Газета Спорт-Экспресс № 270 (3062) от 27 ноября 2002 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2
ФУТБОЛ |
Сергей ФАЛЬКОВ
ФУТБОЛЬНЫЙ АГЕНТ ДОЛЖЕН ПОЛУЧАТЬ КОМИССИОННЫЕ ПОСЛЕДНИМ
Сергей Фальков - один из немногих футбольных агентов в России, кто имел лицензию ФИФА (сегодня для ведения дел достаточно национальной лицензии). Деятельность этих людей всегда носила оттенок таинственности, поскольку связана с большими, а нередко и с очень большими деньгами. Побывав недавно в гостях у "СЭ", Фальков рассказал о нелегких буднях того, кто ищет для игроков клубы, а для клубов - игроков.
ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ НЕ ПРОХОДИТ
- Интересно быть футбольным агентом?
- Конечно. Футбольный агент сталкивается с проблемами людей, имеющих оригинальное душевное состояние. Вот пример. Как-то на переговорах с одним из клубов высшей лиги я в шутку сказал, что условием разрыва контракта может быть женитьба футболиста. Четверо из пяти присутствующих отнеслись к этим словам серьезно. Среди них был и сам игрок.
Вообще в договоры поначалу приходилось вносить массу условий, поскольку каждая сторона опасалась, что ее обманут. Такое происходит в любой сфере бизнеса, когда приходит новый человек без рекомендаций. Мы присматривались друг к другу. Но за два года ни один мой футболист не уходил из клуба со скандалом.
- А как становятся футбольными агентами?
- В 1982 году я окончил институт физкультуры, мое первое образование было футбольным. Потом получил еще экономическое и дипломатическое образование, занялся банковским и страховым бизнесом, но первая любовь, как известно, не проходит. В результате основал спортивное агентство. Считаю футбол перспективным объектом для развития смежного дела. Есть хорошие примеры "Крыльев" и ЦСКА, где футбол и бизнес органично переплетаются. Скажем, для сырьевых компаний успех финансируемого ими клуба, как визитная карточка, играющая важную роль в имиджевом плане.
- Что необходимо сделать, чтобы получить лицензию агента ФИФА?
- Раньше надо было пройти собеседование в РФС, получить от него рекомендации, предоставить гарантии швейцарского банка на 200 тысяч швейцарских франков и сдать экзамен. Он включал в себя тридцать вопросов, на каждый давалось четыре варианта ответов, из которых предстояло выбрать правильный. Сейчас экзамен сдается в национальной федерации, и сумма гарантий уменьшена вдвое.
- Какого характера были вопросы?
- В основном по регламенту ФИФА, в котором вряд ли до конца разбираются даже люди, его написавшие. Было много заданий практического плана. Вроде такого: игрок имеет с клубом контракт, условия которого не выполняются. Ему поступило предложение из другой команды. Какова должна быть сумма компенсации? 25 вопросов было по международной тематике и 5 - по российскому законодательству.
- Существует ли лимит на выдаваемые лицензии?
- Нет. Главное - правильно ответить на 25 - 26 вопросов из 30.
- Сколько вы набрали баллов?
- Тридцать.
КОГО ВОЛНУЕТ СТРИЖКА ИГРОКА?
- Лицензия - это половина дела. Надо еще и клиентов найти.
- Первым три года назад на меня вышел игрок ЦСКА Александр Гришин. Я только-только заимел лицензию и с того дела дивидендов не получил. Удалось договориться о переходе Гришина в "Факел", с которым он через год вышел в высшую лигу. Все остались довольны, и через некоторое время ко мне начали обращаться с различными просьбами. Довольно быстро понял, что с большим количеством людей работать невозможно. Практика это подтверждает. Например, в НХЛ считается ненормальным, если у агента больше семи клиентов.
- А если работаешь не один, а в рамках агентства?
- У нас первое в России такое агентство. Мы берем игрока на полное обслуживание, начиная с визовой поддержки при путешествиях за границу и заканчивая помощью в приобретении квартиры. Делаем при этом определенные скидки. В день в агентстве раздается два-три звонка, в том числе и от тренеров, с разовыми просьбами. Как в бюро добрых услуг. Недавно обратился футболист, который интересовался, в каком банке лучше разместить свои средства.
