Газета Спорт-Экспресс № 10 (3097) от 17 января 2003 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1

18 января 2003

18 января 2003 | Футбол

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

КФК

БОМБАРДИР СО ЗНАНИЕМ ХИНДИ

Сабир ХАМЗИН.Есть люди, симпатичные сразу и бесповоротно, - он из таких. Едва начав разговор, мы, не сговариваясь, перешли на ты. "Слушай, - сказал он, - я же не Пеле какой-нибудь! За что такое внимание?" - "Как за что?! Старик, 61 гол за сезон - это не шутка!"

ХАРИН № 2

61 гол - это действительно не шутка, тем более за неполный сезон. Пусть и наколотил их Сабир Хамзин в турнире КФК, выступая за "Алмаз". Очередной рывок в его карьере. Предыдущие десять лет - сплошь рывки и остановки. Не успеешь разбежаться - стоп! Ему тридцать, и он играл в большой футбол во всех лигах, в мини, в футзал...

- Ты удивишься, но до 9-го класса я был вратарем!

- С твоим-то ростом?!

- В пятом классе пришел в ФШМ, там некому было стоять в воротах, попросили меня... Я был самым низким среди вратарей всех спортшкол Москвы. У нашего второго, Дусманова - он сейчас играет в Белоруссии, в Гомеле, - рост был метр девяносто, а у меня чуть ли не на 20 сантиметров меньше. Но основным был я. Даже в сборную Москвы вызывали.

- Прыгучестью брал?

- Не столько этим, сколько тем, что был нагловатым, шумным, не боялся идти в самую гущу... Наш тренер до меня воспитал Харина и хотел сделать из меня второго такого же. Но, как говорится, копия всегда хуже оригинала. На тренировках в "дыр-дыр" я часто играл в поле и остальным ни в чем не уступал. В воротах стоять не хотел. Подходил к тренеру, просил перевести в полевые, но он отвечал стандартно: стой, все нормально, рост не главное... В 9-м классе решил уйти из ФШМ. У дяди были знакомства в "Спартаке" - туда и перешел. В первой же игре забил. Играл два сезона впереди в паре с Рамизом Мамедовым.

- Дядя - футболист?

- Нет. Но именно он меня в спорт привел, а не родители. Я рос в Щелкове, и там одно увлечение было - мяч. В восемь лет дядя отвез на просмотр в ФШМ. Приняли. Помню, начеканил 12 раз. Но тут знакомые посоветовали родителям устроить меня в школу-интернат с уклоном в изучение хинди: престижно, после школы - дипломатическая карьера... И с 1-го класса я стал жить на "Профсоюзной" и изучать хинди. Но дядя все не мог успокоиться и уломал-таки родителей: в пятом классе я перешел в нормальную школу и начал ездить на электричке на тренировки в ФШМ.

- На хинди помнишь еще что-то? "Здрасьте" как будет?

- "Намастэ". И считать умею. Потом пригодилось в Бангладеш...

- На дорогу, наверное, часа по три в день уходило?

- Час 40 минут в один конец. Но мне нравилось - ни одного занятия не пропустил. Два года так ездил, а потом перешел в спортинтернат на Пионерской - там у ФШМ были спецклассы. Жили на Пионерской и гребцы, и лыжники... Учился там Кирьяков, но он был старше. А наша команда: Файзулин, Симутенков. Бут, Бавыкин...

- В конце концов футболистов оттуда убрали. Говорят, за разгильдяйство.

- Да нет, там были глубже причины. Но... веселились, конечно. Гребцов все время "душили" - подкалывали, то есть. У нас, мол, козырной вид спорта, а у них - второстепенный. Больше половины в каждом футбольном классе составляли иногородние - они по выходным отрывались по полной программе. Но ведь как-то надо было расслабляться - три раза в день занятия! Утром перед завтраком - прыжки с первого на пятый этаж по два-три раза. Как сайгаки... Некоторые через шесть ступенек перемахивали!

ЛОПНУВШИЙ БЮДЖЕТ

- В дубль "Спартака" я не попал, поступил в физкультурный институт и играл за команду "Буревестник".

- Всех драли, наверное?

