Газета Спорт-Экспресс № 10 (3097) от 17 января 2003 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1

17 января 2003

17 января 2003 | Хоккей - Россия

ХОККЕЙ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. СУПЕРЛИГА

Александр СЕМАК:
"В НХЛ ТЕПЕРЬ ИГРАЮ... НА ТОТАЛИЗАТОРЕ"

GOOD BYE, AMERICA!

С Игорем РАБИНЕРОМ

В феврале ему исполнится 37. До такого возраста в спорте долетает редкая "птица" - а он вопреки всем законам природы спустя 17 лет по второму разу сменил тихую заводь "Салавата Юлаева" на бурлящую динамовскую Ниагару. С одинаково жесткими тренерами - тогда Моисеевым, теперь Билялетдиновым (с которым юный Семак в первое динамовское "пришествие" вместе выходил на лед!), одинаково беспощадными болельщиками и высшими требованиями.

Сейчас уже впору включать в Красную книгу последних наших действующих олимпийских чемпионов по хоккею - Альбервилля-92. Что уж тогда говорить об участниках трех матчей, признанных самыми великими в хоккейной истории, - финальной серии Кубка Канады-87 между хозяевами и сборной СССР! 6:5, 5:6, 5:6 - так, увы, в итоге не в нашу пользу закончились те встречи, в которых пятерке Ларионова противостояли Гретцки и Марио Лемье в одном звене. И о которых Семак сейчас говорит: "Сидишь на скамейке, смотришь на площадку - и балдеешь. И от наших, и от соперников".

Молодое поколение болельщиков, должно быть, и не ведает, что сегодняшний "дедушка" из "Динамо" начала XXI века - один из героев того хоккейного эпоса. В овертайме первого матча именно 21-летний динамовец отправил в "девятку" ворот Гранта Фюра победную шайбу. Говорят, тренер канадцев Майк Кинэн, узнав, что красивейший гол забил не Макаров и не Крутов, а Семак, озадаченно вскинул брови: "А кто это?" Когда Семак сравнял счет - 4:4 - и в третьем матче серии, великий тренер уже не удивлялся. А спустя годы, когда Александр играл за "Нью-Джерси", во время долгих авиаперелетов тренеры нередко включали видеокассеты с записью тех матчей, и в момент победного гола партнеры подтрунивали над Семаком: "Что-то парень, который забил, подозрительно на тебя похож!"

В конце 80-х - начале 90-х Семака в нашей стране знали все. Сейчас, после возвращения из Америки и Германии, он выяснил, что в моде другой Семак - Сергей, капитан футбольного ЦСКА. И если раньше в прессе армейца порой ошибочно именовали Александром, то теперь уже самого динамовского ветерана нет-нет да и назовут Сергеем.

- Мне даже в голову не приходит расстраиваться по этому поводу, - улыбается Александр Семак. - Прекрасно понимаю, что время не остановить, и, наоборот, иногда извлекаю пользу из нынешней популярности моего однофамильца, с которым, кстати, лично не знаком. Как-то остановил за мелкое нарушение гаишник, вгляделся в документы и говорит: "А, футболист? Ну езжай". Я спорить не стал...

Самоирония в человеке, который многого достиг, всегда привлекает. "Я, - говорит Семак, - когда-то из-за травмы Ларионова пару матчей провел за сборную в тройке с Макаровым и Крутовым, а теперь вот с сыном Крутова в "Динамо" выхожу. Немного странное ощущение. Так еще несколько лет - и внуков на лед, кряхтя и с палочкой, выводить буду!"

НЕВЕЗУЧИЙ ЧЕМПИОН

Если попристальнее приглядеться к карьере Семака, в глаза бросится фантастическое, чудовищно несправедливое невезение. Да, на одной чаше весов - двукратное чемпионство в "Динамо", два титула "взрослого" чемпиона мира и один - среди молодежи. Был еще Кубок Тернера - аналог Кубка Стэнли в ИХЛ, где весной 98-го нападающий "Чикаго Вулвз" Семак вдобавок был признан самым ценным игроком плей-офф.

А что на другой чаше? Для начала наш герой, несмотря на все свои подвиги 87-го, не выиграл Кубок Канады. Потом "проехал" мимо обеих золотых для нашей сборной Олимпиад - Калгари-88 и Альбервилля-92. Из состава, отправлявшегося на первую, его за день до вылета исключил Виктор Тихонов, а за два месяца до второй Семак уехал в НХЛ.

