Газета Спорт-Экспресс № 274 (3066) от 2 декабря 2002 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 3

3 декабря 2002

3 декабря 2002 | Хоккей

ХОККЕЙ

ВЧЕРА БОБРОВУ ИСПОЛНИЛОСЬ БЫ 80 ЛЕТ

Идут годы, десятилетия, и история - хотим мы того или нет - стирает в памяти поколений имена многих спортсменов, которых называли великими. Всеволод Бобров, которому 1 декабря исполнилось бы 80 лет, - счастливое исключение. Его по-прежнему помнят, хотя все меньше остается тех, кто видел бобровскую невероятную игру - и на футбольном поле, и в хоккейной коробке. И уж совсем мало тех, кому довелось выступать рядом с ним.

Вот мы и решили предоставить сегодня слово тому, кто вместе с Бобровым в далеком 1954 году завоевал золото на дебютном для нашей сборной чемпионате мира. Это был фантастический успех! Вспоминает вратарь той команды Николай Пучков:

- Мы свели вничью - 1:1 - важную встречу со шведами, причем матч проходил в четыре периода (приходилось все время разгребать снег). После той встречи члены оргкомитета турнира распорядились продавать билеты на переигровку за титул чемпионов Европы между нами и шведами, потому как все были уверены, что мы уступим канадцам, которые в итоге и станут первыми в мире.

Руководители нашей делегации провели собрание. Во встрече со сборной Канады, говорили они, нужно отдохнуть, чтобы сохранить силы на поединок со шведами. Мол, стать первыми в Европе для дебюта - великолепный результат. Высказывались многие, молчали Чернышев и Бобров. Когда очередь дошла до Всеволода Михайловича, он сказал: "Знаешь, Аркадий Иванович, отправляй всех спать. Завтра мы выйдем на лед и победим". Так и получилось. Состояние духа команды было просто потрясающим. Во многом благодаря таким людям, как Бабич, Шувалов, Виноградов и, конечно, Бобров.

О нем столько написано, столько сказано, что вряд ли удастся найти что-то новое. Мы долгое время играли вместе, хотя я и помоложе. Всеволод был интересным хоккеистом, грамотным человеком, умеющим работать. Почему он забивал, как правило, очень красивые голы? Потому, что здорово тренировался. Не в том смысле, что много работал, нет. Для такого таланта особой работы и не требовалось.

В чем его мудрость была? Отрабатывали, к примеру, броски по воротам. Мы по очереди подхватывали шайбу, бросали и снова становились в очередь. А Бобров атаковал через раз. Причем выходил на какую-то намеченную точку, а их у него было немало, и бросал шайбу - или по льду впритирку со штангой, или на высоте 10-15 сантиметров, или под планку. И так- часами.

Все думали, что у Боброва талант, потому, мол, он и забивает. А его главный талант - умение воспитывать в себе мастера. От Бога у него были ум и мудрость. Остального он добивался исключительно трудом.

У нас в ВВС хватало великих мастеров. Бобров, Бабич, Шувалов, Виноградов, Жибуртович. Но Бобров в этом списке стоит особняком. И в плане таланта, и в плане мастерства.

Он жизнь любил. На мой взгляд, если человек не любит жизнь, он и играть на хорошем уровне ни во что не будет. Он был очень хорошим капитаном. И команды ВВС, и сборной. После него что-то нарушилось, изменилась атмосфера в команде, за которую мы выступали. Все в ней стало каким-то официальным. Появились Чернышев, Тарасов. Большие мастера, хорошие люди, но... Ушли Бобров, Бабич - и мы что-то потеряли, видимо, то, с чего начинался отечественный хоккей. Эти хоккеисты привели нас к победам. Своими работоспособностью, человеческими качествами, преданностью делу они способствовали нашим первым успехам. У нас ведь тогда и нормальной амуниции не было - выходили на лед в велосипедных шлемах. Но ведь выигрывали! Бобров и представители его поколения создали атмосферу преданности хоккею, беззаветной любви к нему, они никогда не ставили свою игру в зависимость от финансовых условий. Острее всего утрату Боброва я ощутил на чемпионате мира-2000 в Санкт-Петербурге...

Всеволод КУКУШКИН