Газета Спорт-Экспресс № 24 (3111) от 3 февраля 2003 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1

3 февраля 2003

3 февраля 2003 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

Анатолий БЫШОВЕЦ

ВАЖНО НЕ ГДЕ РАБОТАТЬ, А КАК И С КЕМ

Его, кажется, знают все. В салоне первого класса рейса Москва - Ларнака с вице-президентом ФК "Химки" фотографируются его попутчики. Он не отказывает - позирует, улыбаясь. Чуть попозже с ним попытаются выпить за знакомство. Бышовец попутчика, имя и фамилия которого ему неведомы, осадит. Вежливо, но твердо. На выходе из аэропорта Ларнаки, дожидаясь машину, откланивается каким-то людям, которые зачастую будут совмещать приветствие с Анатолием Федоровичем и прощание. В отеле, где живут на Кипре "Химки", картина происходящего изменится не сильно. Горячо жать руку Бышовца будут уже киприоты. А по ходу спарринга "Торпедо-Металлурга" и липецкого "Металлурга" оба главных тренера соперничавших команд засвидетельствуют свое уважение человеку, с которым некогда работали. В качестве игроков. У Анатолия Бышовца в этом году юбилей - 40 лет назад он первый раз попал на сборы. За эти годы было всякое. Перечислять титулы и заслуги этого человека не стоит. Его действительно в мире футбола знают все. А он вот уже второй год как вице-президент скромного клуба первого дивизиона.

- Ваша работа в "Химках" это общественная нагрузка, способ заработать небольшие, но все-таки деньги или нечто иное?

- Почему-то когда разговор заходит о Бышовце, сразу поднимается тема денег. Деньги это просто мера твоего таланта, оценка труда человека. Но не они должны стоять на первом месте, когда речь идет о работе. Жизненные обстоятельства не вынуждают меня хвататься за тот или иной вариант. Я обеспеченный человек и могу позволить себе думать о творческой стороне дела, а уже потом - о деньгах.

- Итак, "Химки" - это просто работа для души?

- Во-первых, я живу в Химках. Во-вторых, мне интересно работать в клубе, который был создан президентом клуба бывшим мэром Химок, а сегодня депутатом Московской областной думы Кораблиным. Смею надеяться, что и смог вложить в это дело часть своего труда. В-третьих, мне комфортно в "Химках".

- А где было некомфортно? В "Анжи"?

- И в "Анжи" было комфортно. Те два месяца я могу вспоминать только по-доброму. Команда просила президента клуба оставить меня в Махачкале! Это, согласитесь, приятно.

- Вы тогда ушли после поражения в финале Кубка. Это главная причина расставания с "Анжи"?

- Мне предложили контракт с "Бенфикой", но в последний момент все сорвалось. Пригласили в "Химки". Клуб мог вылететь во второй дивизион, но мы сумели выстоять, встали на ноги и теперь нам есть чем гордиться.

- Чем именно?

- Самое главное - у нас есть свой болельщик. На домашние игры команды в среднем собирается четыре тысячи зрителей. А ведь мы представляем город, расположенный сразу за Московской кольцевой автодорогой. Людям есть куда пойти, но они ходят на игры своей команды. У нас добротный клуб, который живет по средствам, постепенно развиваясь. Нам всего шесть лет, но уже есть достижения. Выход в четвертьфинал Кубка страны, например. Это неплохо для клуба, который не может позволить себе покупку игрока дороже пятидесяти тысяч долларов.

- "Химки" небогатый клуб?

- Мы живем по средствам, пытаясь развиваться. Сделано искусственное поле, нормально работает школа. Вторая команда, в которой работают недавно завершившие карьеру игроков Богомолов и Царев, выступает в КФК. У нас есть система, которая уже начинает приносить отдачу.

- Но говорить о выходе в элиту российского футбола применительно к "Химкам", видимо, нельзя.

- Мы не готовы к решению подобных задач. Пока нет возможностей. Цель иная - создать в клубе атмосферу, которая позволяла бы расти молодым, зачастую малоизвестным футболистам, помогая начинающим тренерам. Деркач и Смертин сегодня только начинают свой путь в футболе в качестве тренеров. Они талантливые ребята. С ходу сумели занять седьмое место в первом дивизионе. Это результат! Я же пытаюсь помочь им в меру своих сил.

- А вам не скучно в первом дивизионе?

- Важно не где работать, а с кем и как. В этом смысле мне моя работа в "Химках" интересна.

- В чем вы находите удовольствие от работы в первом дивизионе?

