Газета Спорт-Экспресс № 10 (3097) от 17 января 2003 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 4

18 января 2003

18 января 2003 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. Межсезонье

Игорь ШАЛИМОВ

КО ВТОРОМУ КРУГУ МОГУ СОВСЕМ ПОСЕДЕТЬ

Новый главный тренер "Уралана", едва мы представились, предложил беседовать на "ты". Мол, ровесники. Попробовали - не вышло: Шалимов при всей его открытости к панибратству не располагает. На "вы" все-таки лучше. Главный тренер как-никак. Пусть и самый молодой в истории нашего футбола.

СТАТЬ ТРЕНЕРОМ ПОДТОЛКНУЛА ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ

- Вы много лет были Игорем, Шалей, Игорьком. Теперь стали Игорем Михайловичем. Привыкли, что зовут по отчеству?

- У меня был опыт прошлого сезона, когда в "Краснознаменске" игроки звали меня по отчеству. Так что успел привыкнуть. Вообще я полагаю, что все отношения в команде нужно строить на взаимном уважении. А оно предполагает обращение по имени-отчеству.

- Игрока, который вечно мешает начинающим тренерам, тоже за год успели в себе убить?

- Я с ним расправился, едва начал работать тренером. Известно: люди, сумевшие поиграть на хорошем уровне, став тренерами, очень болезненно реагируют на ошибки подопечных. Они не понимают, как можно не сделать то или иное упражнение, техническое действие. Многие идут и показывают сами. Я, мол, могу, а вы, коряги... Я эту проблему сразу убрал, настроившись на иное восприятие футболистов.

- Какое?

- Надо сразу понять, каков потенциал людей, которые у тебя в распоряжении. Эти возможности нужно раскрыть, выжав из людей максимум, понимая при этом, где их потолок. Если бы я этого не понял, не удалось бы спокойно и с удовольствием работать во втором дивизионе.

- Будучи игроком, вы думали о карьере тренера?

- Еще играя, твердо решил: останусь в футболе. Ведь ничего не знаю в жизни так же хорошо, как эту игру. А уж в каком качестве останусь - это был другой вопрос.

- Вашу карьеру игрока оборвала двухлетняя дисквалификация, вызванная обвинением в употреблении допинга. Столь грустный финал повлиял на решение стать тренером?

- В чем-то вы правы. У меня осталось очень много нерастраченных сил и амбиций. Захотелось доказать, что я могу, что Шалимов не кончился. Плюс было желание передать знания и опыт другим. Играй спокойно до 35 лет, настрой, возможно, был бы иным.

- Вы стали главным в клубе премьер-лиги, отработав тренером всего год. Как удалось разрушить стереотип, что тренеры в России - каста избранных?

- Моих заслуг на сегодня не много. Решение принимал Кирсан Илюмжинов. Это он рискует.

- Но вы наверняка интересовались, почему президент Калмыкии и "Уралана" принял такое неожиданное, если не сказать сенсационное решение?

- Он советовался с людьми, имеющими вес в российском спорте. Думаю, 70 процентов опрошенных связываться с Шалимовым ему не советовали. Но в 30 попали очень авторитетные люди.

- В "Уралане" есть игроки почти одного с вами возраста. Как строить с ними работу?

- Самое важное в работе тренера - авторитет. Его рассказами о былых заслугах не заработать. Зарабатывать авторитет у игроков помогают победы и конкретные дела. Помогает и вера футболистов в то, что им предлагается.

- Ваши подопечные в то, что им предлагается, верят?

- Пока да. Стремлюсь создать в команде атмосферу доверия, сделать из нее коллектив единомышленников. Тогда у нас многое получится.

- Пока у вас получилось убедить в своей состоятельности Илюмжинова. В недавнем интервью "СЭ" он рассказал: перед принятием решения назначить Шалимова главным тренером он беседовал с вами почти всю ночь. О чем, если не секрет?

- Обо всем. В том числе о футболе. Он спрашивал - я отвечал.

- Это было похоже на интервью?

- Отчасти.

РЕВОЛЮЦИИ В ЭЛИСТЕ НЕ ПРЕДВИДИТСЯ

- В первой половине межсезонья "Уралан" больше потерял, чем приобрел. Это стечение обстоятельств или ваше осознанное решение?

- Не думаю, что мы станем слабее. Я хочу взять на ключевые позиции легионеров из Европы. Их будет четверо или пятеро - два центральных защитника и пара центральных хавов. Ищем и одного крайнего полузащитника.

- Откуда такое пристрастие к иностранцам? "Уралан" уже обжигался на легионерах, и очень больно.

- Уверен, что я не ошибусь. Знаю, что люди, помогающие мне искать в Европе футболистов, не подведут, и у нас будут играть мастера хорошего класса. О поиске игроков в России такого же сказать не могу: здесь возможны ошибки. За футболистов уровня российской сборной у нас просят безумные деньги. Иностранцы такого же класса обойдутся дешевле. К тому же времени у меня катастрофически мало, и в бесконечных смотринах смысла не много.

- Вы не жалеете ни об одном из футболистов, покинувших Элисту зимой?