Дальше - больше. В начале 95-го Александр, недовольный тем, что тренер "Нью-Джерси Дэвилз" Жак Лемэр сделал из атакующего центрфорварда фактически третьего защитника, попросил обмена и был отправлен в Тампу - а спустя несколько месяцев "Дьяволы" завоевали Кубок Стэнли, так самому Семаку и не покорившийся. Кубок мира-96 ограничился для него первым матчем с канадцами, во время которого Брендан Шэнахэн ударом клюшки сломал ему нос.

Но и это еще не все. Последний шанс вернуться в НХЛ из фарм-клуба "Нью-Джерси" в сезоне-98/99 (генеральный менеджер "Дьяволов" Лу Ламорелло говорил ему, что вызвать в основную команду должны со дня на день) обернулся травмой колена, месячным простоем и долгим набором формы, после которого Александр и перестал испытывать всякие иллюзии. В довершение всего клуб "Мюнхен", который его по возвращении из Америки ждал, но не дождался (Семак заехал погостить к своему другу Равилю Хайдарову, выступавшему в клубе второго дивизиона, да там и остался), стал чемпионом Германии...

- Ни о чем в своей карьере не жалею, потому что главным для меня всегда было получать удовольствие от того, что делаю. Пошел в "Динамо", а не к Тихонову в ЦСКА, потому что во второй сборной сработался с Моисеевым. Из "Нью-Джерси", может, вообще надо было просить обмена на полгода раньше: это сейчас мне все равно, по какой тактике играть, а тогда хотелось идти вперед, забивать. И тем более в Германии - стоило ли полгода мучиться ради чемпионства в команде с двумя десятками "дубовых" канадцев, если в своем клубе мне в радость игралось в звене с Хайдаровым и Знароком?

Самое интересное, что и началась его карьера во взрослом хоккее с того же самого невезения!

- Вот вы спросили, помню ли я свой первый гол в высшей лиге за "Салават" - в 83-м Тюляпкину из Горького? Нет, не могу вспомнить. Зато до сих пор перед глазами, как еще до того забил чистый гол "Крылышкам", но его не засчитали. Наш игрок шел на ворота, его сбили, и он врезался во вратаря. Шайба отлетела ко мне, и я ее верхом через них обоих перебросил. Должны были засчитывать - ведь все произошло в движении, наш хоккеист голкипера не блокировал, а, наоборот, его сбили! Так обидно было...

ВЕЛИКИЙ ЛАМОРЕЛЛО И НИЧТОЖНЫЙ РЕННИ

Почему же звезда "Динамо" не дождался Игр в Альбервилле и уехал в "Нью-Джерси", где стоял на драфте еще с 88-го?

- К тому моменту многие мои одноклубники по "Динамо" уже отправились за океан. Но Лу Ламорелло не торопился давать мне шанс, держал в России. И когда в середине сезона-91 /92 меня все-таки туда пригласили, я понял, что другой возможности может и не быть - потому и не дождался Олимпиады. Тем более что и убегать не надо было: из "Динамо" вообще все уезжали спокойно. Сели за стол переговоров - тогда клуб с клубом по деньгам договаривался напрямую. Сейчас такую систему хотят вернуть, и это правильно - зачем всех стричь под одну гребенку? Юрзинов тоже отнесся с пониманием: просил остаться до Игр, но не настаивал и не давил. Так я и уехал, без приключений.

О своем первом генеральном менеджере в НХЛ Семак до сих пор вспоминает с восторгом. Впрочем, тут уместнее не прошедшее, а настоящее время: всякий раз, когда Александр приезжает в свой дом в Нью-Джерси (раньше сдавал этот дом Сергею Брылину, теперь - одному русскому художнику, переехавшему в Нью-Йорк), непременно заглядывает в кабинет Ламорелло, а в специальном окошечке стадиона его ждут билеты на матч "Дэвилз".

- У меня с прошлого года дочка учится в школе в Нью-Джерси, и как-то мы с ней зашли в кабинет к Лу, с которым мы в хороших отношениях. Она рассказала, что вся ее школа, а особенно хоккейная команда, менеджером которой она является, яростно болеет за "Дэвилз". Я, конечно, не стал объяснять Лу, что менеджер в ее случае - громко сказано: Кристина носит на тренировки и матчи бутылки с водой для игроков. Но Ламорелло сказал своей юной "коллеге": "Зайди позже". И надарил потом сувениров для одноклассников с эмблемой клуба - майки, кепки, шайбы...

