Газета Спорт-Экспресс № 87 (3174) от 21 апреля 2003 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 2
ХОККЕЙ |
После того как сборная России по хоккею получила официального партнера в лице "Группы Альянс", проблем у нее стало значительно меньше. Многие вопросы были решены весьма оперативно. И финансовые (в первую очередь, естественно), и другие, не менее важные. О том, кто стал инициатором решения о сотрудничестве, насколько выгоден подписанный договор обеим сторонам, каковы перспективы совместной работы, корреспондент "СЭ" побеседовал с президентом "Группы Альянс".
Муса БАЖАЕВ
СТАРАЕМСЯ, ЧТОБЫ У ИГРОКОВ СБОРНОЙ БЫЛО БОЕВОЕ НАСТРОЕНИЕ
ВЛИЯТЕЛЬНЫЕ ЛЮДИ |
С Евгением БОГДАНОВЫМ |
МЫ - НЕ СПОНСОРЫ, МЫ - ПАРТНЕРЫ
- Официальным партнером Федерации хоккея России и сборной страны "Группа Альянс" стала без малого два года назад, - начал разговор Бажаев. - Мы с самого начала не хотели пользоваться такими штампами, как "спонсор", "меценат". И я предложил Александру Стеблину и Борису Михайлову формулировку "партнерство". Это нормальный термин, который позволяет плодотворно сотрудничать. Именно плодотворно. Если мы хотим вкладывать средства в тот или иной проект - мы вкладываем, и, как правило, с пользой для дела.
В прошлом сезоне впервые за 9 лет российская хоккейная сборная оказалась на пьедестале почета мирового первенства. Считаю, что определенный вклад в завоевание нашей командой серебряных медалей внесла "Группа Альянс". Если у игроков помимо почетного права защищать честь страны есть еще и материальная мотивация, наверное, и настроение у них будет соответствующим - более боевым, более приподнятым.
- Не могли бы в двух словах объяснить нашим читателям, что это такое - "Группа Альянс"?
- В двух словах, наверное, не получится. Хотя попробую. "Группа Альянс" - это многопрофильный холдинг, скоро нам исполнится пять лет. В акционерном капитале холдинга через региональные фонды государственного имущества и комитеты по управлению государственным имуществом принимают участие 15 субъектов Российской Федерации: Амурская, Иркутская, Ленинградская, Магаданская, Мурманская, Новгородская, Новосибирская, Саратовская, Читинская области, Хабаровский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Бурятия, Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия (Алания), Республика Удмуртия, а также крупные промышленные предприятия "Кировский завод" и "Ижмаш".
В основном мы занимаемся энергетикой, точнее, тем, что связано с топливно-энергетическим комплексом. У холдинга есть два нефтеперерабатывающих завода - Хабаровский и Херсонский, Стахановский вагоностроительный завод, несколько портов по перевалке нефтепродуктов и нефти, два химических предприятия, кирпичный и сахарный заводы. Занимаемся медиа-бизнесом - издаем журнал "Нефть и капитал". В общем, сфера нашей деятельности весьма обширна. Да и география соответствующая. В России - от Владивостока до Санкт-Петербурга, а в рамках СНГ еще добавляются Казахстан, Киргизия, Украина.
У "СКА-НЕФТЯНИКА" ХОРОШЕЕ БУДУЩЕЕ
- Откуда у вас такой интерес к спорту вообще и хоккею в частности?
- Спорт люблю, поскольку сам в свое время занимался футболом. Когда был мальчишкой, выступал на всесоюзных соревнованиях "Кожаный мяч". В школе отдавал предпочтение волейболу, а когда учился в Грозненском нефтяном институте, пять лет занимался боксом. Потом перестал и свободное время посвящал футболу.
Армейскую службу проходил в Ростове, в спортроте. Помню, нас привлекали к обслуживанию домашних матчей СКА, в котором тогда блистал Сергей Андреев. Видел и тбилисское "Динамо" с Давидом Кипиани в составе, и киевское "Динамо" - с Олегом Блохиным. О чем еще можно было мечтать? Так что любовь к футболу у меня давняя. Кстати, в "Группе Альянс" многие относятся к нему с симпатией. Не случайно мы создали свою команду по мини-футболу, регулярно играем. Точнее, стараемся играть регулярно. Свободного времени не так много, но все равно изыскиваем возможности. Форму ведь нужно поддерживать (улыбается).
