Газета Спорт-Экспресс № 12 (3099) от 20 января 2003 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 3

20 января 2003

20 января 2003 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. Межсезонье

ДЛЯ ЦСКА СУББОТА И В ИЗРАИЛЕ НЕ ВЫХОДНОЙ

Павел АЛЕШИН

из Кейсарии

В субботу у жителей Израиля был единственный в неделе выходной - шабат. Еще с вечера пятницы на отдых в отель "Дан Кейсария" потянулись машины из Тель-Авива, Хайфы и других близлежащих городов. Гулянка продолжалась часов до трех ночи. И только второй этаж, где обосновались футболисты ЦСКА, был погружен во тьму. Армейцы тоже приехали в пятницу вечером, но отправились не за стол, как все остальные, а прямо с колес на поле.

- Это была легкая тренировка для втягивания в рабочую атмосферу. Нагрузки пойдут завтра, - подзадорил главный тренер Валерий Газзаев покидавших поле футболистов, с которых, отражаясь в свете прожекторов, катили причудливыми бусами ручьи пота. Немудрено, что уже в 10 вечера армейцы спали как убитые. Они не задержались надолго даже за традиционным праздничным тортом по случаю дня рождения Дмитрия Кириченко.

Наутро Газзаев был крайне расстроен: вопреки прогнозам за окнами хлестал настоящий ливень. Тренер в надежде расспрашивал обслуживающий персонал отеля - надолго ли? В ответ местные жители только пожимали плечами. Но, словно услышав молитвы, за полчаса до начала утренней тренировки дождь прекратился, капельками оставив следы лишь на траве: поле выглядело, как после утренней росы, вся влага ушла. Посмотреть занятие москвичей собралось немало любителей футбола, в основном русскоязычных, которые особенно заинтересовались Гейнрихом, уловив в его фамилии что-то родное. Но вскоре выяснилось, что мама у Александра русская, а папа немец, и интерес к нему поддерживался уже наравне с другими новичками.

- Просыпайтесь, просыпайтесь, - тормошил игроков Газзаев, требуя, видимо, побольше эмоций, потому что старания хватало и так.

И по ходу всего занятия тренер не переставал подначивать подопечных. Футболистов ЦСКА нередко спрашивают, помогают ли им газзаевские указания по ходу матча. Ответы получаются разными. Но вот пришлось убедиться на деле в пользе тренерских эмоций.

- Братаны, ну что же вы позволяете так себя возить, - кричал он братьям Березуцким, уже долгое время водившим в "большом квадрате".

И один из "братанов" (а отличить близнецов невозможно: даже Газзаев потом в двусторонке называл Васей того и другого, хотя играли они в разных командах) моментально перехватил пас и вырвался-таки из "заколдованного квадрата".

- Дима, не пропусти, - призывал тренер через все поле Крамаренко, перед которым оказались с мячом сразу трое атакующих.

И вратарь блестяще отразил подряд три удара в упор.

- Нынешний и прошлогодний ЦСКА в это время - небо и земля, - заметил известный в прошлом защитник кишиневской "Молдовы" Лазарь Бурд, вот уже четверть века живущий в Израиле. - Тогда бросались в глаза явные усилия, которые прилагали игроки для восприятия тренерских заданий, нагрузок. А сейчас все катит как по маслу. Помню, как Газзаев ходил по полю и словно шахматные фигуры расставлял футболистов, объясняя им их позиции в том или ином тактическом рисунке. Теперь этого нет и в помине.

- Так и должно быть, - прокомментировал Газзаев. - В прошлом году команда, по сути, формировалась заново, футболисты притирались друг к другу, еще не совсем представляя себе, для чего они так пашут, убиваются на тренировках. Но завоеванные Кубок России и серебро чемпионата показали: такая титаническая работа стоит свеч. И теперь налицо уже более осознанный подход к тренировочным нагрузкам, которым старожилы увлекают и новичков. И в нашей тактике для них уже сегодня нет секретов. Наблюдая за двусторонней игрой, могу теперь спокойно греться на солнышке.

Лукавит тренер - чего-чего, а находиться в покое у Газзаева никак не получается. Присел было он на мяч на пригорке, время от времени корректируя действия футболистов в двусторонней игре, но, наверное, и сам не заметил, как очутился в центре штрафной, широко жестикулируя при объяснении ошибок обороняющихся.

А игрокам от понимания стоящих перед ними задач не легче. Даже после утренней тренировки игровой направленности с непривычки можно было и ноги протянуть.

- Иржи, как самочувствие? - поинтересовался Газзаев у самого громкого приобретения ЦСКА, полузащитника Ярошика.

- Вечером все, капут, - попытался улыбнуться в ответ все больше прибавляющий в знании русского чешский гигант и для убедительности изобразил ладонями крест.

Но и Ярошик, и другой новичок - Гейнрих выдержали и вечерние истязания. Газзаев пообещал после игровых упражнений десять забегов по 1200 метров с контролем времени на каждой 200-метровке и минутным отдыхом после каждого забега. Бежали двумя группами, лидерами которых были уже испытанные предсезонным марафоном бойцы - Семак, Попов, Гогниев, Гусев, Шерщун. Примерно после шестого забега тренер с сочувствием осмотрел свою группу, потом - ограниченный стойками прямоугольник, вздохнул...

И зрители решили: наверное, все, пожалеет он игроков. Как бы не так! После окончания заключительного, десятого, забега тренер окинул испытующим взглядом свое подразделение и вроде бы предложил, а на самом деле скомандовал:

- Давайте еще разок в честь завтрашнего дня рождения Спартака Гогниева. Давайте-давайте, ребята. Ведь это же ваш товарищ.

Алан Кусов, отвыкший после ухода Газзаева из "Алании" от таких нагрузок, казалось, едва не рухнул на газон. Ему приходится тяжелее всех. Но побежал и добежал вместе со всеми. А на поле Кусов оставляет пока едва ли не самое яркое впечатление. ЦСКА как раз не хватало в середине столь техничного и в то же время мощного футболиста. Разносторонние способности Кусова и Ярошика позволяют тренерам варьировать тактическую палитру команды, которая уже приступила к освоению новых фрагментов в своей игре. После 11-го забега игроки опять с тревогой покосились в сторону тренера, и дружный вздох облегчения вырвался у них, когда Газзаев, наконец, выдернул из земли одну из таких ненавистных стоек, ограничивающих этот каторжный двухсотметровый периметр.

Тяжелый шабат, к огорчению израильтян и к радости армейцев, наконец закончился. Отель опустел, и ЦСКА остался в одиночестве коротать трудовые будни. Выходные для армейцев наступят только в последний день января, когда рано утром они отправятся из Тель-Авива в Москву.