- Не всех. Сильная команда была у института связи - он был на базе торпедовской школы, и многие ее выпускники туда поступали. А при ФШМ была армейская команда "ТРАСКО". Туда я и пришел по рекомендации приятеля - и, по иронии судьбы, попал в команду, которую тренировали Рожков и Верейкин, те самые, которые меня в 1-м классе в ФШМ просматривали. Доиграл второй круг за "ТРАСКО", забил, выходя на замену, девять мячей. В следующем сезоне за один круг - 17 мячей. В той команде играли Ловчев, Соломатин - с его передач, кстати, я много забивал.

- Зарплата, премиальные неплохие были?

- Хорошие. Но мы так удачно начали сезон (шесть игр - шесть побед), что премиальных бюджет клуба, видимо, не выдержал - лопнул. Президент скрылся, Рожков потерял интерес к команде и ушел. А нас с Соломатиным пригласили в "Динамо-Газовик". Мы имели полное право расторгнуть контракт и уйти. В отличие от других ребят - они-то были военнослужащими. Ловчев, помню, на месяц уезжал под Горький - проходил курс молодого бойца, принимал присягу..

- Тюмень, однако, в следующем сезоне вылетела...

- Состав-то был хороший: Камольцев, Ковардаев, Масленников, Кутепов, Долбоносов, Призетко, Бессмертный... Но с тренерами чехарда постоянная: Бубнов ушел перед началом чемпионата. Рожков - после первого матча, Ирхин доработал до конца первого круга, затем пришел Малофеев, но я уже уехал в Словакию.

- Как же тебя словаки "вычислили"?

- В апреле были там на сборах, играли с местной командой "Тренчин" - она принадлежала бизнесмену, который когда-то работал в Тюмени. Я ему приглянулся, клубы договорились, и я после первого круга улетел. Лучше бы я этого не делал! У президента случился какой-то конфликт с местными властями, команду он потерял, а я, так и не сыграв ни одной официальной игры, вернулся в Москву. Получил зарплату за два месяца - и до свидания!

"УМЕРЬ АППЕТИТ!"

- Следующий год пошел насмарку. Тренировался с "Локомотивом" - весной в манеже на Каширке сломал стопу. Старт чемпионата-96 пропустил. Вылечился - поехал на просмотр в Нижнекамск вместе с Валерой Чижовым, вратарем. Понравился, но не сошлись с президентом в условиях контракта.

- Какие-то нереальные деньги потребовал?

- Да нет... Сейчас думаю: надо было соглашаться. Неопытный был, да и цейтнот: до закрытия дозаявок оставалось два дня. Сезон пришлось доигрывать в мини, в "Минкасе". Спасибо Евгению Серафимовичу Ловчеву. А на следующий год меня пригласили в "Спортакадемклуб". Президент Лексаков сказал: "Сабир, надо, чтобы о тебе вновь вспомнили. Отыграешь за нас сезон, засветишься, получишь приглашение - отпущу без проблем". Я за круг забил 17 мячей и готов был уже уезжать (Астрахань интересовалась, Смоленск...), но снова сломал стопу - ту же, левую, плюсневую кость. "Засветиться" все-таки успел - пригласили в Латвию, в "Вентспилс".

Туда к Боровскому на просмотр нас, москвичей, поехало человек шесть: Миша Бесчастных, Некрасов, Генич, Воронков... Четверых купили сразу. Легионеров было девять человек: четыре грузина, четыре россиянина, один литовец. Задача - попасть в УЕФА, бороться со "Сконто" за чемпионство... В УЕФА попали, но в чемпионате заняли только третье место. Боровского сняли. Я забил в команде больше всех, девять голов, но в январе после сборов в Эмиратах отказались и от меня. Я был самый высокооплачиваемый в команде. Попросили "умерить аппетит" - не согласился.

У МИХАЛЫЧА

Следующий сезон провел в "Химках" на правах аренды. Задача стояла - выйти в первую лигу. Но всех опередила "Чукотка" - с ее-то финансами! Я забил мячей 10 или 11, стал лучшим бомбардиром команды. "Химки" хотели меня выкупить у "Вентспилса", но не сошлись в цене. Латвийцы все звонили: найдем тебе клуб, у нас есть выходы, не переживай... Так до начала сезона дотянули, и оказался я без команды.

