Газета Спорт-Экспресс № 19 (3106) от 28 января 2003 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

28 января 2003

28 января 2003 | Шахматы

ШАХМАТЫ

КАСПАРОВ - DEEP JUNIOR

ПЕРВЫЙ РАУНД: КОМПЬЮТЕР В НОКДАУНЕ

В воскресенье в Нью-Йорке Гарри Каспаров на 27-м ходу выиграл первую партию матча с компьютерной программой Deep Junior

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Вейк-ан-Зее

У свежеиспеченного победителя голландского супертурнира Вишванатана Ананда спросили, кто возьмет верх в матче Каспаров - компьютер в Нью-Йорке. Индийский гроссмейстер ответил не задумываясь: Каспаров. Видимо, Виши основывается на собственных ощущениях. Ведь он не раз проводил с машиной в Германии показательные поединки. И всегда успешно. В основном это были быстрые шахматы, в которых электронный "головастик" особенно силен. Тем не менее Виши подобрал ключи к своему сопернику. Главное, считает Ананд, не надо демонизировать автомат. У него все еще есть слабости, которые можно использовать.

Мы дискутировали с Анандом на тему борьбы человека с компьютером во время одного из турниров во Франкфурте. Виши говорил тогда, что гроссмейстеры должны принять конвенцию, запрещающую организаторам соревнований допускать к ним участников с электронными мозгами. В 2000 году в Дортмунде впервые компьютерная программа Deep Junior - сегодняшний соперник Каспарова - была включена в турнир людей. Тогда неживой оппонент смотрелся неплохо среди живых и занял достойное место в середине турнирной таблицы. Конечно, выпускать этих электронных монстров на поединки с людьми нельзя. Тех нервирует конкуренция с "потусторонней материей". Хотя, может, она "посюсторонняя"? Но, согласитесь, машине без разницы, с кем играть, она вступит в схватку и с пылесосом, если тому поставят шахматную программу. А вот человеку неприятно, когда напротив стоит железяка с мерцающим мертвенным светом экраном, на котором практически мгновенно возникает ответ на любой, даже самый глубокий с точки зрения разумного существа ход. В считанные доли секунды этот калькулятор просматривает миллиарды позиций и выбирает лучший, по его мнению, ход. Человек ведь отлично знает, что его электронный соперник подсматривает в шпаргалку. На это мне жаловались и Ананд во Франкфурте, и Карпов в Вейк-ан-Зее, и Каспаров после Филадельфии-96. Но все остается по-прежнему.

Соревнования людей и компьютеров недопустимы не только из-за психологических проблем Homo Sapiens. Игра человека с машиной и с другим человеком отличается кардинально, и человеку очень трудно переключаться с одного соперника на другого. А вот участвовать в таких показательных матчах время от времени можно. Если расценивать их как научный эксперимент. Однако люди (не шахматисты, а простые обыватели) так созданы, что их не устраивает этот пресный термин - "научный эксперимент". Слово "война" им больше по сердцу. И после неудачного для него матча с Deep Blue Гарри, подыгрывая инстинктам толпы, воскликнул: "Это - война!"

Война человеческого интеллекта с искусственным. Война могущественных корпораций с героями-одиночками.

Но война ли? Может, все-таки шоу? С лихо закрученным сценарием и неплохим гонораром для его участников.

DB умер в лаборатории "Ай-би-эм" и унес с собой в могилу тайну того матча. Была ли там помощь 500-процессорным электронным шкафам в ходе партий, как утверждал Каспаров, или это только плод его фантазии и самолюбия? Сие мы не узнаем никогда...

Электронщики придумали словечко "тестирование". Они сластят нам пилюлю: дескать, гроссмейстеры тестируют их электронных скромняг. Ну-ну... Кто кого тестирует, ребята?! После матча с Deep Blue в Нью-Йорке этот вопрос не кажется праздным. Мне довелось присутствовать на том поединке, и я отлично помню, что первую партию тогда Гарри тоже выиграл поразительно легко. А потом начались чудеса в решете.

Пока гроссмейстеры не приняли антикомпьютерную конвенцию, компьютерщики тихой сапой делают свое черное дело: выхолащивают из шахмат живую душу, заменяя эмоции "сплошной гребенкой перебора". Эту фразу я впервые услышал от Каспарова во время его первого матча против Deep Blue в Филадельфии. Гарри говорил мне, что, когда суперкомпьютеры начнут перебирать все возможные ходы со скоростью миллиард позиций в секунду, это обеспечит прочесывание всех (!) позиций на глубине 7 ходов. И тогда человек будет бессилен. Впрочем, через год Гарри пришел к другому, более оптимистичному выводу: еще не вечер в борьбе человека с компьютером. Потому что в распоряжении человека есть божественный инструмент - интуиция.

Звучит красиво. Но в обычной шахматной партии все ведь упирается в довольно банальные вещи: например, в дебют. Если человеку удастся выйти из него с перевесом, то техники Каспарова хватит на то, чтобы дать сеанс десятку Deep'ов всех систем. Что, собственно, и произошло в первой партии Каспарова с Deep Junior, которую для читателей "СЭ" комментирует исторический соперник Гарри Кимовича. Среди людей.