- Если он решил не хранить их под матрасом, это говорит о новом уровне мышления наших игроков.
- Это так. Деловые качества игроков меняются в лучшую сторону. Сейчас они хорошо представляют, что хотят от жизни.
- Сколько клиентов у вашего агентства?
- Я лично работаю с динамовцем Березовским, Мицейкой из "Зенита" и спартаковцем Мижигурскисом. Еще с двумя игроками российской сборной контракты в стадии подписания. А вообще в агентство, в котором работают девять человек, включая юриста и специалиста по финансовым проблемам, обращались по различным вопросам 85 футболистов. Кто-то из них предлагает вести их дела, но мы пока к этому не готовы. Надо ведь быть в постоянном контакте с главным тренером, президентом клуба, решать, например, стричься футболисту или нет.
- Жены имеют большое влияние на наших игроков?
- Громадное. Помню, два года назад я занимался переходом Филимонова в "Перуджу", сорвавшимся из-за того, что итальянский клуб вылетел из высшего дивизиона. Все дела голкипера вела его супруга, юрист по образованию. Насколько я понял, Александр не совершает серьезных поступков без согласования с ней. Мы и с женами умеем находить контакт, рассказывая, например, о скидках в магазинах (смех в зале). К слову, сейчас часто критикуют спартаковское руководство, но в случае с Филимоновым могу сказать, что технический директор красно-белых Шикунов сработал очень грамотно.
С ЮНЫМИ ЗВЕЗДАМИ РАБОТАТЬ СЛОЖНЕЕ
- Первый опыт агентской деятельности вас не обогатил, а вообще это прибыльное дело?
-Да.
- Рискованное?
- Элемент риска существует, но я его снижаю, перенося все договоренности на бумагу. Чтобы не возникало неприятностей, необходимо лично увидеть контракт, иначе сумма трансфера может неожиданно возрасти в несколько раз. В противном случае существует опасность подставить себя, называя эту сумму президенту клуба, приобретающего игрока. Никого не волнует, как я получил информацию, важно, чтобы она была точной.
- С кем сложнее работать - с уже сложившимся футболистом или молодым талантом?
- Многое зависит от воспитания, но в целом мне проще работать с опытными игроками. Юные звездочки оценивают себя неадекватно. Им достаточно удачно сыграть один матч, забить мяч и получить высокую оценку в "СЭ", чтобы возомнить себя невесть кем. Как-то одного игрока упомянули в числе кандидатов в сборную, так тот на следующий день провел худший матч в сезоне.
- Есть ли разделение на агентов клубов и агентов игроков?
- Совмещение возможно, но в каждом отдельном случае лучше, если ты представляешь одну из сторон. Я чаще нахожусь на стороне футболистов. А клубы нередко обращаются за финансовыми консультациями, поскольку у работников наших команд невысокие зарплаты, соответственно и уровень подготовки недостаточный.
- В отличие от рядовых служащих некоторые игроки получают незаслуженно много.
- Мне сложно судить об этом, так как футболисты являются клиентами, - моя задача, чтобы они получали больше. Но при переговорах я понимаю президента клуба, который и без того тратит громадные средства на зарплаты. Необходимо находить золотую середину.
- Какой процент от сделки достается агенту?
- На Западе - от двух до четырех процентов, у нас - от двух до десяти: 5 - 10 от заработной платы, 2 - 4 - при трансфере. Если находишь футболисту рекламный контракт, то от него получаешь от десяти до двадцати пяти процентов.
- Какая самая большая сделка, в которой вам приходилось участвовать?
- Как-то помогал одному зарубежному агенту при переходе игрока во французский клуб. Тогда фигурировала сумма в полтора миллиона долларов.
РОССИЮ ЖДЕТ ПАДЕНИЕ ЦЕН
- В последнее время европейские цены на футболистов заметно упали. На российском рынке это отразилось?
- В футболе, как и в экономике, все переплетено. В Западной Европе сейчас действительно почти не случается громких трансферов, ведь в той же Италии, по моим сведениям, всего четыре клуба серии А не имеют долгов. Россия в этом плане отстает, у нас спад пока не ощущается, но, видимо, в скором времени мы испытаем трудности на себе. И президенты клубов, и игроки должны быть готовы к снижению сумм трансферов и зарплат.