А идеальный хоккейный менеджер как раз и должен быть таким, как Лу, - умным и хитрым. Разбираться в каждом нюансе и уметь объегорить любого. Я потом работал, к примеру, в "Айлендерс" с Майком Милбери, бывшим бойцом, и не сомневаюсь: если Ламорелло надо будет на обмене обмануть Милбери и всучить бог знает кого, он найдет способ это сделать. Недаром же ему доверили и баскетбол! Вроде бы он в нем и не разбирается, но со своим талантом менеджера сделал из "Нетс" такую команду, которая дошла до финала и уступила только "Лейкерс"!

Хоть и утверждает Александр, что ни за кого в НХЛ не болеет (только в тех случаях, когда делает ставки в тотализаторе), по его страстному монологу о Ламорелло этого не скажешь. Кроме того, ставки Семака на "Нью-Джерси" почти всегда оказываются удачными: перед самым Новым годом "Дьяволы" за 40 секунд до конца овертайма забили победный гол "Вашингтону", а на днях разгромили "Флориду"...

Со вторым сезоном в составе "Дэвилз" у Семака связаны самые сладкие НХЛовские воспоминания. Под руководством Херба Брукса - творца невероятного американского "чуда на льду" на Олимпиаде-80 в Лейк-Плэсиде - Александр блистал в одной команде с великой парой Фетисов - Касатонов и в одной тройке с нынешним форвардом "Ак Барса" Валерием Зелепукиным (два ветерана по-прежнему регулярно перезваниваются). На двоих за сезон они забили 60 голов и сделали 82 результативные передачи, а Семак с 37 шайбами уступил из наших только Могильному и Буре.

Но потом пришел Лемэр, о котором, между прочим, Семак не говорит ни одного плохого слова. Наоборот, подчеркивает, что очень уважает его и как специалиста, и как человека. Такое приятно слушать после десятков жалоб наших легионеров, любящих списывать свои проблемы на козни "антироссийских" тренеров. Александр, чей атакующий хоккей не подходил под видение Лемэром игры центрфорвардов, говорит просто: "Не мой тренер, не мой хоккей".

Еще один всплеск был у Семака в "Айлендерс". Играя мало и конфликтуя с тамошним "богом, царем и воинским начальником" (то есть генеральным менеджером и главным тренером в одном лице) Майком Милбери, он все же ухитрился забросить за сезон 20 шайб. И все же был обменян в "Ванкувер" - последний свой клуб НХЛ.

- Милбери хотя бы мешал команде, а молодой тренер Том Ренни в "Ванкувере" - тот вообще ничего не делал. Все решали ветераны клуба: кто громче в раздевалке на собрании выступит, тот больше времени на льду и проводит. Не случайно Ренни с тех пор так работу в НХЛ и не получил. Вот только мне от этого не легче...

Был еще вариант с "Питтсбургом". Осенью 98-го чех Ланг бастовал - и "Пингвины" пригласили Семака в тренировочный лагерь. Если бы Ланг не подписал контракт - бывший и будущий динамовец поиграл бы еще в НХЛ. Но перед самым сезоном - подписал. И Александра, вежливо поблагодарив, отправили восвояси.

- Смогли бы сейчас играть в НХЛ?

- Матчей пять бы сыграл. Пока не сломали бы.

- Болячки, значит, донимают?

- Именно. Сегодня вот локоть ни с того ни с сего распух. Чуть ударишь - травма. Пива выпьешь - колени могут распухнуть. ..

- Ностальгии по НХЛ не испытываете?

- Нет, потому что понимаю: всему свое время. Да и уровень российского чемпионата не так далек от НХЛ, как раньше, и здесь на одном коньке сейчас тоже никого не объедешь.

- Сколько еще играть собираетесь?

- Контракт с "Динамо" заключил на год. Вот после сезона и буду решать. Может, вообще закончу...

ПОЧЕМУ УЕХАЛ ИЗ УФЫ?

Возвращение транзитом через Германию в "Салават" получилось сенсационным. Никто, например, не думал, что в 35, в средней команде, можно стать лучшим бомбардиром второго круга первенства суперлиги. Борис Михайлов даже в сборную звал - но Александр объяснил, что в таком возрасте на двух фронтах воевать тяжело. Лучше делать что-то одно, но на совесть. Так, например, чтобы попасть на Матч звезд в Ярославль, что удалось ему в прошлом году.

