Негры - вон!". Обыкновенный расизм, и неудивительно, что ОМОН плакат сорвал.
Существует мнение, что о таких вещах писать - только рекламу скинхедам делать. Так, например, небезызвестный Кларенс Зеедорф считает. А вот Кики Мусампа не раз обвинял соперников "Малаги" в расизме - не может пропустить мимо ушей оскорбления.
Между тем в Ростове африканцев полюбили. Там, правда, говорят, что в городе вообще лояльно относятся к нерусским. Хотя бы потому, что в тех местах издавна проживает много армян. С другой стороны, люди видят, что с приездом темнокожих легионеров команда стала сильнее. Так чего ж к ним плохо относиться?
Три года назад довелось побывать на домашнем матче клуба "Вест Хэм" с "Сандерлендом". Местная пресс-служба при этом выдала билет не в журналистскую ложу - там просто места не хватило, - а на обычную трибуну. Вот и сел я средь болельщицкого народа. Хотя и не юных фанатов - в середине центральной Западной трибуны на "Аптон Парке" цены - от 36 до 42 фунтов - весьма "кусались". Но интеллигентного вида соседи не особенно стеснялись в выражениях при характеристике неудачно игравшего темнокожего Пауло Ванчопе. Впрочем, это не были громкие выкрики, да и их в присутствии людей другой расы мои соседи наверняка себе не позволили бы. В программке я обнаружил не только рекламу просветительской видеокассеты антирасистской направленности, но и телефон полицейской службы, в которую можно анонимно сообщать информацию о различных проявлениях расовой нетерпимости.
Англия - это общеизвестный факт - добилась больших достижений в наведении порядка на своих стадионах. Теперь английские клубы то и дело протестуют по поводу расистского приема. Прошлой осенью "Ипсвич" жаловался на югославских болельщиков, "Фулхэм" - на хорватских, "Арсенал" - на фанатов ПСВ, а "Ливерпуль" - на поклонников "Валенсии". Да сама сборная Англии подала жалобу в УЕФА на прием в Словакии. С другой стороны, дисциплинарный комитет УЕФА оштрафовал Английскую футбольную ассоциацию за инциденты в ходе отборочного матча Евро-2004 со сборной Турции, в том числе расистские выкрики. Но у фанатов из двух стран известные напряженные отношения.
А Синиша Михайлович осенью 2000 года публично извинялся перед матчем Лиги чемпионов "Лацио" с донецким "Шахтером" за неэтичные высказывания в адрес француза Виейра. Тогда некоторые VIP-персоны пришли на игру с раскрашенными в коричневый цвет лицами - в знак солидарности с темнокожими. А сербу пришлось взять в руки микрофон и, как говорится, доказывать, что он не верблюд, что он просто погорячился в пылу борьбы.
Кстати, я с удивлением прочитал в Интернете критику в адрес "СЭ" на заголовок, в котором малавиец Каньенда назван Черной Мамбой. Это, мол, расизм. Вовсе нет! Это официальное прозвище футболиста и придумали его в Африке. Каньенда в нем ничего обидного не видит. Что и неудивительно.
В Африке люди чувствуют себя ближе к дикой природе. Иногда они даже отождествляют себя с какими-то зверями, рассматривая их как братьев по крови. В Бенине, например, у одной этнической группы был культ питона, у другой - крокодила (!), поскольку по легенде тот когда-то в древности указал народу путь через озеро к месту спасения от врагов. И футбольные команды, в том числе национальные сборные, самоименуются и слонами, и степными антилопами, а не только львами и орлами. А вот обезьянами - нет. Но в том виноват белый человек.
РАСИСТАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ, ИМИ СТАНОВЯТСЯ
Два моих сына по три с половиной года отучились в намибийской школе. Не сочувствуйте им, рисуя в воображении картинки о сидящих под пальмой детях. Та школа была при правлении ЮАР предназначена для белых, и в ней имелись и компьютерные классы, и бассейн, и поле для любимого в тех краях регби. В 1990 году бывшая пятая южноафриканская провинция провозгласила независимость, и школа тотчас стала в расовом отношении смешанной, но ко всем ребятишкам, в том числе россиянам, относились в ней очень по-доброму. Сыновья сохранили о ней самые светлые воспоминания. Собственно о школе в далекой стране я упомянул потому, что однажды вздумалось написать для политического журнала статью "Намибийская школа глазами родителя". В интервью с директором нельзя было, хоть убей, обойти стороной вопрос о расизме. Директорша, белая, ответила очень просто: "Детям расизм вообще не присущ. Им все равно, кто какого цвета. Они заражаются расизмом от взрослых, которые и несут ответственность".
