Газета Спорт-Экспресс № 91 (3178) от 25 апреля 2003 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 2
ХОККЕЙ |
ЧЕМПИОНАТ МИРА-2003. ЗАВТРА - СТАРТ |
За несколько дней до своего увольнения из "Ак Барса" главный тренер сборной России Владимир Плющев дал корреспонденту "СЭ" интервью, в котором речь шла об итогах выступления команды в нынешнем сезоне. Думается, многие высказывания тренера теперь покажутся крайне любопытными.
Владимир ПЛЮЩЕВ:
"КВАРТАЛЬНОВ ПЫТАЛСЯ СОЗДАТЬ НЕКУЮ ОППОЗИЦИЮ"
- Каким для вас выдался первый сезон в роли главного тренера клуба суперлиги?
- Откровенно говоря, не предполагал, что по ходу чемпионата возглавлю команду. Но из-за болезни Юрия Ивановича Моисеева пришлось форсировать события. Он сам предложил мне это сделать. В принципе ничего страшного не произошло - игроков я знал достаточно хорошо, знал, что можно ждать от каждого.
- Что изменилось в клубе?
- К сожалению, ничего изменить я был не в силах - принял команду уже после второго периода дозаявок. Состав определял Моисеев, мне оставалось работать с теми, кто есть. Естественно, у Юрия Ивановича были свои взгляды на состав, у меня - свои. Возглавь я команду чуть раньше, наверное, в ней появились бы новые хоккеисты.
- Приходилось слышать, что вы не давали играть опытным Квартальнову, Зелепукину, Гоголеву.
- Что значит не давал играть?! О Квартальнове могу сказать следующее. Если хоккеист не в состоянии показывать ту игру, которую от него ждет тренер, если он тянет звено вниз, надо искать другие варианты. Еще в начале чемпионата у меня была стопроцентная уверенность в том, что Квартальнов не сможет провести весь сезон на одном, высоком уровне. Так и получилось.
Он играл первую часть чемпионата, а потом оказался на площадке пустым местом. Мы пытались его как-то "реанимировать" в различных звеньях, но Дмитрий искал недостатки не в себе, а в других. То он перетренирован, то недотренирован, то его на предсезонке неправильно готовили. В общем, постоянно жаловался, создавал в команде какой-то непонятный фон. Но все видели, что Квартальнов не тот, и это нужно было понять. В первую очередь, наверное, ему самому. А он пытался создать внутри команды некую оппозицию.
Это я знаю точно - слышал от ребят. Подобное происходило и во времена Юрия Ивановича. Про Крикунова и говорить не буду. Полагаю, Крикунова убрали из-за конфликта с Квартальновым, но тогда он хоть что-то забивал. Теперь же не играл, а лишь создавал фон, причем негативный. И глупо думать, что никто об этом не знает. Возможно, мне не следовало терпеть так долго. Странная получалась картина: в тренерской Квартальнов говорил одно, в раздевалке - другое, руководителям клуба - третье.
Вообще хоккеисты в своей карьере проходят несколько стадий. Первая - когда они только играют, вторая - когда начинают говорить и играть, а третья - когда только говорят. Квартальнов уже дошел до третьей стадии. Насколько знаю, он пытается реанимировать себя в каком-то другом клубе. Пусть попробует, могу лишь посоветовать, чтобы он больше думал об игре, а не о том, как кому-то поставить подножку. Ведь активный хоккей для него скоро закончится, а сумеет ли он потом найти себя в жизни с таким характером, таким отношением к людям - сказать сложно.
- У Квартальнова были замечательные партнеры - Бенда, Королюк...
- Дмитрий все время подбирал себе таких партнеров, которые привозили бы ему шайбу на блюдечке. Бесспорно, у него есть чувство гола, по крайней мере было, но ему не нравилось, когда партнеры пытались взять игру на себя. Он хотел сам забивать. Когда выпрашивал себе нужных партнеров у Юрия Ивановича, тот шел ему навстречу. Мне такая система не нравилась. Почему кто-то должен работать за двоих?! На площадке все делают одно дело.
- Ставить Квартальнова в третье или четвертое звено не пытались?
- Дело в том, что в таких сильных клубах, как "Ак Барс", нет четкого определения первой или, скажем, третьей тройки. Все определяет игра звена. У нас, например, много матчей вытянуло сочетание Зарипов - Федоров - Вишняков, которое выходило на площадку третьим или четвертым. Вопрос не в том, каким ты выходишь, а в том, как выходишь. Когда после матча игровой свитер сухой... Или когда в перерыве переодеваешься, делая вид, что весь свитер мокрый, а на самом деле мокрым там оказывается небольшой пятачок на груди...
- А что скажете о Гоголеве с Зелепукиным?
- Это, безусловно, два порядочных человека. Просто "Ак Барс", похоже, не команда Гоголева. Казанский клуб всегда отличался мощной атакой, силовым давлением, навязыванием своей воли, а Дима привык к несколько иному хоккею. Поэтому в 40 матчах, которые он провел, забросил всего 2 шайбы. Что касается Зелепукина, то с ним мы довольно часто беседовали по ходу сезона. В тех матчах, в которых он принимал участие, делал все для того, чтобы команда побеждала. Вот только его замучили травмы. Да и адаптироваться к нашим условиям хоккеисту, на протяжении последних десяти лет выступавшему за океаном, не так-то просто.
- В итоге "Ак Барс" занял пятое место. Могла ли команда выступить лучше?
- По сути, все решил один гол, пропущенный нами в овертайме от "Лады". Эта шайба перечеркнула все надежды на то, чтобы занять более высокое место. Но с игрой, которую мы показали на заключительном этапе, с достаточно беззубым нападением думать о чем-то более серьезном было сложно. В принципе считалось, что мы с "Ладой" неудобные для всех команды - соперники даже радовались, что мы встречаемся между собой. Прав был уважаемый Виктор Васильевич Тихонов, который сказал, что, выясняя отношения, мы настолько измотаем друг друга, что ни у кого не останется сил на полуфиналы. Но жизнь продолжается, будем искать новые варианты для усиления игры.
- После окончания сезона вы встречались с руководством клуба или республики?
- Да, нас вызывали, и мы признали, что показанный результат следует считать неудовлетворительным. Никто в истерику не впадал, выслушали причины, которые мы называли. С себя как тренера вины, естественно, не снимаю. Сделаем выводы, постараемся, чтобы в следующем сезоне "Ак Барс" выглядел мощно на протяжении всего чемпионата, а не только в его начале.
- Сразу после окончания первенства вы решили укрепить тренерский штаб, пригласив Сергея Котова. Чем он станет заниматься?
- Это известный специалист. Руководство посчитало, что, пока я буду находиться в сборной, с командой должен работать сильный тренер. Человек, обладающий хоккейной идеологией, схожей с моей. Выбор пал на Сергея Архиповича. К тому же человек он, как говорится, не посторонний, казанский. Кстати, в прошлом году я приглашал его в сборную, но он не мог бросить "Крылья".
- Что ждет "Ак Барс" в следующем сезоне?
- Многое зависит от селекционной работы. Мы определили круг игроков, которых хотели бы видеть в команде. Это молодые хоккеисты, имеющие предложения и от других клубов. Так что одно знаю точно - "Ак Барс" станет значительно моложе.
Александр ШАПИРО