- Клубы живут не по средствам?
- Доходы можно получать от продажи телевизионных прав, билетов, игроков и бренда. В нашей стране за счет этого не покроешь большую часть бюджета. Пытаются зарабатывать "Зенит", ЦСКА, "Спартак", амбициозно новое руководство "Динамо", но и у этих клубов доходы вряд ли приближаются к расходам.
- Правда ли, что российские игроки дороже иностранцев такого же класса?
- Обычно сравнивают с восточноевропейцами, которые действительно стоят дешевле. Ситуация усугубляется тем, что на мировом рынке появилось много свободных агентов - игроков, у которых закончился контракт, и они стали бесплатными.
- Нам периодически звонят тренеры и говорят: "Зачем вы так расхвалили игрока икс? Мы хотели его купить, но теперь с нас потребуют в два раза больше".
- Пресса действительно выступает в роли своеобразного агента. Может сделать как рекламу, так и антирекламу.
- Вы получили лицензию уже после "дела Босмана". Изучили историю того конфликта?
- На этом примере убедился, что соглашения надо достигать на всех уровнях, не выпускать джинна из бутылки. Босманом изначально двигала обида, которой не должно быть места. Необходимо договариваться.
- Может, зря обидели и Сычева?
- К сожалению, полной информацией об этом деле не владею. Очевидно, что в проигрыше обе стороны - и "Спартак", и футболист. Юные игроки не готовы к жестким высказываниям, возможно, это и послужило причиной разногласий. К 17 - 18-летним ребятам нужен определенный подход.
- Можете представить себе следующую ситуацию: вы работали над контрактом футболиста, все стороны договорились, подписали соглашение, а потом игрок вдруг заявляет, что не хочет играть в команде, и просит отдать трудовую книжку?
- Если клуб выполняет все условия, то футболист тоже должен им следовать. Контракт подразумевает ответственность обеих сторон. В случае одностороннего разрыва договора сильным игроком, за него предусмотрены такие отступные, которые не всякий претендент сумеет выплатить. Если на разрыв идет клуб, то условия соглашения все равно должны выполняться. А то у нас один футболист подал на КДК заявление о том, что ему не выплачивают зарплату. Так на следующий день ему перезванивает президент: "Ах, так?! Да я тебе теперь вообще ничего платить не буду!" И не понимает, что существуют институты, которые его заставят это сделать. Живут по старинке.
- Но мышление руководителей меняется?
- Естественно, идет эволюция.
- Тренеры любят говорить о так называемых жучках, которые мешают им в работе, губят молодые таланты. Что такое "жучок" с точки зрения агента ФИФА?
- Каждый вкладывает в это слово свой смысл. Я знаю много людей, у которых нет агентской лицензии. Они составляют определенную конкуренцию, но в то же время порой обращаются ко мне, потому что понимают: с помощью официального агента легче решать свои вопросы. Впрочем, на мой взгляд, наличие или отсутствие лицензии принципиального значения не имеет.
- Почему?
- Потому что потенциальные клиенты судят об агенте по его делам.
- Но лицензия - это гарантия профессионализма ее обладателя.
- В этом смысле она действительно нужна.
КОГДА-ТО СТРАХОВАЛ ФУТБОЛЬНУЮ И ХОККЕЙНУЮ СБОРНЫЕ
- Насколько нам известно, в сферу ваших интересов помимо футбола входит и хоккей.
- Наше агентство получило хоккейную лицензию всего полгода назад. Пока мы обслуживаем только одного хоккеиста - это нападающий "Лады" Фролкин. Но на будущий год клиентов будет больше. Хоккеистов тоже интересует бюро добрых услуг.
- Хоккейная лицензия такая же дорогая?
- Нет, намного дешевле. Ее главное отличие в том, что она выдается не на физическое лицо, как в футболе, а на юридическое.
- Вы уже разобрались в хоккейной трансферной системе?
- Не до конца.
- Что вас в ней удивило?
- Очень скромные компенсационные выплаты за хоккеистов. Например, за переход игрока, не являющегося "сборником", его новый клуб должен заплатить старому 25 тысяч долларов.