Принял приглашение "Витязя" из Подольска - это КФК, так что разрешения у "Вентспилса" можно было не спрашивать. Оплата там, кстати, была достойная. Город тратил на спорт огромные деньги, да и тогдашний министр спорта Иванюженков был из этого клуба. Задача - выйти во вторую лигу. Сделали это легко: выигрывали 8:0, 10:0... У нас тройка нападения неплохая была - Чесноков, Снигирев и я. Но я в команде не доиграл: летом на ужасном поле - воинской части, там только коровам пастись! - подвернул ногу, мениск полетел... Вылечился, доигрывал сезон в футзале - в "Титане" у Михалыча (президент клуба Владимир Легостаев. - Прим.Д.Т.). Замечательный человек, изобретатель парусного велосипеда, мотоцикла на лыжах... Там играли Мухамадиев, Панферов, команда только создалась, но мы с ходу заняли третье место.

- В футзале принято схемы рисовать, комбинации...

- Это старожилы лиги - "Спартак", "Полигран", "Алмаз" - схемы вырисовывали. А мы на настроении и мастерстве всех обыгрывали, и их тоже. Бесшабашная такая команда была... А в 2001 -м вернулся я в "нормальный" футбол, в "Красную Пресню". Задача привычная - выйти во вторую лигу.

- Какие были отношения с Аль-Халиди?

- Всячески нам мешал! Доходило до того, что закрывал раздевалки, выгонял машины на поле. К команде отношения не имел, но поле-то было его. Видимо, не сошелся в каких-то вопросах с нашим президентом. В конце концов мы переехали в Олимпийскую деревню, а играли на стадионе Университета Патриса Лумумбы... За первый круг забил я там 17 мячей, а в июле уехал... в Бангладеш.

В "ПАРТИЙНОЙ" КОМАНДЕ

- Как же тебя туда занесло?

- Ехать сначала не собирался: было предложение из "Гомеля". Но белорусы тянули, и я решил: лучше синица в руках, чем журавль в небе. Тем более что звали только на месяц, на финальную пульку, а деньги предлагали приличные. И тренер наш, Суслопаров. И задача - стать чемпионами.

- Как тебе экзотика?

- Ужас! Грязные улицы, условия - никакие. Постоянные дожди, жара плюс 40, дышать нечем! Трудности начались еще в полете: пошел в туалет и вдруг вылетаю оттуда вместе с дверью! Начались страшные воздушные ямы, еле до места добрался, стюардесса чуть ли не матом кричит: "Пристегивайся!" Арабы молятся, женщины орут, я в холодном поту…

- А что такое бангладешский футбол?

- В стране две политические партии, каждая финансирует свою команду: "Абахани", где я играл, и "Махамедан". Между ними и шла борьба за золото. Погоду и у нас, и у них делали легионеры. Со мной играли два нигерийца и один ганец. У них - четверо нигерийцев. А с чемпионством произошла такая история. Играют наши соперники, стадион полный, 30-40 тысяч, мы всей командой на трибунах. Судья не дает пенальти в ворота "Махамедана", и тут на поле начинается потасовка, выбегают болельщики, начинают ломать ворота, жечь костры на трибунах! Мы - в автобус и на базу. Матч так и не доиграли. В федерации начались непрерывные заседания: то ли переигрывать, то ли оставить результат. Нам-то было выгоднее, чтобы оставили: "Махамедан" проигрывал - 1:2. Чемпионат приостановили, Суслопаров не знал, как нас готовить - то ли давать нагрузки, то ли нет. Матч таки переиграли, "Магамадан" выиграл. Но в финальном матче победили мы - 1:0.

- Собак ели?

