Газета Спорт-Экспресс № 110 (3197) от 23 мая 2003 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 5
ВЗГЛЯД Елены ВАЙЦЕХОВСКОЙ |
СЛАБОЕ ЗВЕНО
Включила телевизор на программе "Слабое звено" - и в очередной раз удивилась: как же быстро умеет наш народ приспосабливаться. Поначалу, помнится, большинство игроков терялись, когда приходилось, провалив раунд самому, писать чужое имя, а уходя (если уж не повезло), говорить колкости в адрес оставшихся. То ли дело сейчас, когда правила отработаны до автоматизма: дотянуть до предфинальной стадии, там выкинуть из игры сильнейшего и тихо надеяться, что повезет остаться с деньгами. Невольно начинаешь думать, что спортивный принцип честной игры, когда речь идет о деньгах и славе, - это утопия. Главное - вовремя утопить (простите за каламбур) сильного конкурента.
Двукратная олимпийская чемпионка Мария Киселева в роли ведущей воспринимается в подобном шоу как крайне удачная находка режиссера. Особенно сейчас, когда вновь вернулась в спорт и уже через неделю вместе с Ольгой Брусникиной - обладательницей всех существующих в синхронном плавании титулов - будет сражаться за право представлять Россию на чемпионате мира в Барселоне. По сути, на Кубке Европы в Турции звездному дуэту предстоит сыграть там именно в эту игру: выявить более слабого в дуэли с соотечественницами - чемпионками мира и Европы Анастасией Давыдовой и Анастасией Ермаковой. И этот предстоящий отбор уже сейчас предельно взбудоражил мировые круги синхронного плавания.
Столь напряженное ожидание объясняется просто. Если победят Брусникина и Киселева, они почти наверняка станут и чемпионками мира. Эти же две спортсменки выступят и в групповом первенстве. То есть одним своим присутствием упрочат позиции российской команды (на данный момент - безоговорочно сильнейшей) до такой степени, что остальным, скорее всего, придется мечтать разве что о серебре. Стать лучшими в мире за год до Олимпиады в синхронном плавании почти наверняка означает сохранить эти позиции и на Играх. Но как раз это никому, кроме России, не нужно.
Ведь если выиграет более юный и менее титулованный дуэт, бороться с ним будет куда проще. Как и с российской восьмеркой, выступать в которой Брусникина и Киселева в этом случае почти наверняка откажутся. И выходит, что при таком раскладе Россия рискует лишиться двух высших наград не только в Барселоне, но и в Афинах.
Казалось бы, к чему прогнозы? Не проще ли дождаться, когда вопрос решится по самому что ни на есть спортивному принципу - победой или поражением одного из дуэтов в Стамбуле? Вот только поведение некоторых действующих лиц уже сейчас вызывает аналогии с вышеупомянутой телеигрой.
В нескольких интервью, взятых самыми разными изданиями у Давыдовой и Ермаковой, сквозит желание во что бы то ни стало заранее создать некое общественное мнение в свою пользу: "Наши программы интереснее и сложнее. Это и понятно: Маша с Олей значительно старше, им будет не так просто соперничать с сильнейшими. В конце концов мы честно ждали, когда они уйдут, освободив дорогу к пьедесталу. Зачем они вернулись?"
Обида новых звездочек, граничащая с отчаянием, вполне понятна. Думаю, точно так же чувствовала себя Киселева, когда в 98-м, руководствуясь стратегическими соображениями, в дуэт на ее место безо всякого отбора взяли Ольгу Седакову. Но не позволила себе тогда ни одного уничижительного высказывания в адрес самой опытной и заслуженной на тот момент спортсменки.
В нынешней ситуации могла бы: хотя бы потому, что именно она вместе с Брусникиной одержала в апреле более чем убедительную победу над действующими чемпионками мира японками, причем не где-нибудь, а у них дома.
Но лишь сказала: "Не считаем, что место в сборной нам должны отдать за былые заслуги. Мы будем продолжать за него бороться".
Похоже, за время работы в "Слабом звене" правилам этой игры Киселева так и не научилась.