Газета Спорт-Экспресс № 85 (3172) от 18 апреля 2003 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

18 апреля 2003

18 апреля 2003 | Баскетбол - НБА

БАСКЕТБОЛ

НБА

В среду завершился регулярный чемпионат НБА. Великий Майкл Джордан сыграл последний матч в своей карьере

Майкл ДЖОРДАН: "Я ИСЧЕРПАЛ СЕБЯ КАК ИГРОК"

Слава МАЛАМУД

из Вашингтона

ВИРТУАЛЬНАЯ ВСТРЕЧА ЭПОХ

Весь этот сезон на американском телевидении в перерывах баскетбольных матчей крутили рекламный ролик с Джорданом. За карьеру Его Воздушества этих роликов уже успели снять столько, что само по себе это событие является не просто ординарным, а рутинным. Кажется, в этой рекламе Майкл прославлял непревзойденные качества напитка Gatorade - насыщенной углеводами кисловатой жидкости радиоактивно-зеленого цвета. Запомнился же ролик оригинальностью замысла сценаристов: Майкл Джордан, стареющая легенда, тренируется один на один с... Майклом Джорданом - молодым, худощавым, даже еще не лысым, в форме "Чикаго Буллз". Никакой музыки за кадром, никаких комментариев. Только скрип кроссовок по паркету, стук мяча и короткие реплики, отпускаемые Джорданами друг другу.

Юный Джордан взмывает над корзиной и с силой вбивает в нее мяч. Старый Джордан аккуратно уходит от опеки и бросает в своем фирменном стиле - разворот с отклонением. Юный Джордан великолепен, старый Джордан велик.

- Ну и что? Я мог бы и сверху забить.

- Так и забил бы.

Не знаю, как удалось телевизионным умельцам воссоздать молодого Майкла, но эффект потрясающий. Наверное, авторы ролика хотели напомнить зрителю о былом, но, глядя на виртуальную схватку эпох, невольно грустишь о настоящем. Тот Майкл, который в красной форме, худосочный, с высунутым языком парит над кольцом, подныривает в воздухе под руки соперников, забивает решающий мяч на последней секунде финала, рыдает в обнимку с кубком - тот Майкл ушел давно. И никогда не вернется. Разве что вот так - оживленный компьютерной графикой. Нынешний Майкл, потяжелевший, с немного сбитым прицелом, но все еще бесподобный и магический, пока с нами, но скоро уйдет. Смотрите же, пока дают. Наслаждайтесь. Смакуйте оставшееся время. Пейте Gatorade.

ПО БУТЫЛКЕ НА БРАТА

Время истекло. В ночь со среды на четверг Его Воздушество сыграл свой последний матч.

Прощание с сезоном для команды НБА, которой не светит плей-офф, всегда отмечается как-то по-особому. Клуб как бы извиняется перед болельщиками, просит их не обижаться и заглянуть еще, ближе к осени. Хозяева "Вашингтон Уизардз", например, решили для такого случая сыграть 14 апреля последний домашний матч в старой форме "Вашингтон Буллитc" - образца победного сезона-77/78. Но для заполнивших MCI Center 18 с лишним тысяч человек эти сантименты не имели никакого значения, ибо пришли они прощаться с легендой. Увы, календарь распорядился так, что последний матч Джордана был сыгран два дня спустя, в Филадельфии. Так что вашингтонским фанатам пришлось довольствоваться предпоследним - против "Нью-Йорка". Это не помешало им забить стадион до отказа - в 82-й раз подряд. 82 домашних матча - это ровно два сезона, как раз столько, сколько играл в Вашингтоне Джордан. Многие ли из этих болельщиков вернутся осенью? Кто знает...

Людно и в раздевалке хозяев, где толпятся журналисты, надеясь если не поговорить с самим героем дня (Джордан никогда не дает интервью перед матчем), то хотя бы потормошить его партнеров по команде. Партнеры, которым обещана послематчевая вечеринка с угощением, настроены благодушно. У каждого в шкафчике стоит бутылка французского "Каберне-совиньон" - прощальный подарок Его Воздушества. Самому Майклу преподнесли фотографию в рамке, на которой он, в форме "Уизардз", бросает по чьему-то кольцу. Около шкафчика Джордана копошатся корреспондент и оператор телекомпании АВС. Последний старательно и со знанием дела снимает... батарею из джордановских кроссовок на полу. "В какой именно паре будет играть сегодня Майкл?" - задается вопросом корреспондент.

