Газета Спорт-Экспресс № 278 (3070) от 6 декабря 2002 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1

6 декабря 2002

6 декабря 2002 | Баскетбол - Евролига

БАСКЕТБОЛ

ЕВРОЛИГА. 1-й групповой турнир. 7-й тур

Виктор АЛЕКСАНДЕР

ПОРАЖЕНИЕ ОТ КОМАНДЫ ИВКОВИЧА ЗАПОМНИЛ НА ВСЮ ЖИЗНЬ

ЦСКА - ШЛЕНСК - 73:45

Чем прежде всего запомнился матч ЦСКА с чемпионом Польши, завершившийся разгромом гостей? Конечно, вновь продемонстрированной "суперзащитой Ивковича". Так мало в Евролиге ЦСКА еще не пропускал. Предыдущее высшее достижение армейцев - 48 очков в их корзине во встрече с ПАОК в сезоне-97/98. Причем на этот раз красно-синие чуть-чуть не дотянули до рекорда турнира: финал все того же 1998 года "Киндер" - АЕК завершился со счетом 58:44. Однако главным событием в матче ЦСКА - "Шленск", безусловно, стал дебют (3 контрольных матча - не в счет) в армейском клубе отыгравшего 5 сезонов в НБА американского центрового Виктора Александера, в послужном списке которого есть также 2 проигранных финала Евролиги - в составе АЕК в 1998 году и "Таугреса" в 2001-м.

Чтобы пообщаться с Александером после игры, долго ждать корреспонденту "СЭ" не пришлось: новобранец ЦСКА вышел из раздевалки одним из первых. Компанию ему составил его соотечественник Джон Роберт Холден, с которым они бурно обсуждали перипетии только что завершившегося поединка, с удовольствием уплетая традиционные для России в это время года мандарины. При виде журналиста Александер несколько насторожился, но после того, как узнавший меня Холден шепнул ему на ухо, что речь идет о "СЭ", улыбнувшись, согласился ответить на все вопросы.

- Этот матч стал четвертым для вас в составе армейцев. Уже чувствуете прогресс в своей игре?

- Конечно. Ведь до приезда в Россию я не играл почти 6 месяцев и, естественно, утратил былые кондиции. Однако не стал бы называть этот матч четвертым. Сравнивать предыдущие тренировочные встречи с официальной игрой в рамках Евролиги нельзя - тогда у меня были другие партнеры и соперники. Так что в подлинном ЦСКА я дебютировал сегодня.

- Как оцените свои действия на площадке?

- В целом я доволен. В атаке, правда, получалось далеко не все, но ведь и "большие" соперника почти ничего из-под нашего щита в моем присутствии не забили. Взгляните на табло - и вам все станет понятно. Честно говоря, когда соперник набирает 45 очков, это так же приятно, как когда твоя команда преодолевает 100-очковый рубеж. Мы победили - и я счастлив!

- То, что сегодня вы появились в стартовой пятерке, для вас принципиально?

- Начинать игру с первых минут всегда приятно. Но решать, кто и когда выходит на площадку, прерогатива тренера.

- Вы сказали, что 6 месяцев не играли. Почему?

- В начале года я не мог покинуть Америку. Жена ждала ребенка, и естественно, я уделял все свое время семье. Потом у меня закончился контракт с "Детройтом", и я стал подыскивать варианты продолжения карьеры. Возвращение в Европу напрашивалось само собой: в последний сезон в НБА я впервые в жизни стал игроком глухого запаса, и это меня, конечно, не устраивало. В то же время перебираться через океан я не торопился. Хотел подыскать клуб с серьезными амбициями не только во внутреннем чемпионате, но и в Евролиге. ЦСКА - как раз из их числа.

- А зачем вы перешли в "Детройт" в прошлом году после долгого и успешного выступления за европейские команды?

- Детройт - это город, в котором я родился. Поэтому приглашение от "Пистонс" я воспринял с большим энтузиазмом. Никаких стоящих предложений от клубов Старого Света мне тогда не поступало, и я уже подумывал о завершении карьеры. И тут возник вариант возвращения на родину. Что мне еще оставалось делать?

- Тем не менее именно в Европе вы по-настоящему раскрыли свой талант.

- Считаю, что в НБА я тоже играл неплохо. А такое впечатление у вас создалось потому, что все европейские клубы, за которые я выступал, всегда были на хорошем счету. После стольких лет в Европе у меня осталась лишь одна не достигнутая цель - победа в Евролиге, в финале которой я дважды проиграл. Хотя в память врезалось и еще одно поражение. В 1997 году мой АЕК был на очень хорошем ходу, однако в греческом плей-офф уступил "Олимпиакосу". И тренировал тогда "Олимпиакос" не кто иной, как Душан Ивкович. В тот год под его началом был настоящий суперклуб, который громил всех и вся на любом уровне.

- А побеждать команды вашего нынешнего наставника вам удавалось?

- Думаю, мы поделили с ним очки примерно поровну (смеется). А вообще Ивкович заслуживает огромного уважения. Результаты его деятельности говорят сами за себя. Если охарактеризовать Ивковича в двух словах, то это жесткость и успех. Меня такая формула вполне устраивает.

- Когда получили приглашение от ЦСКА, вы знали, что замените там своего бывшего партнера по "Голден Стэйт" середины 90-х Криса Гэтлинга?

- Знал. Как и то, что серьезную травму получил еще один высокорослый игрок ЦСКА Дарюс Сонгайла. Жаль, конечно, что не придется поиграть вместе со своим другом Крисом, но бизнес есть бизнес. Раз руководство решило отказаться от его услуг, значит, так тому и быть. Во всяком случае в Москве я сегодня не чувствую себя одиноким. Есть Холден, есть Сергей Базаревич, которого я хорошо помню по ПАОК. Да и Дэррик Хэмилтон, играющий в вашей лиге (Александер, видимо, еще не знает, что Хэмилтон выступает за другой московский клуб - "Динамо". - А.Б.), мне тоже не чужой.

- С какими основными трудностями сталкивается американский легионер в Европе?

- Конечно же, это различия в правилах НБА и ФИБА. И хотя я к ним уже давно привык, сегодняшнее судейство меня иногда удивляло. Да и стиль игры в Европе заметно разнится с заокеанским. Здесь ты все время ощущаешь себя "одним из", там же все стремятся попасть в центр внимания. И хотя сейчас в США баскетбол постепенно становится более командным, философия игры по-прежнему эгоистичная.

- Вы упомянули свою семью. Расскажите о ней поподробнее.

- Я женат, у меня четверо детей, по которым я безумно скучаю. Думаю, семья прилетит ко мне в Москву накануне католического Рождества. Мой отец играл в баскетбол на любительском уровне и не оказывал на меня при выборе профессии никакого давления. Из родственников баскетболом сейчас занимаются племянницы, которые выступают за команду колледжа, и двоюродные братья. А вообще к спорту мои родные никогда не относились серьезно. На первом месте для них было и есть образование. Думаю, и моя жена, когда прилетит в Москву, вряд ли будет часто посещать матчи ЦСКА. Надеюсь, она найдет здесь для себя массу других интересных занятий. Например, сходит вместе со мной и детьми в кино.

Алексей БЕЗЪЯЗЫЧНЫЙ