- У нас неплохая команда. Я в меру своих сил пытаюсь связать время Якушина, Аркадьева, Николая Морозова, Николаева со временем Деркача, Евгения Смертина, Алейникова, Шалимова. Я застал этих корифеев в расцвете сил и дожил до того времени, когда талантливые игроки стали молодыми тренерами. Я желаю и Шалимову, и Алейникову успехов в новом сезоне. Это важно для игры в целом. Хочется попытаться создать противовес тому нравственному перекосу, который есть сегодня в нашем футболе. Мне кажется, что-то у меня получается.

- Вы бываете с "Химками" в поездках?

- Уже год не езжу с командой на выездные матчи.

- "Бенфика", "Зенит", "Торпедо-ЗИЛ", "Сатурн". Ваше имя постоянно мелькает в списках кандидатов на тот или иной вакантный тренерский пост. Многие даже считают, что вся эта шумиха раздувается именно вами с целью привлечения внимания к своей персоне.

- Это здорово, что люди так думают Но у меня и так все нормально. Вниманием к себе я не обделен.

- Но вы можете сказать, с руководителями каких клубов вы реально контактировали на предмет возможной работы?

- Летом прошлого года ко мне обращались представители "Сокола". Мы не сумели понять друг друга. Позже я встречался с руководителями "Анжи", пытавшимися всеми силами спасти команду от вылета из премьер-лиги. Недавно предлагали поехать работать в Санкт-Петербург, который я очень люблю. Приглашало местное "Динамо".

- Почему отказались?

- А как соглашаться, когда есть моральные обязательства перед руководителями, тренерами, футболистами "Химок". Да и задачи у нас, к слову, похожие. И потом, я знаю цену победам в первом дивизионе. Согласитесь, после успехов в матчах со сборной Италии, Голландии трудно найти удовольствие, выигрывая в этом турнире. Победа в первом дивизионе - это не всегда успехи тренера.

- В новом сезоне первый дивизион станет больше. Количество клубов в нем выросло с восемнадцати до двадцати двух. Ваше отношение к этому?

- Качества нет там, где есть массовость. Поэтому я всегда предпочитаю быть в меньшинстве.

- Вам не обидно, что вы не востребованы на высшем уровне, хотя еще полно сил и здоровья, есть идеи и желание их реализовать?

- На рынке трудно что-то купить, имея в кошельке только крупную купюру. Там она не в ходу. На рынке нужны разменные купюры. Мы тоже на рынке, но иного свойства. И я сознаю, что содружество со мной ноша не из легких. Не всякий президент возьмет такого человека в команду.

- Будьте проще.

- Во-первых, уже поздно. И потом, нельзя изменять себе.

- В свое время вы стали главным тренером национальной сборной на волне успехов "Зенита", лидировавшего в чемпионате. А в итоге вскоре лишились работы и в клубе, и в сборной. Не жалеете, что решили принять сборную, несколько упустив дела в "Зените"?

- Не жалею. "Зенит" спустя год выиграл Кубок страны. Костяк команды составляли игроки, которых я привез в Санкт-Петербург. Для сборной удалось открыть Смертина, Семшова, Панова, Соломатина, Серебренникова. Другое дело, что мой случай - лишнее доказательство, что совмещать два поста нельзя. Поэтому мне непонятно, почему эта практика жива у нас и поныне. Тем более принято решение исполкома РФС о запрете на совмещение постов тренером в клубе и сборной. Это не выпад против Валерия Газзаева, сборной, ЦСКА. Я всем желаю только всяческих успехов. Рад за нынешнюю сборную, она мне симпатична! Но ведь ясно, что рано или поздно начнет страдать дело или в клубе, или в сборной. Это ведь подтверждает опыт, накопленный десятилетиями! Есть, в конце концов, пример "Спартака".

- После вашей отставки с поста главного тренера национальной сборной прошло довольно много времени. Вы можете объяснить, что тогда произошло с командой? Почему она проигрывала всем подряд?

- Мне говорят - пиши книгу, станет бестселлером. Только напиши всю правду, все, что знаешь, что пережил. А я не хочу. Я живу в согласии с самим собой. Сказать все, что знаю, не могу. Многое и так известно специалистам и болельщикам. Но зачем говорить об этом, когда у нас видимое зачастую сознательно делают невидимым?!

- Для вас то фиаско было ударом?

- Было неприятно, что большое дело обернулось фарсом. Впрочем, чемпионат мира в Японии нас всех рассудил.

Андрей АНФИНОГЕНТОВ

Ларнака