Газета Спорт-Экспресс № 52 (3139) от 11 марта 2003 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1

11 марта 2003

11 марта 2003 | Хоккей - НХЛ

ХОККЕЙ

НХЛ. Регулярный чемпионат

TRADE DEADLINE

В Северной Америке XX - XXI веков во второй вторник весны начиная с 15 часов по времени восточного побережья в НХЛ наступает "трейд дэдлайн" (дословный перевод с английского - "мертвая линия" обменов), то есть запрещаются все переходы игроков из одного клуба в другой. Его действие отменяется после завершения финального матча розыгрыша Кубка Стэнли.

Официальный ежегодник Национальной
хоккейной лиги (под редакцией Дэна Даймонда).
Торонто, 2002 г.

ВЗГЛЯД ИЗ АМЕРИКИ

ЯРМАРКА ЗВЕЗД, ТАЛАНТОВ И СЛУХОВ

Слава МАЛАМУД

В то только в России оперируют интригующим термином "Юрьев день". Здесь, в прагматичной Америке, все проще и жестче. Крепостного права, с которым настоящий Юрьев день тесно связан, тут и в помине не было - его с успехом заменяло рабство. И последний день обменов в НХЛ здесь называют, минуя громкие эпитеты, "дэдлайн". Если буквально, то - "мертвая линия". Можно и "линия смерти". Кому как милее.

ЗАПАТЕНТОВАНО НХЛ

Впрочем, это всего лишь терминология, и умирает тут только активность на рынке рабочей силы. А также шансы некоторых аутсайдеров завершить сезон на мажорной ноте. Этим абстрактным удовольствием неудачники охотно жертвуют, отпуская на все четыре стороны дорогостоящих ветеранов с истекающими в конце сезона сроками контрактов. Как правило, звезды расходятся дешево - за пару-тройку выборов на драфте, молодежь, игроков фарм-клубов. Но это все же лучше, чем отпустить хоккеиста на рынок свободных агентов, не получив взамен ничего.

В роли покупателей на этой сельской (хотя здесь более применимо слово "фермерской") ярмарке выступают богатые фермеры - команды, выходящие в плей-офф и пытающиеся усилиться за счет одного-двух сильных игроков, взятых напрокат до конца сезона.

Юрьев день в НХЛ - событие уникальное даже для Северной Америки! В других местных видах спорта ничего подобного не наблюдается. В американском футболе, например, игроку гораздо легче стать свободным агентом, и поэтому громких обменов там почти не бывает. В бейсболе и баскетболе система взаимоотношений игроков и клубов, а также специфика формирования команд тоже сильно отличаются от хоккейных. Так что НХЛовский муравейник в последний день до замораживания составов - в диковинку даже американцам. Некоторые считают, что лихорадка Юрьева дня - самая интересная часть хоккейного сезона.

ЗВЕЗДЫ И СТРОЙБАТ

Естественно, бурная деятельность, проявляемая генеральными менеджерами, для которых этот день - самый занятой в году, не идет ни в какое сравнение с активностью журналистов и болельщиков. Слухи, производимые на свет этой пестрой группой, как обычно бывает, намного превосходят любые задумки даже самого экстравагантного хоккейного деляги. Болельщика ведь, как известно, хлебом не корми - дай лишь мысленно нарисовать на груди какой-нибудь звезды эмблему любимого клуба. Некоторые из слухов, замечу, небезосновательны, другие - слегка притянуты за уши, третьи являются не более чем домыслами, а четвертые - плодом больного воображения некоторых нетерпеливых болельщиков.

В последние перед "дэдлайн" дни в хоккейных кругах почти не говорят о матчах - вся энергия уходит на обсуждение контрактов, статистических данных, всевозможных вариантов обменов и вытекающих из них последствий. Фразы "двух юниоров он никак не стоит", "зачем им еще один грайндер (разрушитель)" и "красная цена - два драфт-пика" можно услышать только в Юрьев день. Иногда эти слухи интригуют, иногда - вызывают усмешку, а порой кажется, что их сочиняют не вполне здоровые люди.

Когда два года назад вся лига ждала от "Баффало" обмена забастовщика Майкла Пеки, какие только варианты не предлагались доморощенными менеджерами! Особой популярностью пользовался слушок о якобы готовящейся сложнейшей сделке с "Флоридой" и "Калгари", в результате которой "Клинки" получали бы... обоих Буре. Представить братьев Буре в форме "Баффало" приблизительно так же легко, как Филиппа Киркорова - в стройбатовском ватнике, но мечтателей это не смущало.

ДОЮРЬЕВСКОЕ ГУЛЯНЬЕ

Впрочем, довольно часто пыл прогнозистов охлаждается задолго до Юрьева дня. Некоторые менеджеры, дабы избавить себя от нервотрепки, предпочитают завершить крупные сделки заранее. К примеру, два года назад самые громкие обмены произошли за неделю до "дэдлайна" - бастующий Николай Хабибулин отправился в "Тампу", а Теему Селянне перебрался из южной части Калифорнии в северную. Самому Юрьеву дню достался лишь переход Кейта Ткачука в "Сент-Луис".

В прошлом сезоне последний день обменов отметился приездом Дарюса Каспарайтиса в Колорадо и сделкой между "Нью-Джерси" и "Далласом", отправившей на юг Джейсона Арнотта. Все это случилось на следующий день после обмена Павла Буре и, естественно, несколько блекло в сравнении.

Похоже, что и в этом году события Юрьева дня не смогут затмить "доюрьевское" гулянье. Под звуки фанфар вернулся в Нью-Йорк Алексей Ковалев. Покинули зал торга в объятиях новых хозяев Оуэн Нолан и Брайан Марчмент. Обмены Кайла Макларена, Сандиса Озолиньша и Сами Капанена уже и вовсе начинают забываться.

Однако для местных любителей острых ощущений всегда найдутся причины ждать чего-то особенного. Например, приобретет ли "Детройт" столь нужного ему защитника-разрушителя? И обменяет ли "Сан-Хосе" Теему Селянне? А может, этот Юрьев день подкинет какой-нибудь сногсшибательный сюрприз? Что-то, заставляющее развести руки и уведомить пресловутую бабушку о своем крайнем удивлении. Что ж, не исключено, ждать осталось недолго.

Вашингтон