Газета Спорт-Экспресс № 56 (3143) от 15 марта 2003 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 3

15 марта 2003

15 марта 2003 | Шахматы

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ШАХМАТЫ

Руслан ПОНОМАРЕВ

НЕ БОЯЛСЯ И НЕ БОЮСЬ НИКОГОЮ, ВКЛЮЧАЯ КАСПАРОВА

Чемпион мира ФИДЕ по итогам Линареса-2003 стал пятым, хотя во втором круге выступил очень сильно. Объяснение относительной неудаче сам гроссмейстер формулирует так: "захотелось в шахматы поиграть".

- Как оцениваете свое выступление?

- Как-то получилось, что не сумел толком подготовиться к турниру. Приехал из Вейк-ан-Зее, надо было немного отдохнуть, прийти в себя... Были разные заботы, связанные с матчем...

- Поездка в Москву на переговоры с президентом ФИДЕ Кирсаном Илюмжиновым отняла много энергии?

- Это была необходимая процедура. А то, что сделано, - сделано. Я не люблю задним числом рассуждать: стоило ехать, не стоило... Раз поехал - значит, считал, что надо.

- Первый круг Линареса-2003 вы провалили, а во втором сыграли очень неплохо. Как сказал ваш тренер, даже разделили по итогам 2-го круга 1 - 2-е места. Как удалось перестроиться по ходу турнира?

- Сначала действовал чересчур агрессивно - надеялся побороться за 1-е место. Во многих партиях играл пешкой "g" - от короля. А когда неудач набралось слишком много, решил, что пора остановиться: надо ведь заботиться и об итоговом результате, он должен быть приличным... Вот и стал вести себя осмотрительнее. И даже такой игры хватило, чтобы во 2-м круге поделить 1 - 2-е места.

- Осторожность осторожностью, но с Анандом вы на доске такое закрутили - черт ногу сломит!

- Хотел попытаться использовать белый цвет и немного забыл про осторожность. Хорошо, что все обошлось: стоял-то, если честно, безнадежно...

- Что думаете об игре соперника по матчу за корону ФИДЕ?

- На игре Каспарова сказались результаты его партий с Раджабовым и Вальехо. Леко выиграл обе партии у Раджабова и выиграл турнир. Каспаров имел по итогам микроматча с Раджабовым "минус один" и в результате отстал от Леко на пол-очка. Наверное, так и надо было действовать, как Леко: со всеми сыграть 1:1, а побеждать тех, кто послабее. Но хотелось ведь поиграть в шахматы!

- Выиграв в Москве чемпионат мира ФИДЕ, в гостинице "Москва" вы сказали мне, что сильнейший шахматист мира - Каспаров. И добавили, что в принципе готовы сыграть с ним матч. В разговоре принимал участие Михаил Никитович Пономарев. Помню, когда я начал было расхваливать качества Каспарова, он меня шутливо, но настойчиво оборвал и дал понять: какой игрок Каспаров, вы прекрасно знаете, но бояться кого бы то ни было не привыкли. Ваше мнение о Каспарове с тех пор не изменилось?

- Не изменилось. Изменились обстоятельства, при которых мы говорили о Каспарове. Гарри Кимович - очень сильный и интересный игрок. К этому добавить вроде и нечего. Как и к тому, что вам год назад сказал Михаил Никитович: я никогда никого не боялся за доской. И не боюсь. В том числе и Каспарова.

- Это вы "за Каспарова" думаете?

- А почему нет? Ведь не ничьи же мы сюда приезжаем делать! Мы едем в Линарес играть в Шахматы! (Руслан произнес это слово именно так - как если бы оно начиналось с большой буквы. - Прим. Ю.В.)

- Прошлогодний Линарес и Линарес-2003, как говорят на родине гроссмейстера Михаила Голубева, в Одессе, "две большие разницы"...

- Да нет, они в чем-то даже похожи... Ведь ни тогда, ни сейчас я толком не готовился к турниру. Вообще у меня наметилась странная закономерность: чем серьезнее турнир, чем сложнее, тем меньше я к нему готовлюсь. Но в прошлом году получалось получше. Может быть, потому, что выбрал более рациональную тактику: черными быстренько делал ничью и уходил домой отдыхать. А тут что-то на меня нашло, захотелось в шахматы поиграть...

- Довольны тем, что переговорный процесс в связи с вашим матчем против Каспарова завершился? Можно теперь сосредоточить усилия на подготовке к матчу.

- Завершилась только предварительная часть переговоров. Мы подписали декларацию о том, что матч состоится.

- В решениях Президентского совета ФИДЕ в Бухаресте сказано, что ваш матч с Каспаровым будет играться за титул чемпиона мира ФИДЕ...

- Хорошо, что в этом вопросе появилась ясность. Но я хотел бы иметь полную ясность и по всем вопросам, касающимся матча. И до тех пор, пока не подписан юридический контракт, не могу сказать, что все совершенно ясно. Кроме того, необходимо иметь банковские гарантии призового фонда. В Аргентине, как мы знаем, обстановка нестабильная - все может произойти. Пока не увижу официальных банковских гарантий, считать, что предварительный этап подготовки к матчу завершен, не могу. И надо еще посмотреть, какие там условия для игры. Мой представитель должен поехать в Буэнос-Айрес, все внимательно изучить на месте...

- На какой стадии переезд в Киев, который вы намечали?

- В стольный град будем перебираться месяца через три-четыре.

- С семьей?

- Да. И с тренером.

- А кто сейчас ваш основной тренер?

- Борис Михайлович Пономарев.

- Сын замечательного Михаила Никитовича Пономарева, у которого сердце не выдержало...

- Михаил Никитович занимался в основном организационными вопросами, а тренировал меня и на соревнования со мной ездил Борис Михайлович.

- Бывали раньше в Киеве? Как вам столичная жизнь?

- Нормально. В столице часто приходится бывать по делам. Так что переезд во многом вызван и необходимостью.

- Что думаете об игре второй пары претендентов - Леко и Крамника?

- Крамник, как мне показалось, играл в свои обычные шахматы и ни в одной партии не имел сколь-нибудь серьезной проблемы. Леко играет в хорошие, боевые шахматы. Меня удивило, что, проведя за доской с Каспаровым семь часов, он потом и со мной играл столько же. Откуда столько энергии у человека?!