Газета Спорт-Экспресс № 85 (3172) от 18 апреля 2003 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 2
СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ |
КАК ДЕЛА? |
Владимир РУДНЕВ
Родился 23 января 1927 года в Москве. Нападающий. Судья международной категории. Выступал за команды "Трудовые резервы" (1945 - 1946), "Спартак" (1946 - 1951), ВВС (1952), все - Москва, "Динамо" (1953) и "Трудовые резервы" (1954), обе - Ленинград, "Спартак" Калинин (1955 - 1956). В высшей лиге отсудил 107 матчей (1967 - 1977). Семь раз попадал в списки лучших судей сезона.
- Владимир Сергеевич, семья у вас спортивная, отец - тоже футболист и судья...
- Играл еще в "Пищевике", который стал потом "Спартаком", был знаком со всеми Старостиными. А еще отец - чемпион Москвы по настольному теннису, как и сестра моя. А я играл в другой теннис - большой. Летом мы жили в Тарасовке - отец работал директором спартаковского стадиона. Туда же на дачу летом привозили Николая Озерова. Играли с ним, научил я и Сережку Сальникова - он там же, в Тарасовке, жил. Был очень талантлив во всем и довольно быстро начал меня обыгрывать в теннис. В 15 лет на 1-й разряд играл, это точно...
- По справочникам выходит, что за "Трудовые резервы" вы начали играть еще в войну...
- Качалин собрал команду в 45-м. Снял нам дачу в Валентиновке - рядом с Тарасовкой. Жили шикарно, питались в столовой рядом со станцией, одевали нас здорово. Тогда было все просто. Я приходил к администратору, он мне вываливал кучу бутс: "Выбирай!" Зарплату платили - тысячу дореформенных. А через год перешел в "Спартак"...
- Сальников уже там был?
- Нет, он пришел позже. Ему сам бог велел стать спартаковцем. Жил рядом с их базой. Когда "Спартак" шел на зарядку, Коля Дементьев брал шест для прыжков и стучал ему в окно на втором этаже... А в "Динамо" Сергей перешел, потому что отчима посадили. Ему сказали: приходи - поможем. Но отчима так и не выпустили.
- В ВВС вы играли с Бобровым. Не было дедовщины между "салагами" и "великими"?
- Нет. Такого - ты пацан, а я футболист! - не было. Хороший мужик был Бобров, хотя в игре мог и наорать. Все время требовал, чтобы в выгодных моментах ему мячи отдавали. Кричал: "Дай! Дай!" Играли однажды в Москве на "Сталинце", он крикнул, а я дал пас другому - ну он и устроил мне разнос!
- Вы еще и хоккеистом были классным...
- Тройка у нас была в "Спартаке": Игорь Нетто, Ганускаускас и я. Игорь играл здорово, только водился много. В один сезон я стал лучшим бомбардиром команды. В нашей семье любят вспоминать такую историю. Как-то, году в 47-м, собрались у нас родственники, приехал дядька, двоюродный брат... Посидели хорошо. Не хватило, брат пошел еще добывать и не нашел ничего лучшего, чем ликер "Шартрез". Жуткое пойло! А у меня на следующий день хоккейный матч. Все остались у нас ночевать - улеглись на полу в 16-метровой комнате. А утром осоловевшие поехали на игру. И я в том матче забил голов десять!
- В судейской вашей жизни эксцессы бывали?
- Особых не было. Вот только однажды финкой в меня кинули во время матча. Не попали, слава богу.. Несколько раз в южных городах были ситуации, когда и накостылять могли. Там, на Кавказе, труднее всего было судить. Подходили, предупреждали: "Если нашим не поможешь, получишь!" Но действовали и кнутом, и пряником - обхаживали, как только с самолета сходишь или с поезда, подарки какие-то придумывали. В Ереване начальник команды чего только не делал, чтобы уговорить судей. Однажды игру мне какую-то подарили - огромную, деревянную. Потом узнал, что это нарды... Как-то даже Всеволод Михайлович попросил: помоги. Я сказал: хорошо, но помогать, конечно, не стал. Такими делами никогда не занимался.
- Сейчас, бывает, игроки могут и на судей накричать. В вашей практике...
- Такого не было. К судьям относились очень хорошо. Это сейчас протесты пишут. Вот только матом ругались между собой здорово! Тогда такое было в порядке вещей и желтых карточек за это не давали.
Дмитрий ТУМАНОВ