- С этим все понятно - любовь к футболу, своя команда, в свободное время любите погонять мяч. А как "Группа Альянс" пришла в большой спорт?
- Все очень просто. Когда приобретали Хабаровский нефтеперерабатывающий завод, на его балансе была команда "СКА-Нефтяник" - по хоккею с мячом. Естественно, мы не могли не взять эту команду, в то время, кстати, звезд с неба не хватавшую. Если бы от нее отказались, это было бы неправильно и в плане общественного резонанса, и в плане спортивной судьбы команды.
И вот уже несколько лет финансируем клуб, поддерживаем его спортивные амбиции, дополнительно стимулируем стремление к успехам, определяя размер премиальных за призовые места в чемпионате страны, победу в розыгрыше Кубка России. Как вы, наверное, заметили, с нашим приходом команда преобразилась, у нее появилась возможность составить серьезную конкуренцию безусловным лидерам Восточного дивизиона - "Енисею", "Кузбассу", да и вообще всем признанным фаворитам. Завоевание Кубка страны в прошлом году - тому подтверждение.
- Бюджет преуспевающих клубов российской хоккейной суперлиги составляет, по неофициальным источникам, от 8 до 15 миллионов долларов. А какова финансовая ситуация в хоккее с мячом?
- Обо всех ничего сказать не могу, а бюджет "СКА-Нефтяника" - 15 миллионов. Рублей. Плюс премиальные. Свои обязательства перед игроками и тренерами мы выполняем, никаких проблем команда не испытывает, и, полагаю, будущее у нее хорошее.
КАК ВОСПИТАТЬ ПАТРИОТИЗМ?
- Не планируете поставить на денежное довольствие еще какой-нибудь клуб, к примеру, хоккейный?
- Единственный вид спорта, который я был бы готов финансировать всю жизнь, - это футбол. Если бы занимался другим бизнесом, то обязательно футбольным, причем постарался бы стать президентом любимого клуба ЦСКА. Но сейчас это невозможно. Да и должность уже занята - мой приятель Евгений Гинер прекрасно справляется со своими обязанностями. Подсиживать его я не могу (смеется).
- Все-таки вклад денег в большой спорт не является выгодным делом. Прибыли, как правило, никакой, или она весьма незначительна, зато хлопот хватает. Зачем вам это надо?
- Мы не только профессиональным спортсменам помощь оказываем, у нас целый пакет социальных проектов. Вообще, на мой взгляд, все крупные российские компании должны идти к молодежи через спорт. Есть много прекрасных детских программ, которые в последние годы в стране, к сожалению, забыты. Их нужно возрождать. Они ведь развивали человека как личность, а мальчишек - как будущих мужчин.
Отлично помню, что если в наше время в школе ты не сдавал нормы ГТО, то становился объектом насмешек. Никто не хотел прослыть слабаком, стремились перевыполнить нормативы, проявить лучшие мужские качества - волю, упорство, настойчивость. Была система, которая человека воспитывала, дисциплинировала.
Почему бы к этому не вернуться сейчас, когда молодежь все больше и больше захлестывают наркомания, другие не менее страшные пороки? С помощью спорта подрастающее поколение можно приучать к вечным ценностям. Это и дружба, и чувство локтя, и защита чести школы, города, области, республики, страны, наконец. Разве подобное не является воспитанием патриотизма?
ЕСЛИ УЙДЕМ, ТО - СОХРАНИВ ЛИЦО
- Реализация всевозможных детских социальных программ - дело, безусловно, нужное, польза - воспитание здорового поколения, забота о будущем страны - очевидна. Однако, согласитесь, финансовая поддержка сборной страны в обозначенные рамки явно не вписывается.
- Знаете, вот об этом мы думали меньше всего. И партнерами хоккейной сборной стали не ради PR-акции и рекламы своего холдинга, не для того, чтобы на каждом углу кричать: вот, дескать, какие мы хорошие - спортсменам помогаем. Все получилось достаточно спонтанно. Как-то ко мне пришел главный тренер национальной команды Борис Михайлов и спросил: "Не могли бы вы нас поддержать, дать нам немного денег?"