На капитана уфимской команды молились болельщики - Семак вспоминает, что жена, приехав из Москвы и попав на хоккей, была ошеломлена тем божественным приемом, который оказывают ее мужу. Александр добавляет: "В Уфе болельщики могли простить мне любую ошибку. В "Динамо" совсем по-другому: здесь заново надо заслужить любовь. Молодые-то поклонники не помнят, как я в начале 90-х играл..."

Почему же он на старости хоккейных лет вновь отправился покорять Москву?

- Если называть вещи своими именами, меня из "Салавата" по-тихому сплавили. Кому-то авторитетный человек, который видел все, что происходит в команде и не собирался молчать, оказался не нужен. Некоторые люди из руководства клуба до сих пор распускают слухи, что я запросил немыслимые деньги.

- Да, читал в Интернете одну уфимскую газету, где написали, что вы попросили в "Салавате" зарплату, какую не получают директора заводов. А "Динамо", мол, предложило вам земельный участок на Рублевском шоссе.

- Никакого участка нет - живу в той же квартире в Крылатском, которую купил в годы игры в НХЛ. Я знал, сколько реально стою и сколько мне может заплатить "Салават". В других клубах мне предлагали вдвое больше - но я привык к Уфе и был готов там получать намного меньше. Просил реальные деньги и совершенно точно знал, что мне их могут заплатить без проблем.

- Уже в составе "Динамо" в овертайме матча со своей бывшей командой вы реализовали буллит. Получается, отомстили?

- Ребята-то тут при чем? Со многими поддерживаю отношения, они не виноваты в том, что в клубе такое руководство. (В подтверждение слов Семака на его мобильном телефоне тут же раздался звонок от нынешнего капитана "Салавата" Виталия Карамнова. - И.Р.) . И болельщикам я благодарен за все. Так что никакой местью тот гол не был.

В "Динамо" он всем доволен. Говорит, что для команды и в тренировочном процессе, и в восстановительном созданы условия, которые приближаются к уровню НХЛ, - к примеру, тренажерный зал. И с Билялетдиновым у него все в порядке: "С годами мудрость пришла - теперь понимаю, что тренер всегда прав. И когда шел в "Динамо", знал, как все будет". Играет он, конечно, меньше, чем в Уфе, но не расстраивается: "Там, бывало, матч заканчивается - и ты чувствуешь, что от усталости сейчас сознание потеряешь. Не понимаешь, что вокруг происходит. Но и здесь времени хватает, никто меня не зажимает - надо только забивать". Он и забивает: 8 голов за полсезона для почти 37-летнего игрока - неплохой результат.

В АМЕРИКУ ВЕРНУСЬ... НА ПЕНСИИ

Семак признается, что может позволить себе роскошь сосредоточиться на хоккее. Жена Юля, которую Саша встретил еще в девятом классе, - мастер на все руки. С одной стороны, бизнесвумен: занимается поставками настоящего грузинского "Боржоми" чуть ли не по всему миру, а заодно держит магазин модной одежды в Уфе. При этом и быт весь - тоже на ней. На Новый год, правда, поехала к дочке в Штаты - и вместе с ней отдыхать, на Карибские острова.

Девять лет за океаном не могли пройти даром: часть Сашиной жизни осталась в Америке. Дочь, которой сейчас 14, после года пребывания на родине захотела учиться в США, и родители подобрали ей частный пансион, которому больше ста лет.

- Она сама из нескольких вариантов выбрала именно этот, - говорит Семак. - Существует статистика, что 99,9 процента выпускников этой школы поступают в университеты, большей частью престижные. Русских до Кристины там не было - только минувшим летом наши друзья из Нью-Йорка отдали свою дочь туда же.

- А вы сами допускаете, что после окончания карьеры вернетесь в Америку?

- В больших городах я бы там смог жить - понял это, играя в Нью-Йорке, Тампе, Чикаго, Ванкувере... Но хоккейную работу мне будет легче найти в России, а потому о возвращении туда задумаюсь только на пенсии. Медицина прекрасная, птички поют, белочки бегают... К тому же, может, дочка будет там жить, и дом мы пока продавать не собираемся. Но что сейчас об этом говорить - я ведь в хоккей еще не наигрался...