Газета Спорт-Экспресс № 105 (3192) от 17 мая 2003 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 27

17 мая 2003

17 мая 2003 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ВЗГЛЯД Ольги ЛИНДЕ

ПРОЩАНИЕ С АВСТРИЕЙ

Любопытная гонка ожидает нас в эти выходные. "Гран-при Австрии". В 26-й раз - и, судя по всему, последний в истории. По крайней мере последний на ближайшие несколько лет, поскольку уже в 2004 году "Большой приз" на автодроме в Штирии не предусмотрен.

Мне всегда было любопытно: а чем, собственно, руководствуется мистер Экклстоун, заключая новый или расторгая старый контракт на проведение "Гран-при"? Нет, я не смотрю на мир сквозь розовые очки и ни на секунду не забываю, что для Экклстоуна и К° главное в этом мире - прибыль. Именно исходя из финансовых соображений "Формула-1" уже лишилась такой овеянной легендами и любовью трассы, как Спа (конфликт между спонсорскими интересами и местным антитабачным законодательством), а вскоре лишится, видимо, и не менее легендарной Имолы. В этом свете потеря австрийского "А1 ринга" и потерей-то не выглядит - коротка и не очень-то впечатляюща формулическая история этой трассы. На самом деле на память приходит всего несколько эпизодов...

В 1975 году победителем стал итальянец Витторио Брамбилла - и только потому, что гонка была остановлена на 29-м из 54 положенных кругов из-за сильнейшего ливня. Неожиданный победитель так обрадовался свалившемуся на голову подарку судьбы, что на круге почета, увлекшись приветствиями публике, вдребезги разбил свой "Марч"!

В 1987 году "Макларен" вынужден был выставить на гонку лишь машину Алена Проста: другая машина, Стефана Йоханссона, была разбита под списание после того, как на скорости под 200 км/ч швед сбил выскочившего на трассу... оленя! Болид, врезавшись в ограждение, загорелся, а от животного вообще мало что осталось... Выиграл гонку Найджел Мэнселл, который впал от победы в такую эйфорию, что, направляясь на пресс-конференцию, ничего вокруг не видел и... врезался лбом в стальную балку! Когда во время интервью знаменитый английский комментатор Марри Уокер в шутку ткнул пилота пальцем в лоб, телеэфир огласил дикий рев.

Эти трагикомические сценки происходили еще на старом автодроме, который носил название "Остеррайхринг" и славился не только пасшимися по соседству коровами и бегающими по асфальту оленями, но и потрясающими по скорости, длине и конфигурации поворотами: именно они делали эту трассу одной из величайших в мире "Больших призов". Но в том же 1987 году "Гран-при Австрии" был исключен из календаря и вернулся туда спустя 10 лет - после того как в середине 90-х подвергся жесточайшей реконструкции. Новый "А1 ринг" потерял все великие повороты старого "Остеррайхринга" и, хотя полностью соответствовал нормам безопасности, утратил свой несравненный шарм.

Именно здесь в прошлом году произошли события, заставившие толпы фанатов на трибунах свистеть и возмущаться. Помните, как на самом финише фактически выигранной гонки второй пилот "Феррари" Рубенс Баррикелло по приказу из боксов демонстративно пропустил на первое место своего напарника Михаэля Шумахера? Кстати, и в 2001 году "Феррари" устраивала в Штирии нечто подобное, но тогда Баррикелло пропустил Шумахера всего лишь на 2-е место (следом за Дэвидом Култхардом на "Макларене"), а посему маневр не вызвал очень уж громкой реакции.

Грязные австрийские игры "Феррари" больно аукнулись всей "Формуле-1". Президент FIA Макс Мосли признался, что после той гонки получил откликов больше, чем на трагедию 1994 года в Имоле. И хотя возмущение было направлено не против "Ф-1", а против "Феррари", сам Мосли заявил, что та гонка была сильнейшим ударом по имиджу "Больших призов".

Может, после прошлогоднего фарса боссам FIA и закралась в голову мысль выкинуть скомпрометировавший "Формулу-1" автодром из календаря?

... Судьба бывшего "Остеррайхринга" сегодня может угрожать практически любой трассе. Вне опасности, как мне кажется, лишь Монако. В паддоках там тесно и неудобно, оборудование трассы вообще не выдерживает с точки зрения безопасности никакой критики, обгонять, по сути, негде, но это место - классика жанра. Потому что Монако даже в нынешние сверхпрагматичные времена олицетворяет собой некий образ того, какими должны быть - и когда-то были - профессиональные автогонки. Блеск, слава, деньги, секс и - смертельная опасность.

Увы, ничего этого скромная Австрия никогда не могла предложить.