- Ваше агентство занимается страхованием своих клиентов?
- Нет. Хотя такой опыт у меня есть. В 1989 и 1990 годах я работал в страховой компании. Страховали в том числе и спортсменов. В частности, хоккейную сборную перед золотым чемпионатом мира в Берне и футбольную, которая в том же, 90-м году участвовала в мировом первенстве в Италии.
- От чего страховали спортсменов?
- Например, от временной нетрудоспособности. Была разработана достаточно гибкая страховка. Ее главное преимущество заключалось в том, что федерации футбола и хоккея не платили ни копейки. Более того, мне даже удалось найти спонсора страхования, тем самым освободив нашу компанию от финансовых затрат.
- Страховой бизнес в спорте невыгоден?
- Он дает возможность установить контакты с федерациями, чтобы потом через них привлекать новых клиентов. Но нам сейчас это неинтересно.
- В хоккее возможно "дело Сычева"?
- Нет, при условии выполнения клубом контрактных обязательств перед игроком.
- Вам все равно, чьи дела вести - русского футболиста или иностранного?
- Если мой клиент - иностранец, обязательно привлекаю к работе с ним юриста или агента той страны, в которой он играет. Иначе без знания тонкостей местного законодательства можно наломать дров. Так же поступают и иностранные агенты, если речь идет о футболисте из России. Мне иногда приходится выступать в качестве консультанта.
- С точки зрения агента, в каких странах нужно искать таланты для российских клубов?
- На мой взгляд, правильным путем идет киевское "Динамо", где играют в основном легионеры из стран бывшей Восточной Европы. Они легче адаптируются к нашим условиям, да и языковой барьер им преодолевать проще, чем бразильцам и африканцам. Пример Робсона, который через "Спартак" попал в Японию, а затем в клуб высшего французского дивизиона, является исключением из правила. В основном через наши клубы проходят посредственные легионеры.
- Вы скептически смотрите на перспективы иностранцев в российском чемпионате?
- Без них не обойтись. Это жизнь. Но глядя на молодежную и национальную сборные России, убеждаешься, что у нас и своих талантов хватает.
ИСКУССТВЕННОЕ ПОЛЕ ДОЛЖНО БЫТЬ У КАЖДОГО КЛУБА
- Как можете охарактеризовать российский футбольный рынок?
- Он действует все 12 месяцев. Летом, как и положено, его активность достигает пика. Что касается благосостояния немосковских клубов, то оно в основном зависит от любви к футболу первого лица города или области.
- Вы отслеживаете появление молодых игроков, на которых можно заработать?
- У меня есть сеть помощников в регионах. Они своевременно поставляют информацию.
- Если вам сообщают, что появился самородок, дальше сами его просматриваете?
- Либо сам, либо доверяюсь мнению квалифицированных тренеров во главе с Геннадием Костылевым.
- Зачем вы стали спонсором двух клубов второго дивизиона - "Жемчужины" и "Титана"?
- Это не чистое спонсорство. Мы хотим посмотреть, что представляет собой футбол на этом уровне.
- Почему именно второй дивизион?
- Во-первых, меньше расходов. Во-вторых, на этом уровне можно вести хорошую селекционную работу. С местом для тренировок проблем нет на стадионе "Салют" уже четыре года работает детская спортивная школа. Сейчас в ней занимаются около 200 детей.
- С Москвой все понятно. Но Сочи - это ведь очень далеко.
- Зато это идеальный город для развития футбола и для бизнеса. К концу ноября в Дагомысе мы положим первое искусственное поле. Есть и другие проекты. Почему именно "Жемчужина"? Нам предложили поучаствовать в судьбе этого клуба, клуба с богатой историей. Мы согласились во имя возрождения футбола в Сочи.
- У "Жемчужины" и "Титана" есть спортивные задачи?
- Любой клуб должен стремиться к первому месту.
- То есть вы можете содержать команду и первого дивизиона?
- Пока не готов ответить на этот вопрос. Главное понять, нужно ли это сейчас мне и моим партнерам. К тому же агентство сейчас отбирает очень много времени.
- Интересы сочинских болельщиков, которые помнят, что такое высший дивизион, учитываете?