В коридоре пишущая братия осадила тренера "Уизардз" Дага Коллинза. Улыбчивый, но гордящийся при этом своей репутацией тирана Коллинз называет Джордана "баскетбольным гением" и признается, что обожает разговаривать с ним на профессиональные темы. "Майк сейчас опять растолстеет, - юморит Коллинз. - Придется вытаскивать из гардероба его роскошные костюмы, которые он носил во время прошлой отставки".

Вашингтон прощался с Джорданом сердечно, с искренней теплотой, но как-то меланхолично, без фанфар и помпы, которых великий спортсмен, бесспорно, достоин. Перед началом матча на площадку вышел министр обороны США Рамсфелд и вручил Майклу американский флаг. Джордан принял поздравления политика весьма благосклонно и во время исполнения гимна нежно прижимал флаг к груди. Как ни крути, Майкл - лояльный и патриотичный американец, хоть о нем никогда не думаешь в контексте гражданства или расы. У таких фигур - своя национальность.

БЕЗ ПОМПЫ И ФАНФАР

Когда Джордан ушел с площадки за 2 минуты до конца, весь стадион встал и начал бурно аплодировать. И не остановился до финального свистка. А в последние 20 секунд матча честь Майклу отдавали и баскетболисты обеих команд, стоявшие на площадке и не предпринимавшие никаких попыток возобновить игру.

Официальная церемония проводов великого баскетболиста по окончании встречи (безнадежно проигранной "Вашингтоном") получилась скомканной и невнятной. На табло показали видеоклип о будущем пенсионере, в котором преобладали кадры с Джорданом в форме "Уизардз". Потом хозяин клуба пожертвовал крупную сумму на местные школы от имени Его Воздушества, после чего всем разрешили расходиться по домам. На других стадионах, как это ни странно, Майкла провожали куда более торжественно. В Денвере ему подарили мотоцикл "Харлей-Дэвидсон", в Бостоне - часть паркета, на котором играет "Селтикс", а в Майами по инициативе Пэта Райли, которому Джордан в свое время попортил немало крови, даже отправили "в отставку" № 23.

Наверное, пышные проводы отменили по просьбе самого Джордана. Всем известна его нелюбовь к подобного рода мероприятиям. С другой стороны, такой тихий конец величайшей из баскетбольных карьер, наверное, самый подходящий.

Никому не известны истинные причины, по которым Джордан возобновил игровую карьеру полтора года назад. Почему величайший баскетболист всех времен во второй раз прервал более чем заслуженный отдых, чтобы играть в плохой команде? Зачем было сводить на нет такую сказочную концовку, отмеченную победным броском на последних секундах финального матча против "Юты"? Сделал он это явно не из-за денег (в прошлом году Майкл отдал весь свой заработок на благотворительные цели), и не думаю, что он всерьез надеялся поднять безнадежный "Вашингтон" до уровня плей-офф. Ходят слухи и о том, что возвращение Майкла было не более чем рекламной кампанией для повышения популярности "Уизардз" в преддверии возможной покупки клуба самим Джорданом. Хотя Майкл (и многие хорошо знающие его люди) утверждает, что никаких других целей, кроме удовлетворения желания еще поиграть в баскетбол, у него не было.

Как бы то ни было, но Джордан за два сезона в "Вашингтоне" добился обеспечения 100-процентной заполняемости стадиона и стал лучшим 40-летним игроком в истории лиги. Воля к победе и подобие былого мастерства еще присутствовали, но возможности были уже далеко не те. Наверное, и поэтому третьи проводы Его Воздушества были достаточно скромными. Как и его третье пришествие.

НЕ ЖАЛЕТЬ НИ О ЧЕМ И НИКОГДА

Последняя вашингтонская пресс-конференция Джордана была из-за огромного количества журналистов перенесена на тренировочную площадку "Уизардз". Представ перед народом, Майкл первым делом нечаянно сломал подставку для микрофона: силушки в могучих руках не убавилось. На вопросы отвечал минут 10, что ровно в два раза превышает его обычную норму. Собственные проводы как-никак.

- Майкл, вы считаете, что, играя за "Вашингтон", сумели принести пользу клубу?