Нельзя не согласиться. В моей московской спецшколе учились иностранцы. Одноклассником на протяжении пары лет был, например, гвинеец Жером Кейта. Ни у кого и в мыслях не было его обзывать. Тем более что характер у него был неконфликтный. К тому же Жеромчик лучше всех в классе играл в футбол.
Любопытна метаморфоза нашего общества - от искреннего и несколько наивного сопереживания угнетаемым и линчуемым до неприязненного, а то и враждебного отношения. Конечно, виноваты и "достижения" нашей экономики - нуждато озлобляет, и поведение некоторых гостей. Молва утверждала, что черных парней изрядно мутузили при молчаливом согласии милиции, когда те позволяли себе без очереди лезть за водкой в эпоху горбачевско-лигачевских ограничений.
Жизнь сложилась так, что одиннадцать лет я работал в Африке. Еще три - в весьма интернациональной Франции. Вы думаете, за все это время я никогда не позволял себе крепких выражений в адрес местного населения? А как вы хотите, если в Бенине залезали ночью в дом, несколько раз снимали вывешенные для просушки вещи, откровенно надували, деньги на каждом углу вымогали.
Любой белый в классической Черной Африке (ЮАР, Намибия, Зимбабве все-таки особый случай) рассматривается как богач, потенциальный источник финансирования, ходячий сейф. Сколько у вас долларов в кармане - десять, сто или несколько тысяч? В любом случае это - много. Вы "фаранч", как коверкают в Эфиопии английское foreigner, или "йово" (человек без кожи), как зовут нашего брата в Западной Африке. На улицах бенинского Котону вас сопровождает присказка "йово- кадо": "cadeau" по-французски - "подарок", и в переводе сие словосочетание значит "белый, подай!". Ты ходишь по городу как постоянный объект охоты, и это симпатий к некоторым несоплеменникам не добавляет.
Только представьте себе: Республика Нигер, граница Сахары, жара. Выходишь из магазина, садишься в машину, а ей по кумполу колотят жестяными мисками с десяток человек в тюбетейках и халатах, называемых, кстати, "бубу". А уж про преступность в нигерийском Лагосе вовсе слагают легенды. Коллегу ранили выстрелом в ногу у двери в посольство, куда он побежал, не желая отдавать ключи от автомобиля.
Черный расизм бывает даже отвратительнее белого. По той простой причине, что исходит от людей бедных и малообразованных. В ЮАР черные живут получше, чем в прочих уголках Африки, но злости в их кварталах было больше. Потому что они чувствовали себя людьми второго сорта - и экономически, и политически, потому что их слишком часто унижали.
Перечитал уже написанное и задумался: такого нарассказал, что впору самому упреки в расизме заработать. Вместе с тем уверяю, от той, африканской, жизни остались и положительные воспоминания. Люди-то везде всякие есть. С другой стороны, в России тоже хватает бандитов и жуликов. Когда английские "качки", за которыми я во время Евро-2000 поплелся по брюссельским улочкам в поисках информации, угрожали расправой туркам и арабам (а кварталы компактного проживания мусульман находятся рядом с городским центром), - было откровенно страшно за ни в чем не повинных людей.
Кстати, любить весь свет необязательно. Надо просто стремиться понимать друг друга.
ЯЗЫК ФУТБОЛА ЕДИН
Мы - разные. Отрицать это глупо и даже вредно. Менталитет - использую модное слово - порядком расходится, и потому в спортивной команде черные, как правило, держатся своей компанией. У них, например, общие музыкальные и кулинарные вкусы.
Уроженцы Африки имеют отличные от белых представления о семье и браке, они зачисляют в родню огромное, по нашим понятиям, количество лиц, у них сильнее развита семейственность, но и взаимопомощь тоже, они могут посещать церковь и одновременно верить в духов. Да и просто определенная расовая солидарность существует в природе. В Африке белый обычно подвезет белого, которому изначально больше доверяет.