- У нас в рационе была только курица. Собачатину я в Корее ел на сборах. Сладкое такое мясо. Но мы не знали, что едим, а когда нам сказали... лучше бы не говорили! (Смеется.) Спасались с Суслопаровым в русском клубе - брали книги, кассеты... И еще ежедневно по утрам ходил в компьютерный клуб - "СЭ" в интернете штудировал. Планировал уехать на месяц, а получилось на 10 дней дольше. Но эти дни - как два месяца! Когда уезжал, подошел президент: "Если мы тебе поднимем условия - приедешь?" Посмотрим, отвечаю вежливо. Но про себя думаю: ни за что!

"ВПЕРЕД, САБИР!"

- Вернулся из Бангладеш, сыграл за "Пресню" две игры, и тут - звонок. Мне еще летом говорили, что может выгореть вариант с Францией, но я тогда не поверил. И вот теперь: "Готов? Тогда оформляй визу - на просмотр". 20 сентября я полетел во Францию, сыграл две контрольные игры, забил в обеих и тут же подписал контракт. Клуб - "Стад Брестуа", выступавший в 3-м дивизионе. 20 команд, уровень игры - как в российской 1-й лиге. Когда-то они были и в высшей тогда там играли Жинола, Лама, Легуэн... Теперь задача стояла выйти во 2-й дивизион. В первом же матче я забил, но мы проиграли - 1:2. Там в одном матче на поле могут быть три иностранца, а нас было пятеро: камерунец, сенегалец, нигериец... Я был то в основе, то на замену выходил. Не много, но забивал. Через месяц-два на трибунах появились большие плакаты на русском языке: "Вперед, Сабир! Россия!" Приятно.

- Болельщики у них такие же сумасшедшие, как у нас?

- У них есть очень хороший момент: после игры - не важно, как она закончилась - в специальной VIP-зоне (бар, шведский стол, вино, пиво...) футболисты общаются с болельщиками. Приходят члены клуба, спонсоры. Твое присутствие не обязательно, но желательно. Можно позволить себе выпить пива, вина...

- Как там, кстати, с этим (щелчок по горлу) делом?

- Пьют, но очень умеренно. Удивило, что многие курят. Но, конечно, не при тренере. Каждый себе хозяин. Сборов нет, собираются за три с половиной часа до матча. Но организация сумасшедшая! Перед выездной игрой раздают распорядок всех дней по минутам.

- Условия жизни?

- Четырехкомнатная квартира с огромной гостиной, машина "Опель", подземный гараж. Это норма. Когда разговор шел о квартире, спрашивают: "Сколько вас?" - "Четверо. Мне в принципе двушки хватит". Посмотрели удивленно: "Вас же четверо! Какая двушка? Только четырехкомнатная!"

ВСЕГДА ГОТОВ!

- Во вторую лигу мы так и не вышли - сильнее всех была "Тулуза". Контракт закончился - полетел домой. Но еще во Францию мне звонил тренер Кузьмичев (он сейчас работает в Эмиратах) и сказал, что создалась команда "Алмаз", тренеры - Кульков и Пятницкий - меня ждут. Прилетел в Москву 22 мая, сразу звонок от Кулькова: "Готов?" И на следующий день уже играл за "Алмаз".

- Откуда такая бешеная результативность?

- Команда хорошая. Впереди в паре со мной Снигирев, Некрасов, Харин в воротах... Забил 61 мяч, но мог еще столько же. Один раз забил восемь голов - когда мы у "Орбиты" 14:1 выиграли.

- Во Франции здорово прибавил?

- Конечно! Во Франции не было ни одного проходного матча. Такая школа! Причем не сказал бы, что команда готовилась по сумасшедшему графику. Но там выходят на матч и бьются до последнего. И не помню, чтобы были в чемпионате какие-то разгромные счета - 4:0, 3:0. Все выигрыши - в один-два мяча.

- Какие планы?

- Уже есть предложения. Пока зима, тренируюсь и играю за "Полигран" в футзал. Не очень горел желанием, но тренер попросил помочь.

- У всех, получается, отпуск, а ты пашешь, как папа Карло...

- А чего отдыхать? Работать надо!

P.S. "Лечу в Катар к тренеру Кузьмичеву! - говорил Сабир по телефону пару недель спустя. - Посмотрю, что за условия. Но все под знаком вопроса. Так что напиши: Сабир Хамзин ждет предложений".

Дмитрий ТУМАНОВ