- Я пытался передать свой опыт молодым игрокам. О том, насколько мне это удалось, мы узнаем в следующем сезоне. Многие говорили, будто я мешаю молодежи, подавляю ее авторитетом. Совершенно с этим не согласен. Игрок НБА должен действовать на площадке в полную силу вне зависимости от того, с кем или против кого он играет. Надеюсь, я сумел научить их этому. А еще - самоотдаче и профессионализму. Глядя на меня 40-летнего, выкладывающегося на все сто процентов, 20- и 25-летние невольно старались делать то же самое.

- Насколько вероятен ваш возврат на пост вице-президента клуба?

- Ничего точно сказать пока не могу. Думаю, эти два года в качестве игрока неплохо подготовили меня к продолжению карьеры менеджера. Я теперь гораздо лучше понимаю сильные и слабые стороны сегодняшних молодых баскетболистов.

- За эти два года вы не пожалели о том, что вернулись?

- Я никогда ни о чем не жалею. Мне кажется, что этот отрезок моей карьеры тоже имеет значение. По-моему, так уходить даже лучше. Теперь я точно знаю, что исчерпал себя как игрок, и могу попробовать свои силы в других областях.

- Вас не разочаровали вашингтонские болельщики после фанатичных чикагцев?

- Нет, они меня удивили. Они показали свое уважение ко мне, раскупив все билеты на домашние матчи на оба сезона. Хотя команда была довольно плохая.

- Почему послематчевая церемония была такой простой и короткой? Вы даже не обратились с речью к болельщикам.

- Вы знаете, как я не люблю церемонии. Я благодарен руководству "Вашингтона", которое, даже не спрашивая меня, сделало все в точности так, как я хотел. Думаю, что болельщики и так знают, как я им благодарен. Кроме того, я ведь не собираюсь забиться в какой-нибудь угол и тихо там умирать. Я остаюсь в баскетболе.

- Майкл, что вы сделаете с кроссовками, в которых сыграете последний матч?

- Вам точно не отдам (улыбается). Мне бы хотелось их сохранить. На память.

- Как будете настраиваться на последний матч в Филадельфии?

- Хочу, чтобы он поскорее начался и поскорее закончился. Для нас эта игра уже несущественна.

- Есть ли у вас какая-нибудь цель в последнем матче?

- Да - избежать травм. На следующее утро планирую поиграть в гольф и буду очень недоволен, если мне травмируют плечо.

ФИНАЛ

Избежать травмы в последнем матче Джордану удалось. Не удалось избежать очередного поражения, но это интересовало присутствующих меньше всего. За каждым касанием мяча Его Воздушеством следовала неистовая овация, за каждым попаданием в корзину - невообразимый гвалт. Свои последние очки с игры Майкл набрал в середине третьего периода. Получив мяч у правой боковой линии от Ларри Хьюза, Джордан отошел от опекавшего его Эрика Сноу и бросил со средней дистанции. Сразу после этого Коллинз его заменил.

Филадельфийские болельщики проявили даже большее рвение, чем вашингтонцы: они начали скандировать "Мы хотим Майка!" за 6 минут до конца игры. Когда Коллинз за две с половиной минуты до финальной сирены наконец-то снова выпустил Джордана, хозяева подозрительно быстро сфолили, позволив № 23 поставить точку в собственной карьере. Оба штрафных броска за 1.45 до конца были безупречны. Последнее очко великого Джордана зафиксировано для потомков. Вашингтонцы тут же фолят в ответ, предоставив Коллинзу паузу для замены. На этот раз - окончательной. В своем последнем матче Его Воздушество за 28 минут реализовал 6 бросков с игры из 15, 3 штрафных из 4, сделал 4 подбора и 4 передачи. Всего в регулярных чемпионатах он набрал 32 292 очка - третий результат после Карима Абдул-Джаббара (38 387) и Карла Мэлоуна (36 374). Однако по средней результативности Майкл опередил всех - 30,12 очка за игру против 30,07 у занимающего второе место Уилта Чемберлена.

Джордан садится на скамейку, пытаясь не обращать внимания на призывы публики выйти на поклон. Только когда к требованиям фанатов присоединяются все игроки "Филадельфии", Коллинз почти силой выталкивает Майкла на площадку, где тот жмет руки соперникам и судьям. Потом Майкл разворачивается и уходит, накрыв голову полотенцем. Просто, без поз и речей. Уходит и закрывает целую эпоху в истории баскетбола. Звучит финальная сирена...