Газета Спорт-Экспресс № 67 (3154) от 28 марта 2003 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1
ФОРМУЛА-1 |
Сергей ЗЛОБИН
СИЖУ. ЖДУ ГАРАНТИЙ. И "МИНАРДИ" ЖДЕТ
Всю зиму мы практически ничего не слышали о Сергее Злобине: россиянин, который стал первым российским пилотом "Формулы-1", категорически отказывался от интервью. И вот наконец нарушил обет молчания.
- Минувшей осенью постоянно приходили сообщения, что вы тестируете машину, а теперь, уже несколько месяцев, - тишина. Почему?
- Потому что за зиму я не проехал ни одного километра.
- Как же так? Ведь вроде бы все есть - и команда "Минарди", и пилот, то есть вы, и спонсор в лице "Газпрома", логотипы которого размещены на бортах машины.
- Что касается логотипов - все точно. Те, кто следил за двумя первыми "Гран-при" сезона, эти логотипы на машинах нашей команды видели. Но беда в том, что российская сторона пока не выполнила своих финансовых обязательств по контракту, хотя синьор Минарди в свое время получил от члена правления "Газпрома" Александра Красненкова необходимые устные и письменные заверения. Вот и получается, что реклама есть, а ездить я не могу.
- Что же вы намерены предпринять?
- А я ничего предпринимать не могу. Только ждать - и надеяться. У меня с командой трехлетний контракт, и без ведома Джанкарло Минарди я шагу не могу ступить. Получается, есть вариант, при котором три года буду сидеть и смотреть гонки по телевизору.
- Как я понимаю, это произойдет, если "Газпром" откажется быть спонсором "Минарди"?
- Именно так.
- А что тогда делать команде?
- Искать других спонсоров.
- Но это процесс не быстрый, а сезон-то уже стартовал!
- Сумма контракта "Минарди" с "Газпромом", поверьте, серьезная. Опираясь на это соглашение, команда затем заключила контракты с "Фордом", "Бриджстоуном". И если теперь все сорвется... Нет, об этом даже думать не хочется.
- Почему, по-вашему, могла сложиться такая ситуация?
- Мы с вами знаем российскую действительность. То и дело возникают проблемы, необходимо решать какие-то внутренние вопросы, утверждать бюджет. Только в Европе всего этого не понимают. И в принципе есть риск, что болиды "Минарди" через пару "Гран-при" могут вообще не выехать на старт.
- Но это же катастрофа! Еще в начале сезона боссы "Формулы-1" опасались, что количество команд окажется меньше десяти. В этом случае - по регламенту - другим придется выставлять на гонки третью машину, и президент ФИА Макс Мосли всегда заявлял, что десять - это минимум.
- При таком развитии событий резонанс, согласен, может быть очень сильным.
- Теперь - опять лично о вас. 13 марта в Эшториле состоится первый этап чемпионата мира среди спортпрототипов, в котором, насколько я знаю, вы заявлены в команде "Лаваджи". Вы поедете в Эшторил?
- Ехать туда без гарантий с российской стороны мне бы не хотелось. А пройти этот чемпионат необходимо - для получения суперлицензии. "Формула-1" действительно закрытый мир, но нам все-таки удалось туда войти. Теперь нужны тесты, практика. Любой руководитель команды скажет вам: разница между талантливым и бездарным пилотом в одну-две десятые секунды с круга! Остальное - в количестве пройденных километров. Есть некая дистанция, после которой все пилоты становятся практически одинаковы.
- И именно это самое количество километров стоит больших денег?
- Да. Но не только для россиян - для всех. Весь мировой автоспорт - подобие прокатного картинга. С той лишь разницей, что в картинге вы платите сами, а в автоспорте - спонсоры. Папа отправил сына погоняться на карте, а у мальчика стало получаться. Дальше надо платить деньги: минимум 50 тысяч долларов в год за картинг, 170 - 250 тысяч за "Формулу Рено". Британский или немецкий чемпионат "Формулы 3" стоит 1 миллион 200 тысяч, "Формулы 3000" - 500 - 800 тысяч. Понятно, что на этом этапе без спонсоров невозможно.
- Слышала, что президент Госкомспорта Вячеслав Фетисов сказал, что Россия обязательно будет в "Формуле-1".
- Мы не сможем сделать серьезного шага в "Формулу", если в России не будет хорошего национального чемпионата. А у нас нет не только хорошей трассы, но с нынешнего сезона не будет и ни одного международного формульного класса! Командам архидорого содержать "Формулу 3". Проще все распродать за бесценок и поехать на дешевых машинах. И как мы теперь будем растить молодых?
- Нет "пожарных" вариантов?
- Есть. Отправлять российских пилотов гоняться в чемпионаты Италии, Германии, а потом забирать их оттуда и пытаться двигать дальше. Но, на мой взгляд, правильнее вложить деньги в строительство трассы, привлечь телевидение, прессу. Вот тогда все закрутится. Вкладывать же в каждого пилота по отдельности - денег не хватит.
- Сейчас же реализуется именно такой вариант. Будем надеяться, что ситуация со спонсорами на днях уладится. Успеете тогда в Эшторил?
- Минарди говорит: "Прилетишь, проведешь два дня тестов по 500 километров. Тебе здоровья хватит!"
- О спортпрототипах у нас пока знают мало. Что это за машины?
- Монстры. Мощность мотора - больше 1000 лошадиных сил. На прямой такая машина идет значительно быстрее болида "Формулы-1". Помню, в Дайтоне, когда ехал в классе "Грандтуризм", у меня мечта была сесть на спортпрототип - он мимо несся на такой скорости, что показалось, будто я остановился! Большая часть российских зрителей действительно знает пока лишь "Формулу-1", но ведь на ней автоспорт не начинается и не заканчивается. По большому счету в автоспорте есть три вершины: "Гран-при Монако" в "Формуле-1", "500 миль Индианаполиса" в КАРТе и "24 часа Ле-Мана". Так вот Ле-Ман можно выиграть в абсолютном зачете только на этих самых спортпрототипах. Загадывать сейчас не буду, но у меня появился шанс стать первым русским чемпионом мира в этом классе. Поскольку наша машина - "Феррари 333" - первенство выиграет. Однозначно.
- Вас как гонщика не удивляет, что наши болельщики так "уперлись" в "Формулу-1"?
- По большому счету они правы. Популярней "Ф-1" в автомире нет ничего, вот почему так престижно в ней участвовать - и в качестве гонщиков, и в качестве спонсоров. Вот нам и надо участвовать. В противном случае все заголовки типа "Прорыв русских!" очень скоро забудутся.
Лина ХОЛИНА
ПОЗИЦИЯ "ГАЗПРОМА"
Руководитель пресс-службы "Газпрома" Игорь Плотников:
- В отношениях "Газпрома" и "Минарди" проблем нет. При этом напомню, что "Газпром" заключал рекламный контракт конкретно с "Минарди", в нем не упоминается фамилия пилота Злобина, у которого отдельный контракт с этой командой. Между "Газпромом" и Злобиным никакого контракта нет. А значит, решения об использовании или неиспользовании Злобина в гонках и тестах полностью зависят от руководства команды, а не от характера взаимоотношений "Газпрома" и "Минарди".