- Семочко меня полностью устроил бы как футболист. Правда, настораживает отношение этого парня к команде и контрактным обязанностям. У него же есть действующее соглашение с "Ураланом"!

- А Казаков, который на протяжении двух лет был лидером команды, ее капитаном, душой коллектива. Вы расстались, не сойдясь характерами.

- Это не так. Казаков хотел уйти - и ушел. Пока мы не стали его удерживать. Но вопрос еще окончательно не решен.

- Чугайнов, похоже, стал жертвой тактической перестройки "Уралана", который теперь будет играть в обороне "зону"?

- С Чугайновым мы подробно поговорили и поняли друг друга. Да, он - либеро высокого класса. Но я хочу построить игру "Уралана" так, что понадобятся два иностранца, уже игравших подобную "зону". Иначе у нас ничего не получится: команда начинается с обороны.

- Суммируя сказанное, можно сделать вывод: Шалимов затевает настоящую революцию.

- Напротив, я настоял на том, чтобы удержать в команде как можно больше футболистов, которые пришли в прошлом году. Можно было продать многих за бесценок, а потом потребовать купить мне новых. Но такая стратегия была бы ошибочной. Покупать надо 5 игроков на ключевые позиции. Когда клуб приобретает 15 новичков, это не приносит пользы.

- Именно поэтому из большой группы новичков, побывавших с "Ураланом" на декабрьском кипрском сборе, лишь единицы приехали сюда, в Турцию?

- На Кипре работал наш дубль и ребята, которых мы смотрели на перспективу. Селекция не должна быть спонтанной, молодых игроков надо вести не один год. "Уралан" пытается вести такую работу.

- Почему "Уралан" не проводит в Турции спаррингов?

- Смысла нет. Что я могу увидеть, если мы нагружаем ребят так, что ноги их не очень-то слушаются?! Но разок сыграем, вспомним, что такое мяч.

- Вашим помощником стал Николай Писарев, как и вы, недавно завершивший карьеру. Почему вы выбрали именно его?

- Во-первых, мы одинаково видим футбол. Во-вторых, давно дружим.

ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ ДОЛЖНА БЫТЬ СВОЕВРЕМЕННОЙ

- У вас, начинающего тренера, есть идеал в этой профессии?

- Нет. Больше других мне дал Ренцо Уливьери, с которым мы работали в "Болонье". Из его тренерского багажа я взял довольно много.

- А идеал игрока существует?

- Федор Черенков. Когда я, совсем пацан, попал в "Спартак", был поражен отношением к делу, мастерством этого человека.

- Со "Спартаком" Олега Романцева вам теперь предстоит соперничать.

- Эта дуэль мне интересна. О Романцеве говорить не хочу. Неинтересно мне это, хотя "Спартак" остается для меня родной командой. Другое дело, что теперь на нас с Писаревым будут смотреть как на представителей нового поколения тренеров, которое пытается заявить о себе. Уверен: писать и говорить будут много. И ругать, наверное, будут. Но хорошо бы дать повод и для похвал.

- Вы знакомы с Сергеем Алейниковым, которому выпала схожая миссия в "Торпедо-ЗИЛе"?

- Конечно! У нас хорошие отношения.

- А с новым министром спорта, еще одним в недавнем прошлом большим спортсменом, Вячеславом Фетисовым?

- Да. Мы общаемся, если есть возможность.

- Вы заработали репутацию принципиального человека, редко идущего на компромиссы. А тренер должен порой быть гибким. Вы не боитесь, что принципиальность обернется вам боком?

- Принципиальность я проявляю только тогда, когда она нужна. А заявлять: решаю все я, потому что я тут главный, самый умный и дальновидный, опытный и проницательный, не надо. Будешь глупо выглядеть. Хотя, конечно, есть вопросы, где решения должен принимать только главный тренер. Так, по приглашению новых футболистов, определению состава, методике проведения сборов мне советчики не нужны. За результат-то спросят меня, а не тех, кто советовал. Но в каких-то вопросах, напротив, нужно советоваться и даже делегировать полномочия коллегам.

- Тренеров часто делят на демократов и диктаторов...

- Мне больше нравится золотая середина.

- Эдакий западный стиль: все строго регламентировано, но в то же время очень демократично.

- Дело не в стиле. Дело в том, что у нас мало кто занимался воспитанием личностей. Да, мы, русские, сильны коллективизмом, но в команде нужны еще и сильные индивидуальности, способные взять ответственность на себя. Пусть с ними обычно сложно, но только они делают результат. Я пытаюсь добиться, чтобы ребята думали сами, но при этом сохранялась дисциплина.

- И по вечерам исполнение распорядка дня не проверяете?

- Нет. Никто за игроками в замочную скважину не следит и следить не будет.

- А если "безнадзорные" напьются, что сделаете?

- У нас все в контрактах записано. После второй пьянки игрок может потерять работу. Но надеюсь, подобного не случится. Если мы делаем общее дело, зачем разрушать его своими же руками?!

- У вас рано стала пробиваться седина. Вероятно, предрасположены к этому. Ваш прогноз - за какой срок голова тренера Шалимова станет совсем седой?

- Возможно, уже ко второму кругу предстоящего первенства. Стрессов у меня будет много. Это точно.