Я ведь прекрасно помню Кубок Канады-76, Кубок вызова-79, чемпионаты мира и Олимпийские игры тех лет... Помню, как чуть ли не все мальчишки с нашей улицы собирались у нас дома посмотреть хоккейные матчи по телевизору - черно-белому "Рекорду". Помню, как мы болели за сборную страны, как радовались голам в ворота соперников и плакали после голов в наши ворота. Это было нечто! Третьяк, Михайлов, Петров, Харламов, Балдерис, Жлуктов, Макаров...
Не думал, даже предположить не мог, что придет время, и я кого-нибудь из них увижу. А тут ко мне пришел сам Борис Петрович! Живая легенда отечественного спорта! И попросил денег. Не себе - сборной страны! Откровенно говоря, стало так неудобно... Отказать было невозможно. И на совете директоров "Группы Альянс" мы приняли решение не ограничиваться одноразовой акцией, а подписать нормальный, серьезный договор. "На один год" - звучит неубедительно, поэтому пошли по пути "один плюс один".
- Борис Михайлов попросил немного денег... Немного - это сколько?
- Главная идея нашего соглашения - не спонсорство, а помощь команде, поэтому с руководством ФХР мы сразу решили: сумму разглашать не будем. Вот если бы рядом со мной сейчас сидел Борис Петрович, может, мы и вспомнили тот наш разговор. С конкретными цифрами (смеется). Могу лишь заметить, что в одном из интервью президент ФХР Александр Стеблин признался: за все время "Группа Альянс" является самым крупным финансовым партнером сборной России. Только не расценивайте это как рекламу, просто констатирую факт.
- В мае срок вашего договора заканчивается. Вы удовлетворены сотрудничеством? Заключите новый контракт?
- Сейчас трудно что-либо конкретизировать. Нужно встретиться, обсудить все детали, наметить перспективу. Сочтем проект интересным - продолжим работу, нет - расстанемся. У нас ведь, как я уже говорил, много различных социальных программ. Но в любом случае, думаю, с ФХР мы останемся друзьями. Если уйдем, то - сохранив лицо, потому что "Группа Альянс" отработала с перевыполнением плана, уже сделала больше того, что обещала.
ПЕРЕД ЧМ-2002 БЫЛ КРИК ДУШИ
- В нынешнем сезоне у сборной России новый главный тренер - Владимир Плющев. На ваше соглашение с ФХР это как-то повлияло?
- Нет. Мы же поддерживаем национальную команду, а не конкретного тренера. Правда, когда сборной руководил Михайлов, мы с ним регулярно общались, обсуждали многие вопросы. А вот с Плющевым я, к сожалению, лично не знаком. К слову, в прошлом году в Новогорске на собрании национальной команды перед ее отъездом на чемпионат мира мы объявили об увеличении размера премиальных за первое место в два раза. Это был своего рода крик души. И в случае победы россиян с большим удовольствием раскошелились бы. Впрочем, завоеванные в Швеции серебряные медали тоже считаю успехом.
- А перед нынешним мировым первенством увеличить размер премиальных планируете?
- Время покажет. Я же говорю: в прошлом году был крик души. Появится он сейчас - обязательно увеличим.
- Что вам нравится и не нравится в нынешнем российском хоккее?
- Профессионалом себя не считаю, но попробую ответить. В нашем хоккее мне не нравится то, как мы проходим зоны. Во времена троек Михайлов - Петров - Харламов и Макаров - Ларионов - Кругов в зону соперника мы заходили со словами "С добрым утром!" - и там спокойно раскатывались, красиво комбинировали. Складывалось впечатление, что соперник постоянно играет в меньшинстве. А сегодня наши хоккеисты, потеряв технику катания (видимо, тренеры работают с детьми не так, как раньше), нередко переходят на откровенный навал - с забрасыванием шайбы в зону и борьбой у бортов.
Канадский стиль 70 - 80-х годов теперь стал нашим стилем и, соответственно, наш - канадским. Произошла своего рода рокировка, от которой, полагаю, мы не выиграли. Но это, повторяю, мнение не специалиста. С другой стороны, в НХЛ российские мастера по-прежнему на ведущих ролях. То есть, получается, свою самобытность, свою школу мы, несмотря ни на что, сохранили. И сегодня хоккей в нашей стране переживает очередной бум. Значит, будущее у него есть.