Газета Спорт-Экспресс № 272 (3064) от 29 ноября 2002 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

30 ноября 2002

30 ноября 2002 | Футбол

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ЛИЧНЫЙ АРХИВ

Всеволод БОБРОВ

"И вечно русский, самородный на поле памяти народной играет Всеволод Бобров!" - писал поэт и футбольный болельщик Евгений Евтушенко. Кажется, еще недавно Боброва знал любой. А сколько мальчишек, приходящих сегодня в красно-синих шарфах на матчи ЦСКА, вспомнят имя этого выдающегося спортсмена, легенды нашего спорта, которому 1 декабря исполнилось бы 80 лет?

К сожалению, поле памяти зарастает сорняками. Свое последнее пристанище Бобров нашел на обычном неохраняемом Кунцевском кладбище. Несколько лет назад какие-то нелюди осквернили могилу и повредили памятник, унеся сначала металлическую шайбу, а затем и мяч. Цветной металл, на продажу... Знали бы они, сколько "цветных металлов" - призов, в том числе и золотых - добыл стране, клубам, болельщикам ценой здоровья, а как потом оказалось, и жизни великий Бобров.

Он трехкратный чемпион Союза по футболу и шестикратный по хоккею, в 1948 году завоевывавший это звание одновременно в обоих видах спорта. Чемпион мира и Олимпийских игр-56 (в хоккее), один из ведущих игроков в составе столичного "Динамо" во время турне по Великобритании в 45-м, один из героев матчей с югославами на Олимпиаде-52. Неоднократный победитель розыгрышей Кубка СССР по футболу, хоккею и хоккею с мячом. Кто еще мог похвастать подобной результативностью - 0,868 мяча за игру - в союзных чемпионатах по футболу? Бобров - единственный в мире представитель игровых видов спорта, ставший капитаном сразу двух сборных страны - по футболу и хоккею! Как тренер вместе с хоккейной сборной страны выигрывал чемпионаты мира и Европы, возглавлял нашу команду в первых сериях игр с канадскими профессионалами, вместе со "Спартаком" брал золото чемпионата СССР.

"И он останется счастливо разбойным гением прорыва, бессмертный Всеволод Бобров. Защита, мокрая от пота, вцеплялась в майку и трусы, но уходил он от любого, Шаляпин русского футбола. Гагарин с шайбой на Руси!" - это снова Евтушенко. "Звучали, как Качалов и Москвин, здесь имена Федотова с Бобровым... гол всесильного Бобра" - это слова из стихотворения Константина Ваншенкина о матчах на "Динамо" в конце 40-х годов.

Судьба хранила Боброва и в детстве при пожаре, и в годы хоккейной карьеры, когда в авиакатастрофе погибла команда ВВС. Убежал он и от пуль маршала артиллерии. От травм, в том числе и сердечных, уйти не удалось. И играть закончил раньше, и из жизни ушел в неполные 57 лет... 4 декабря в Сестрорецке откроют памятник Всеволоду Михайловичу, а в воскресенье его память почтят родственники и друзья.

Александр БОБРОВ