Газета Спорт-Экспресс № 67 (3154) от 28 марта 2003 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 2

28 марта 2003

28 марта 2003 | Футбол

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

КАК ДЕЛА?

Юрий ЗВЯГИНЦЕВ

Родился 20 апреля 1932 года в Москве. Играл за отраслевой совет "Спартака" (1949 - 1950), ВВС МВО (1951 - 1953), 1-ю мужскую команду ЦСКА (1954 - 1955). Судья всесоюзной категории (60 игр в классе "А" и "Б"). С 1982 по 2002 год - инспектор чемпионатов СССР и России.

- Кем тяжелее быть - инспектором или судьей?

- Инспектором. Видишь ошибки, а сделать ничего не можешь. А у меня темперамент острый, быстро завожусь. Живу игрой.

- Наиболее трудные матчи?

- 80-е годы. "Гурия" - "Металлист". И те, и другие сражались за то, чтобы остаться в высшей лиге. Дополнительная сложность была и в том, что на волоске висело "Динамо" Тбилиси. В день матча приехал один известный игрок "Динамо" и стал уговаривать "Гурию" сдать игру. Комбинация была такая: "Металлист" выиграет здесь, потом едет в Тбилиси и сдает игру "Динамо". Когда я об этом узнал, начал бить в набат: сообщил и милиции, и руководству города. Начинается игра. Народу - битком! Вижу, сдают игру. В первом тайме Савченко назначает пенальти - стопроцентное нарушение было. Народ прореагировал спокойно. Да и всю игру беспорядков не было. А после (1:0 так и осталось) - как смерч по стадиону прошел! Игроки голые бросились из душевых - там окна начали бить. Выбили стекла и в судейской. А потом все - и харьковчане, и "Гурия", и мы - забаррикадировались на втором этаже. Три часа сидели в осаде! К счастью, никого не убили - солдатам и милиции был дан приказ оружие не применять. Потом "Металлист" проиграл в Тбилиси, и вылетела "Гурия".

Еще случай. В 70-м Смоленск играл с "Динамо" Вологда, боролся за выход в первую лигу. В те времена помощники были местные. Тот, который смотрел за нападением Смоленска, просто не поднимал флажок. А второй все время тормозил Вологду. В перерыве я сделал им замечания. В начале второго тайма Смоленск забивает с игры хороший гол. Потом вратарь "Динамо" выходит на перехват, его подталкивают, он проскакивает "мимо денег" - гол. Не засчитываю. А за 14 минут до конца игры происходит следующее. Весь Смоленск на половине поля "Динамо", те в очередной раз отбивают мяч, и он летит на половину поля Смоленска. В центре - два игрока. Вижу, что динамовец на своей половине поля - "вне игры" нет. Да и судья флажок не поднимает (потом, правда, когда гол забили, испугался - поднял). Нападающий бежит с мячом, его защитник хватает, пытается свалить, но сам падает. Вологда сравнивает. Ко мне бежит игрок и матом: "Ты что! Ты отсюда не уедешь!" Я понимаю: удалю - действительно не уеду. После игры - снова мат, и вдруг на меня болельщики бегут с криком. И я на всю жизнь запомнил милиционера, который - сажень в плечах! - руки так поставил, что никто не смог меня достать. Но один все-таки извернулся, сорвал эмблему и очень прилично залепил ногой по ягодице. Неделю не мог прийти в себя... Стадион потом наказали, а местного судью, который офсайд не показал, сняли...

- В какой лиге труднее было судить? Во второй, говорят, вообще беспредел был...

- Правильно говорят. Но и в высшей было судить тяжело: команды находились под присмотром первых секретарей (Киев - Щербицкого, Минск - Машерова, Ташкент - Рашидова, Ленинград - Романова...) Если им что-то не нравилось, могли и уволить без суда и следствия.

- Вы по профессии энергетик. Как совмещали науку и футбол?

- Я выпускник МЭИ. Когда работал в "Гидропроекте", было трудно, приходилось искать всякие пути, чтобы ездить на соревнования. Позже, когда вернулся в МЭИ, мне всегда шли навстречу.

- Вы, кажется, и в теннис здорово играли?

- Наверное, лучше, чем в футбол. С Озеровым близко был знаком. Когда были теннисные соревнования, на время с футболом завязывал. Озерову посложнее было: играет в Тарасовке за дубль, потом со второго тайма уходит под видом травмы или еще чего и едет на спектакль во МХАТ.

Дмитрий ТУМАНОВ