- Конечно, хотелось бы, чтобы клуб играл в премьер-лиге. Но для этого необходимо создать инфраструктуру. На сегодняшний день "Жемчужина" на 85 процентов укомплектована местными воспитанниками. В клубе работают 10 детских тренеров и занимаются 150 детей. Кстати, в этом году все наши детские команды участвовали как минимум в одном турнире. Но без изменения отношений с властями выйти на более высокий уровень не только "Жемчужине" - любому клубу крайне сложно. В этом плане, к сожалению, в Сочи мы столкнулись с удивительным равнодушием по отношению к развитию как футбола в целом, так и детского футбола. Может быть, это связано с тем, что в прошлые годы клубу выделялось все необходимое, и в большом объеме. Главное было - правильно распорядиться средствами. С нашей точки зрения, если бы прежние руководители хотя бы на 10 процентов использовали предоставленные им возможности, сегодня "Жемчужина" была бы клубом премьер-лиги с развитой инфраструктурой, на полном самообеспечении и с развитым детским футболом.
- Вы сказали, что строите в Дагомысе искусственное поле. Разве там плохо растет натуральная трава?
- Мы тоже думали, что хорошо. Но не нашли таких мест. Кроме того, на искусственном поле можно тренироваться по 8-10 часов в день, а на натуральном - максимум 4 часа.
- Строительство полей - еще одно направление вашего бизнеса?
- Да. Мы участвуем в компании "ИнтерСпортСтрой", которая делает поля с любыми покрытиями. Три искусственных поля уже положили - одно в Саранске и два в Москве. Сейчас у нас около десятка заказов от клубов высшего и первого дивизионов. Гордимся тем, что нам принадлежит первое в России искусственное поле, получившее сертификат ФИФА, - оно находится на стадионе "Салют".
- Сколько синтетических полей должно быть в России?
- В идеале - по одному у каждого профессионального клуба. Я уже не говорю о коллективах физкультуры, многие из которых, особенно в Москве, могут себе это позволить.
ИЗ ДОЛГОПРУДНОГО УЕЗЖАЛ НА ПОСЛЕДНЕЙ ЭЛЕКТРИЧКЕ
- Вам самому на какой траве приятнее играть?
- Летом - на натуральной, зимой - на искусственной.
- Часто удается погонять мяч?
- Вот уже семь лет по выходным езжу с семьей в пансионат "Бор", где играю в компании знакомых бизнесменов.
- Ваше амплуа?
- Любой свободный участок поля. (Смех в зале.)
- Как агенту вам много приходится путешествовать?
- В среднем два-три раза в месяц. Причем, если есть возможность пригласить партнера в Москву, стараюсь ее использовать.
- Сколько знаете языков?
- Пока один - английский. Собираюсь выучить французский.
- У вас спортивное образование. Когда-нибудь всерьез рассматривали идею стать футбольным тренером?
- Нет, меня всегда тянуло к другой работе. После окончания института физкультуры я стал директором стадиона в Долгопрудном и параллельно участвовал в создании там футбольной команды.
- Директор стадиона был уважаемым человеком в Долгопрудном?
- Я спокойно уезжал на последней электричке, которая уходила, если не ошибаюсь, в десять минут первого ночи.
- У вас есть хобби?
- Собаки и чтение книг.
- Какие у вас отношения с другими агентами ФИФА?
- Тесно мы не общаемся. Но рынок настолько большой, что наши интересы почти не пересекаются.
- Перед тем как открыть свое агентство, изучали чей-нибудь опыт?
- Да, итальянский и испанский. В Италии познакомился с работой агентства GEA - крупнейшего в стране. Главный принцип везде одинаков неукоснительное соблюдение договоренностей. И еще в нашем мире есть такое выражение: "Если агент берет комиссионные последним, он обречен на успех".
- Обращение в ваше агентство футболистов с разовыми просьбами говорит о том, что у многих из них нет своих агентов.
- Наверное, они были на начальном этапе, когда игрок менял клуб, а потом сотрудничество прекратилось. Кстати, не все наши клиенты афишируют свои обращения, опасаясь ревности со стороны своих клубов.
Константин АЛЕКСЕЕВ,
Юрий БУТНЕВ