Однако это не исключает теплых отношений между людьми разных рас. Пример - трогательная многолетняя дружба Дидье Дешама и Марселя Десайи. Правда, последний, ганец по происхождению, воспитывался в семье французского дипломата. А трагическая смерть камерунца Марка-Вивьена Фоэ на футбольном поле во время полуфинального матча только что прошедшего Кубка конфедераций? Она неподдельно расчувствовала многих. Белые болельщики "Манчестер Сити" несли цветы к стадиону своего клуба в память о черном футболисте, а во время минуты молчания на "Стад де Франс" слезы навернулись на глаза главного тренера сборной Франции Жака Сантини и вратаря Грегори Купе, хорошо знавших Фоэ по "Лиону".
Французы, как и американцы, вообще редко позволяют себе высказываться на расовые темы. Есть французский паспорт - ты француз. И точка.
Как-то я поинтересовался у Владимира Кондры, который работал с французской волейбольной сборной, как белые французы относятся к темнокожим. "Уверяю тебя, у них расовой проблемы нет", - сказал тренер. Этнические французы с детства сосуществуют с неграми и арабами, они вместе ходят в детский сад и школу, посему они пришли к тому, что не воспринимают их как иностранцев. Для них они примерно как для русских кавказцы. Причем как во времена СССР.
Кто-то возразит: "А как же Жан-Мари Ле Пен? Он ведь в первом туре прошлогодних президентских выборов в вашей Франции более 17 процентов набрал. Совсем не мелочь?
Что ж, во-первых, 17 не 83. А во-вторых, кандидат в президенты от "Национального фронта" не примитивный расист Его козырем было упорядочение иммиграционной политики. Потому что гражданам не нравится наличие нелегальных иностранцев, то, что значительная часть "новых французов" не работает, налогов не платит, но вовсю пользуется государственными субсидиями.
Многие во Франции, в том числе Париже, недолюбливают "Пари Сен-Жермен" из-за устоявшейся за клубом репутации расистского, хотя никаких "бу" на "Парк де Пренс" не звучит. Это просто абсурд, если команда года три с половиной назад иногда выходила на матчи чуть ли не в полном составе темнокожей. И на трибунах во время ее домашних игр достаточно и арабов, и негров. Но...
Отдельные скандальные материалы в СМИ все же появлялись. Так, некий темнокожий активист антирасистской организации однажды решил поставить эксперимент и обратился за билетом в кассу трибуны со стороны пригорода Булонь-Бийянкур. Получил отказ, хотя билеты вроде бы в продаже были. А по французскому телевидению как-то рассказали, что бывший капитан теннисной сборной Янник Ноа вздумал заявиться на ту самую булоньскую трибуну. Франко-камерунцу обратили внимание на то, что ему бы от греха подальше пересесть.
Так что все-таки не без трений. Потому-то победа в чемпионате мира преподносилась пять лет назад как событие, объединяющее весь французский народ. Ведь сборная была поистине интернациональной, если исходить из происхождения игроков.
В истории национального футбола заметный след оставили уроженец Гваделупы Мариус Трезор, сенегалец Жан-Пьер Адамс, малиец Жан Тигана. Но они были почти экзотическим исключением. Сегодня же французский футбол резко "потемнел". Если у Голландии имеется только один, хотя и благодатный, источник черных жемчужин - Суринам, то Франция располагает так называемыми заморскими департаментами и территориями, которые, по сути, являются атавизмом колониальных времен. В состав Французской Республики входят четыре таких департамента: Гваделупа, Мартиника, Гвиана и Реюньон. Заморской территорией считается расположенная в юго-западной части Тихого океана Новая Каледония. Жители этих административных образований - полноправные граждане Франции. При желании и возможностях они вправе перебраться в метрополию, как и жители Корсики. С другой стороны, Франция сохранила тесные отношения со своими бывшими многочисленными колониями в Африке. Талантливые ребята из стран Черного континента либо иммигрировали вместе с семьями, либо были завербованы клубами. Патрик Виейра родился в Сенегале, а Клод Макелеле - в Заире.
Жерар Улье, что нынче работает с "Ливерпулем", так охарактеризовал ситуацию: "Это закономерное социальное явление. Негритянские ребята, обычно обладающие хорошими физическими данными, попали в лучшие условия, чем их предшественники. С другой стороны, поколение, выросшее в Европе, впитало в себя европейские культурные ценности". Имеется в виду, как мне понимается, избавление от легкомысленности и разгильдяйства.
А тренер чемпионов мира Эме Жаке высказался так: "Я не обращаю внимания на цвет кожи. Язык футбола универсален. С его помощью каждый может выражать себя на свой лад. Возможно, в повседневной жизни между игроками, принадлежащими к разным расовым группам, и имеются различия, обусловленные традициями, но в подходе к футболу их нет".